Дело № 2-143/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан Республики Хакасия 26 февраля 2019 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Борец С.М.,
при секретаре Граф Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аршановой Марии Васильевны к администрации Сапоговского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Аршанова М.В. обратилась в суд с иском к администрации Сапоговского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее – администрация Сапоговского сельсовета) об оспаривании постановления, мотивируя заявленные требования тем, что в *** г. она обратилась в администрацию Сапоговского сельсовета с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Сапоговского сельсовета от 10.09.2018 №104/1 ей отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вопреки требованиям ч. 2 ст. 54 ЖК РФ в постановлении не указаны основания для отказа со ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 названной статьи. Исходя из содержания протокола жилищной комиссии при администрации Сапоговского сельсовета от *** ***, отказа связан с тем, что Аршанова В.М. зарегистрирована в жилом доме, который снесен. Комиссия не моет составить бытовую характеристику и проверить его площадь. Кроме того, матери Аршановой М.В. – Р. в *** был предоставлен земельный участок в .... Считает, что отказ является незаконным, поскольку не содержит обязательных в силу ч. 2 ст. 54 ЖК РФ сведений. Основания для отказа, установленные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отсутствуют. Она не является собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по таким договорам, относится к категории малоимущих граждан, что дает ей право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении (ст. 52 ЖК РФ). Отказ в постановке на учет, выраженный в постановлении администрации Сапоговского сельсовета от *** ***, нарушает её жилищные права. Просит признать незаконным постановление администрации Сапоговского сельсовета от *** *** «Об отказе в признании гражданки Аршановой Марии Васильевны нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий».
В судебном заседании истец Аршанова М.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Суду пояснила, что она своего жилья не имеет, снимает жилье в ..., на момент обращение снимала комнату в .... Справку о том, что она является малоимущей в администрацию не предоставляла. Дома в ... нет, он был снесен. В настоящее время она снимает жилье. Наличие у матери земельного участка не является основанием для отказа в настоящее время для постановки в очереди. Земельный участок выдан в собственность матери, никаких прав она на этот земельный участок не имеет, более того, жилое помещение на этом земельном участке до настоящего времени не построено, в эксплуатацию не введено и даже если будет введено в эксплуатацию, у матери нет никаких обязанностей её туда вселить или предоставить долю в праве собственности на возведенное здание. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Сапоговского сельсовета, глава администрации Данилов Ю.М. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что постановление об отказе в признании Аршановой М.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было принято на основании предоставленных истцом документов. Кроме того, в *** матери истца - Р. был предоставлен участок для строительства. Запрос о предоставлении выписки из ЕГРН о наличии сведений о зарегистрированных правах Аршановой М.В. на объекты недвижимости администрация не делала, упущение специалистов. Просил в иске отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ***, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (ч. 5 ст. 52 ЖК РФ).
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем (ч. 6 ст. 52 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что *** (что подтверждается штампом входящей корреспонденции) Аршанова М.В. обратилась в администрацию Сапоговского сельсовета с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по следующим основаниям: отсутствие жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В представленных администрацией Сапоговского сельсовета материалах по заявлению Аршановой М.В. имеется корешок ордера от ***, согласно которому Р. с семьей, состоящей из семи человек (в том числе Аршанова М.В., дочь, *** года рождения, О., сожитель, *** года рождения) предоставлено право занятия двух комнат в ....
Распоряжением главы Сапоговского сельсовета от *** об исключении имущества из реестра муниципальной собственности, в том числе жилого дома, ***, по адресу: ....
Согласно архивной копии, предоставленной администрацией Сапоговского сельсовета, *** Р. предоставлен в собственность земельный участок под индивидуальное строительство жилого дома по адресу: ....
Допрошенная в судебном заседании свидетель Р. суду пояснила, что на основании ордера она проживала по адресу ..., до настоящего времени по данному адресу прописана. Её дочь Аршанова М.В. проживает на съемной квартире, она её прописать у себя не сможет потому, что у неё дом не достроенный, в эксплуатацию не введен. В *** ей выделили земельный участок, изначально хотели улицу назвать ..., но архитекторы сказали, что не будет такой улицы и они переименовали её на .... Поселок переселялся, получили участок, она изначально пошла на то, что будет строиться, так как на жилье у нее нет денег. Она мать-одиночка, 4 детей воспитывала одна, еще братья и сестра на шеи были. Она не знала, что её сожитель получил жилье на основании ордера по адресу ... она в то время с ним не жила. Пока он не умер, она не знала, что он получил квартиру по её ордеру, в который он был просто вписан. В то время весь поселок переселяли, люди покупали себе квартиры, а у кого не было возможности покупать - давали земельные участки. Её дочь, когда стала совершеннолетней, обращалась в администрацию, но ей отказали. В *** она проживала в ..., пока не построила времянку, но прописаться в ней не смогла, так как времянка к жилому не относиться, в эксплуатацию сдавать нельзя. Она с дочерью выселилась в ***., переехали во времянку. На тот период времени Аршанова М.В. была совершеннолетняя, у нее ребенок был. В *** Аршанова М.В. в ... стала снимать квартиру, по сей день по съемным квартирам проживает. Земельный участок у нее в собственности, делала переадресацию, напутали нумерацию, было ..., а стало ...
Из протокола жилищной комиссии при администрации Сапоговского сельсовета от *** *** следует, что повесткой дня было признание Аршановой М.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По итогам рассмотрения представленных Аршановой М.В. документов комиссия установила, что Аршанова М.В. проживает в ... в данной квартире кроме нее зарегистрированы: сын – А., *** года рождения, дочь – А.З., *** года рождения. Составить бытовую характеристику дома и увидеть его площадь не представляется возможным по причине его отсутствия. Также комиссия установила, что на основании распоряжения *** от *** данный дом был исключен из реестра муниципальной собственности Сапоговского сельсовета. Дополнительно комиссия получила архивную выписку, согласно которой Р. в *** был предоставлен земельный участок в .... На основании изложенного, комиссия решила отказать в признании Аршановой М.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке её на учёт.
Постановлением главы Сапоговского сельсовета от *** ***-п в соответствии со ст. 54 ЖК РФ и личного заявления Аршановой М.В., а также на основании решения жилищной комиссии администрации Сапоговского сельсовета от *** *** Аршановой М.В. отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Не согласившись с данным постановлением, Аршанова М.В. обратилась в суд с настоящим иском.
В силу положений ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 54 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Из положений ст. 54 ЖК РФ следует, что ссылка на норму права должна быть приведена в составе обоснования такого отказа, что не исключает необходимость мотивировать такой отказ с учетом конкретных обстоятельств, обосновывая правомерность отказа в принятии на учет.
Поскольку принятое главой Сапоговского сельсовета постановление от *** ***-п об отказе в признании Аршановой М.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий не содержит ссылок на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, которые могут служить основанием для отказа в постановке гражданина на такой учет, суд находит исковые требования Аршановой М.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление администрации Сапоговского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от *** *** «Об отказе в признании гражданки Аршановой Марии Васильевны нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий С.М. Борец
Мотивированное решение составлено и подписано 01 марта 2019 года
Председательствующий С.М. Борец