Судья Краснов В.Б. Дело № 12-161/2020
(дело № 5-888/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2020 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Уласевич А.Е. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в отношении Азизова Хадис Курбаналиевича,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 мая 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Азизова Хадис Курбаналиевича прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Уласевич А.Е. просит отменить вынесенное постановление, как незаконное и необоснованное.
Азизов Х.К. и административный орган извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
На основании статьи 30.6 КоАП РФ нахожу возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, Азизов Х.К., ..., содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
07.01.2020 в 08 час. 50 мин. Азизов Х.К., содержащийся в камере № ... ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, замазал объектив камеры видеонаблюдения пастой белого цвета, которая была снята сотрудником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, однако в 08 час. 52 мин. того же дня Азизов Х.К. повторно замазал объектив камеры видеонаблюдения; на неоднократные законные требования сотрудников следственного изолятора прекратить противоправные действия не реагировал.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Азизова Х.К. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Прекращая производства по делу об административном правонарушении судья городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Азизова Х.К. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, поскольку за невыполнение установленных обязанностей, в том числе не закрывать объектив видеокамеры либо иными способами препятствовать осуществлению надзора с использованием видеотехники, к лицам, содержащимся в СИЗО, применяются меры взыскания, предусмотренные требованиями статьей 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Указанные выводы являются верными.
Доводы жалобы административного органа о том, что действия Азизова Х.К. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, не влекут отмену судебного акта.
Административная ответственность по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, т.е. за такие действия, которые выражаются в непосредственном отказе подчиниться распоряжениям (требованиям) сотрудника полиции, в физическом сопротивлении и противодействии ему.
В случаях, предусмотренных ч. ч. 1, 2 ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
В соответствии со ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
Согласно ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с п. 4 Приложения № 1 к приказу Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых. Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
На основании пункта 4 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189, лица, содержащиеся в следственных изоляторах, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
В соответствии с Приложением № 1 к указанному Приказу (абз. 1, 2, 8) подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны, в частности соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; выполнять законные требования администрации СИЗО; не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников СИЗО, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц; не препятствовать сотрудникам СИЗО, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей.
Кроме того, в соответствии с Приложением №1 к указанному Приказу подозреваемым и обвиняемым запрещается закрывать объектив видеокамеры либо иными способами препятствовать осуществлению надзора с использованием видеотехники.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
С учетом изложенного, неисполнение лицами, содержащимися в СИЗО, установленных обязанностей (не закрывать объектив видеокамеры либо иными способами препятствовать осуществлению надзора с использованием видеотехники), а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную Федеральным законом № 103-ФЗ ответственность в виде перечисленных мер взыскания, и данные действия не охватываются объективной стороной правонарушения, определенной в части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
При вынесении обжалуемого постановления судьей городского суда соблюдены требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлись бы основанием для отмены постановления и возвращении дела на новое рассмотрение, судьей районного суда не допущено.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи городского суда сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам, изложенным в жалобе, не усматривается.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 мая 2020 года - оставить без изменения, жалобу начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Уласевич А.Е. – без удовлетворения.
Судья И.М. Машкина