Судья: Бегишева Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело №33-6755/2024
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-2032/2023)
28 мая 2024 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ереминой И.Н. и Панковой М.А.,
при секретаре – Гилязовой Р.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 декабря 2023 года, которым постановлено:
«Требования Поздеевой И.Г. к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Самарской области включить в специальный стаж Поздеевой И.Г. периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря КИПиА цеха №21 в ОАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря КИПиА цеха №21 в ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»,
назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 ноября 2022 года.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя ответчика – Государственного учреждения - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Золиной И.И., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя истца – Поздеевой И.Г. – Севастьяновой М.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Поздеева И.Г. обратилась в суд с иском о включении в специальный страховой стаж периодов трудовой деятельности и возложении обязанности по назначению страховой пенсии, досрочно к ответчику – Государственному учреждению - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, в обоснование своих требований указав, что 9 сентября 2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». 23 декабря 2022 года ответчик решением №394997/22/2170 исключил из специального страхового стажа истца периоды работы и отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы по Списку №2. Согласно вышеуказанному решению из специального стажа истца исключены следующие периоды работы: - с 8 августа 1989 года по 28 февраля 1999 года - в должности слесаря КИПиА цеха №21 в ОАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»; - с 1 марта 1999 года по 7 марта 2002 года в должности слесаря КИПиА цеха №21 в ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», так как цех, который обслуживала истец, не относится к основному производству химической промышленности. С указанным решением ответчик истец не согласна и находит его незаконным.
На основании изложенного, с учетом последующих уточнения и дополнений, истец просил суд: 1) обязать ответчика включить в специальный страховой стаж истца следующие периоды её работы: - с 8 августа 1989 года по 28 февраля 1999 года - в должности слесаря КИПиА цеха №21 в ОАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»; - с 1 марта 1999 года по 7 марта 2002 года в должности слесаря КИПиА цеха №21 в ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»; 2) назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 ноября 2022 года – по достижению возраста 53 лет.
Судом принято вышеуказанное решение, которое ответчик – Государственное учреждение - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Государственного учреждения - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 1 января 2002 года и сохранялось Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частями 2 - 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п/п. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 1991 года);
список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список № 2 от 1956 года).
В соответствии с разъяснением №5, утвержденным постановлением Министерством труда России от 22 мая 1996 года №29 в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения данного вида пенсии, включаются периоды работы при условии полной занятости по основной должности (профессии). Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
При подсчете специального стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета и документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Все вопросы о подтверждении документами права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда решаются только на предприятиях и в организациях, поскольку они располагают всеми документальными обоснованиями, необходимыми для назначения льготных пенсий. В связи с чем, администрация предприятия (организация) выдает дополнительные справки, уточняющие характер работы, условия труда, а также подтверждает периоды постоянной занятости в течение полного рабочего дня.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2 от 1991 года пользуются, в том числе, рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании контрольно-измерительных приборов и вентиляции химических производств, перечисленных в Списке № 1 и в Списке № 2 (раздел Х «Химическое производство» позиция 2110А030-17531).
Судом первой инстанции установлено и не опровергается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда. При обращении истец представила ответчику трудовую книжку от ДД.ММ.ГГГГ серии №, вкладыш в трудовую книжку № от ДД.ММ.ГГГГ, диплом № от ДД.ММ.ГГГГ, справки, уточняющие характер работы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, справку о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ и иные документы.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ года истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа работы. Так согласно решению ответчика, документально подтвержденный специальный стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной пенсии составил 1 год 4 месяца 4 дня, что не дает истцу права на досрочное пенсионное обеспечение по основанию предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в возрасте 52 года из-за отсутствия требуемого специального стажа работы не менее 6 лет.
В специальный страховой стаж истца ответчиком не включены спорные периоды её работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности слесаря КИПиА цеха №21 в ОАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря КИПиА цеха №21 в ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», так как цех №11 «Товарно-сырьевой» установки Б-7-1А (установка приема и отпуска сырья), который обслуживала истец, не относится к основному производству химической промышленности.
Из материалов дела следует, что Истец в спорные периоды работы истца она осуществляла трудовую деятельность во вредных условиях труда в должности слесаря КИПиА цеха № в ОАО «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат», что подтверждается представленными в материалы дела: записями в трудовой книжке истца (п.п.1-7), личной карточкой от 1989 года, книгой учета приема сотрудников №, приказом о переводе на другую работу от 2 января 1990 года, приказом о переводе на другую работу от 11 октября 1990 года, приказом о переводе на другую работу от 29 августа 1991 года, книгой учета перевода работников №176, приказом об увольнении в порядка перевода от 26 февраля 1999 года №, личной карточкой от 1998 года, книгой приказов по личному составу за 1999 год, приказом о приеме на работу в порядке перевода от 19 марта 1999 года №27/к, контрактом о приеме на работу, приказом о прекращении трудового договора от 11 марта 2002 года, справками, уточняющие характер работы №319 от 8 сентября 2009 года, №320 от 8 сентября 2009 года, согласно которым истец работала в должности слесаря КИПиА цеха № 21 занималась обслуживанием оборудования в технологических цехах производства смешение, подготовка, расфасовка, разливка и затаривание хим. продуктов перечисленных в списке №1, табелями работников вредных профессий ОАО «НХК» за 1997-2002 годы, согласно которым истец работала на участке №1 цеха №1 и №11, расчетными ведомостями за 1989-2002 годы, штатными расписаниями инженерно-технических работников и служащих цеха №21 - КИПиА за 1989-2002 годы, согласно которым работники в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматики (КИПиА) участка №1 «Производство сжиженных газов» цеха №1 и №11 имели вредные условия труда.
Также из материалов дела усматривается, что судом первой инстанции исследованы материалы гражданского дела № Новокуйбышевского городского суда Самарской области по иску Русановой И.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Новокуйбышевске, согласно которого работники в должности слесаря КИПиА цеха №21 (№11) в ОАО «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат» ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» осуществляли трудовую деятельность во вредных условиях труда, цех №11 «Товарно-сырьевой» установки Б-7-1А относится к производству химической промышленности, что подтверждается находящимися в данных материалах доказательствами, в частности перечнем приборов, установленных на технологическом оборудовании, при обслуживании которых имелся контакт с углеродами в цехе №11, характеристиками установок В-1, Т-1008, Б-7-1А, ДП-13, постоянным технологическим регламентом производства катализатора ИМ-2201, постоянным технологическим регламентом производства катализатора «Никель на кизельгуре», программой первичного инструктажа на рабочем месте для работников цеха №11, должностными инструкциями 21-Д-1 слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике участка обслуживающего технологические цеха от 1999 года и от 2005 года, технологической картой работ по техническому обслуживанию средств измерений и автоматизации; журналами дефектов КИПи А цех №11.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска - включении в специальный страховой стаж истца спорных периодов её работы и возложении на ответчика обязанности по назначению истцу страховой пенсии с 13 ноября 2022 года, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что условия для назначения истцу страховой пенсии по старости, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», у истца имеются, так как истец, выполняла трудовые обязанности во вредных условиях труда, поскольку производство, в котором она работала, относится к химическому производству.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право у истца на назначение пенсии возникло с 13 ноября 2022 года, так как она обратилась с соответствующим заявлением 9 сентября 2022 года, между тем, специальный страховой стаж истца на дату обращения, исчисленный пенсионным органом, и с учетом включенных судом периодов, составил более 5 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с учетом уменьшения возраста, а именно в возрасте 53 года, то есть с 13 ноября 2022 года.
Суд апелляционной инстанции не может признать заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ответчика, поскольку производство, в котором работала истец, относится к химическому производству, а должность истца поименована в Списке №2, а именно согласно позиции 2110А030-17531 раздела X «Химическое производство» Списка № от 1991 года, правом на досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными условиями труда пользуются, рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании контрольно-измерительных приборов и вентиляции химических производств, перечисленных в Списке №1 и в Списке №2, между тем, истцом документально подтверждено, что производство в котором она работала относится к химическому производству, а должность поименована в Списке №2 от 1991 года. Вместе с тем, ответчик подтверждает наличие у истца специального страхового стажа в бесспорном порядке в количестве 1 год 4 месяца 4 дня, а согласно справок, уточняющих характер работы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных работодателем истца - ЗАО «НХК» подтверждено наличие у истца специального страхового стажа в общем количестве 4 года 10 месяцев, то есть, в общей сложности специальный страховой стаж истца составляет 5 лет 4 месяца 14 дней.
Фактически доводы жалобы ответчика сводятся к переоценке исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, которым судом первой инстанции дана объективная и всесторонняя оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 декабря 2023 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 мая 2024 года.
Председательствующий –
Судьи -