Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2022-002026-53
Производство № 2-2224/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2022 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.
с участием представителя истца - Вертий Н.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – Стригина К.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Вертий Валентины Михайловны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, Министерству культуры Российской Федерации об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек земельного участка, установлении границ земельного участка,
по встречному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» к Вертий Валентине Михайловне, Войник Александру Алексеевичу о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Радаев Игорь Леонидович, Хить Вячеслав Андреевич,
УСТАНОВИЛ:
Вертий В.М. (далее – истец) обратилась в Гагаринский районный суд г. Севастополя с исковым заявлением об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек земельного участка, установлении границ земельного участка, в котором просит: - признать реестровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>", между <адрес>, площадью 107 137 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - историческое, на местах пересечения данного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером №, в следующих координатах:
Обозначение | Координаты, м | |
Характерных точек границ | X | Y |
н1 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н2 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н3 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н4 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н5 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н1 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
- для устранения реестровой ошибки исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведений о части земельного участка с кадастровым номером № в месте пересечения данного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером №;
- установить границы земельного участка с кадастровым номером №:
- обязать Управление государственной регистрации права и кадастра (Севреестр) осуществить государственный кадастровый учет земельного участка 91:02:001002:7068.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу на основании договора купли-продажи земельного участка от 27.04.2017 года и решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11.03.2020 года по делу № 2-1045/2020 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м. Обратившись за уточнением границ земельного участка, истец получила межевой план от 07.04.2021 года. В разделе заключения кадастрового инженера указано, что размер земельного участка по ранее установленным точкам составляет 901 кв.м., а не 1000 кв.м., как указано в документах и данный земельный участок пересекается с земельным участком №, площадь пересечения 901 кв.м. Обратившись в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) с заявлением о проведении кадастрового учета, был получен отказ в получении государственной услуги на основании вышеизложенных в заключении кадастрового инженера сведений. Как следует из сведений, имеющихся в публичной кадастровой карте земельный участок под кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>", между <адрес>, площадью 107 137 кв. м, находится в собственности публично-правовых образований, относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – историческое. Истец полагает, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован и его границы установлены с существенным нарушением закона.
Истец утверждает, что земельный участок по адресу г. Севастополь, <адрес> был передан в собственность на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №-р от 22.02.2010 года гражданину Войник А.А. Целевое назначение земли – для ведения индивидуального дачного строительства. Истец указывает, что гражданином Войник А.А. в 2013 году была разработана техническая документация по землеустройству и установлению границ земельного участка в натуре, а также проведено согласование границ с Заповедником «Херсонес Таврический». В 2014 -2017 году предыдущим собственником земельного участка он поставлен на кадастровый учет, так как в декабре 2014 года было возбуждено уголовное дело по факту незаконного завладения земельными участками, являющимися частью территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» и в отношении данных спорных земельных участков, в том числе и на <адрес> в г. Севастополе, в виде запрета распоряжения данными участками, проведения регистрационных действий. Однако, уголовное дело было прекращено и обременения отменены. После чего собственником земельного участка были предприняты необходимые действия для уточнения границ своего земельного участка и были выявлены нарушения его прав.
Истец считает, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован с нарушением закона и без учета местоположения земельного участка истца, в том числе за счет его площади. Истец не давала согласие на формирование нового земельного участка из принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №, отсутствует акт согласования границ между собственниками земельных участков, при формировании земельного участка с кадастровым номером № не учтено местоположение границ земельного участка КН №.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (далее – ответчик, музей-заповедник) предъявило встречный иск к Вертий Валентине Михайловне, Войник Александру Алексеевичу о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес> общей площадью 1000 кв.м, заключенного 27.04.2017 года между Войник Александром Алексеевичем и Вертий Валентиной Михайловной.
Музей-заповедник указывает, что земельный участок истца расположен на землях историко-культурного назначения, на территории которых располагается памятник археологии - усадьба надела №, выявленный в 1955 г., что подтверждается паспортом памятника археологии, утвержденный отделом охраны памятников Министерства культуры на основании Решения горисполкома от 29.01.1991 № 3/185; Распоряжением Правительства Севастополя № 562-РП от 03.07.2015 г.; приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от 13 марта 2018 г. № 145; приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) № 276 от 22 мая 2018 г. «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс сельскохозяйственных построек надела №». Расположенные на участке музея-заповедника античные усадьбы являются объектами культурного наследия федерального значения, в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05 августа 2016 № 35947-р «О регистрации объекта культурного наследия федерального наследия федерального значения «Комплекс сельскохозяйственных построек надела № 6». Указанный выше объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (№) и был передан в оперативное управление музею-заповеднику Распоряжением Правительства Севастополя № 562-РП.
Во встречном иске указано, что границы земельного участка музея-заповедника были согласованы в 2001 г. всеми уполномоченными государственными органами, что подтверждается Актом согласования границ с перечнем подписей и печатей согласующих организаций. Границы участка музея-заповедника в 2001 г. вписаны в градостроительную структуру Генерального плана развития до 2024 г., никаких прав собственности на указанный выше участок музея-заповедника у Вертий В.М. не было.
Расположение земельного участка Вертий В.М. противоречит документам территориального планирования. Так, земельный участок музея-заповедника сформирован с учетом Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114. В соответствии с графической частью генерального плана развития города Севастополя до 2025 года, земельный участок с кадастровым номером 91:02:001002:3179 расположен «в зоне участков национального археологического заповедника «Херсонес Таврический».
Согласно действующему в украинский период Указу президента Украины «Про национальные учреждения культуры» от 11 октября 1994 г. № 587/94, имущество, в том числе национального заповедника «Херсонес Таврический» не подлежит приватизации.
Таким образом, формирование в 2013 г. земельного участка ответчика по встречному иску (кадастровый номер №) противоречило действующему Генеральному плану развития города Севастополя.
Кроме того, Севастопольская городская государственная администрация не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками на территории г. Севастополя. С учетом вышеизложенного, музей-заповедник полагает, что Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации № 356-р от 22.02.2010 г.» не является подтверждением права собственности истца на земельный участок.
Земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен Государственному бюджетному учреждению культуры «Национальный заповедник Херсонес Таврический Распоряжением Правительства Севастополя № 706-РП от 27.08.2015 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1974-р земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> между улицей <адрес>, категория земель: историческая, был предоставлен Федеральному государственному бюджетному упреждению культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1974-р; Распоряжение Правительства Севастополя № 706-РП от 27.08.2015 года, по мнению музея-заповедника, никем не оспорены и не отменены, соответственно являются действующими в силу «презумпции законности».
На земельный участок с кадастровым номером № музею-заповеднику было выдано Свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации от 17.02.2016 г. Музей-заповедник обращает внимание суда, что договор купли продажи спорного земельного участка с кадастровым номером № был заключен не ранее 27 апреля 2017 г., то есть значительно позже, чем право на земельный участок с кадастровым номером № возникло у Российской Федерации.
Музей-заповедник указывает, что Решением Гагаринского районного суда от 27 февраля 2018 года по делу № 2-157/2018 земельный участок с кадастровым номером № истребован из чужого незаконного владения у Войника Александра Алексеевича, при этом договор купли-продажи, на который ссылается Вертий В.М., заключен 27.04.2017 г. Решение Гагаринского районного суда по делу № 2-157/2018 было вынесено 27 февраля 2018 г. В судебном процессе Войник Александр Алексеевич не предоставлял сведений о продаже являющегося предметом спора земельного участка с кадастровым номером № Вертий В.М. По мнению музея-заповедника, данный факт вызывает сомнение относительно заключения договора купли-продажи именно 27.04.2017 г.
Истец Вертий Валентина Михайловна в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Вертий Наталья Анатольевна поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила отказать в удовлетворении встречного иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на законность формирования и приобретения в собственность принадлежащего Вертий В.М. земельного участка.
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» Стригин Кирилл Андреевич просил отказать в удовлетворении исковых требований Вертий Валентины Михайловны, удовлетворить встречный иск по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.
Ответчик Межрегиональное территориальное управлению Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе в судебное заседание не явился, предоставил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлеторении первоначального иска.
Ответчик Министерство культуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, предоставил письменные пояснения, в которых настаивали на отказе в удовлетворении иска Вертий В.М.
Иные лица в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили.
Принимая во внимание, что все участники процесса извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав лиц, участвующих в деле, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка № площадью 1000 кв.м, расположенного по <адрес> в г. Севастополе.
Основанием приобретения права собственности на указанный земельный участок явился договор купли продажи от 27.04.2017.
27.04.2017 между Григоряном Р.Э., действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной 15.04.2013 Войником А.А., и Вертий В.М. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
С целью уточнения месторасположения границ принадлежащего ей земельного участка Вертий В.М. обратилась в Севреестр, где ей было отказано в кадастровом учете изменений сведений и местоположении границ участка в связи с имеющимся пересечением уточняемого участка с земельным участком с кадастровым номером №.
В соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Согласно ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городской государственной администрации или сельского, поселкового, городского совета по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Согласно ст. ст. 173, 174 ЗК Украины пределы района, села, поселка, города, района в городе - это условная замкнутая линия на поверхности земли, отделяющая территорию района, села, поселка, города, района в городе от других территорий. Решение об установлении и изменении границ районов и городов принимается Верховной Радой Украины по представлению Верховной Рады АРК, областных, Киевской или Севастопольской городских советов. Решение об установлении и изменении границ районов в городах принимается городским советом по представлению соответствующих районных в городах советов.
Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 08.02.1977 года № 3/93 «О границах районов г. Севастополя» утверждены границы Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского районов.
Установлено, что спорный земельный участок истца (кадастровый номер №) находится в пределах Гагаринского района г. Севастополя.
Оценивая законность формирования и передачи в частную собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 116 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.
Согласно частям 1, 2, 6 статьи 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, определенных частью второй настоящей статьи.
Право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверяется:
а) гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению;
б) свидетельством о праве на наследство.
При приобретении права собственности на земельный участок на основании документов, определенных частью второй настоящей статьи, государственный акт на право собственности на земельный участок, который отчуждается, приобщается к документу, на основании которого состоялся переход права собственности на земельный участок, в каждом таком случае отчуждения земельного участка.
На государственном акте о праве собственности на земельный участок нотариус, удостоверяющий (выдает) документ, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их ограничений, делают отметку о переходе права собственности на земельный участок с указанием документа, на основании которого состоялся такой переход.
Основные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).
Данным Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (часть 1 статьи 23).
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).
До 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1).
Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон № 46-ЗС).
Согласно части 1 статьи 6.1 Закона № 46-ЗС (в редакции Закона города Севастополя от 11.06.2019 № 512-ЗС) документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке, перечень которых приведен в данной правовой норме, в том числе:
- государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок;
- заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, в том числе договор аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Закона № 46-ЗС (в той же редакции) акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после 1 января 2002 года и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
В связи с изложенным Севастопольская городская государственная администрация не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками на территории г. Севастополя.
В ходе рассмотрения дела не установлено, что на спорный земельный участок Вертий В.М. выдавался государственный акт о праве собственности на земельный участок. Так, в п. 2 Договора купли-продажи земельного участка от 27 апреля 2017 года указано, что указанное имущество (земельный участок с кадастровым номером №) принадлежит продавцу на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 356-р от 22.02.2010.
Соответственно, право собственности продавца Войник А.А. на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>, возникло на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 356-р от 22.02.2010.
При этом, в связи с изложенным у Севастопольской городской государственной администрации отсутствовали полномочия по распоряжению указанным земельным участком, поскольку в соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении» исключительно к компетенции городских советов относится решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений.
Признание права собственности Вертий В.М. на земельный участок с кадастровым номером № заочным решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11.03.2020 года по делу № 2-1045/2020 не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении встречного иска музея-заповедника.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что по смыслу частей 2, 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или частей 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.
Регистрация права собственности на основании судебного акта не является препятствием для оспаривания зарегистрированного права другими лицами, считающими себя собственниками этого имущества (абзац третий пункта 21 постановлениях" 10/22).
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 52 постановления N 10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
С учетом изложенного выводы суда не могут быть основаны фактически лишь на наличии заочного решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11.03.2020 года по делу № 2-1045/2020, без исследования иных обстоятельств дела. Аналогичная позиция приведена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2022 г.).
Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» не являлся стороной гражданского дела № 2-1045/2020 о государственной регистрации перехода права собственности, в связи с чем обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения данного дела, не носят преюдициального характера и подлежат исследованию и оценке при разрешении настоящего гражданского дела.
Судом установлено, что обстоятельства, являющиеся предметом исследования в настоящем судебном процессе, не исследовались в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-1045/2020. Так, суд удовлетворил исковые требования Вертий В.М. (покупатель) к Войнику А.А. (продавец) о государственной регистрации перехода права собственности по делу № 2-1045/2020 исключительно по причине уклонения одной из сторон договора от государственной регистрации перехода права собственности. Иные обстоятельства в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-1045/2020 судом не исследовались. Соответственно, исковое заявление Вертий В.М. (покупатель) к Войнику А.А. (продавец) о государственной регистрации перехода права собственности по делу № 2-1045/2020 было удовлетворено Гагаринским районным судом по иным основаниям, не имеющим отношения к настоящему судебному процессу.
При этом судом установлено, что вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда от 27 февраля 2018 г. по делу № 2-157/2018 частично удовлетворены исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Войник А.А. о признании свидетельства о праве собственности на земельный участок недействительным, признании права отсутствующим, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка и истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Судом истребован земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес> из чужого незаконного владения Войник А.А., а также из Единого государственного реестра недвижимости исключены сведения о его границах.
Судом установлено, что обстоятельства, являющиеся предметом исследования в настоящем судебном процессе, также исследовались в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-157/2018.
Так, в решении Гагаринского районного суда 27 февраля 2018 года по делу № 2-157/2018 указано, что Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации № 356-р от «22» февраля 2010 года «Об утверждении проекта землеустройства и передаче в собственность членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Эрфольг» земельных участков для строительства и обслуживания комплексной застройки по адресу: район <адрес> г. Севастополя Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось, поскольку в ходе рассмотрения не установлено доказательств, свидетельствующих о его издании и регистрации, кадастровый номер земельному участку в соответствии с законодательством Украины, что предшествовало регистрации права собственности, не присваивался. Также отсутствуют сведения об установлении границ земельного участка.
Кроме того, в решении Гагаринского районного суда 27 февраля 2018 года по делу № 2-157/2018 указано, что согласно ответу Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя от 07.08.2017 года № 642/45-12-11/17 в архивах Главного управления Госземагенства Украины в г. Севастополе, осуществлявшего регистрацию права на земельные участки до 31.12.2012 года, Регистрационной службы Главного управления юстиции Украины в г. Севастополе, осуществлявшей регистрацию права собственности на объекты недвижимости с 01.01.2013 года по 20.03.2014 года, техническая документация, государственные акты на землю, свидетельства о регистрации права на спорный земельный участок отсутствуют. Как усматривается из ответов ГКУ «Архив города Севастополя» от 16.03.2017 года № 300/з и от 20.10.2017 года № 3127/з на архивное хранение информация об обращениях граждан-членов обслуживающего кооператива «<данные изъяты>» в Севастопольскую городскую государственную администрацию с заявлениями о предоставлении разрешений на разработку проекта землеустройства и/или предоставления в собственность земельных участков не поступала.
Таким образом, судом установлено, что право собственности Войник А.А. на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес> в установленном законодательством Украины порядке не возникло, в связи с чем он не вправе был распоряжаться спорным земельным участком.
Также суд считает обоснованным утверждение музея-заповедника относительно того, что земельный участок Вертий В.М. сформирован в противоречие документов территориального планирования.
Так судом из Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя истребована цветная выкопировка из Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, в части расположения земельного участка музея-заповедника, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, <адрес>, между улицей <адрес>, с кадастровым номером: №.
Из предоставленной Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя выкопировки следует, что земельный участок музея-заповедника с кадастровым номером: № полностью расположен в зоне участков Национального археологического заповедника «Херсонес Таврический».
Данный факт сторонами не оспаривался.
Согласно ст. 12 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Закона Украины о планировании и застройке территорий от 20.04.2000 № 1699-III выделение земельных участков в собственность может осуществляться только в соответствии с «генеральными планами населенных пунктов».
Кроме того, согласно п.3 ст. 20 Земельного кодекса Украины категория земель и вид целевого назначения земельного участка определяются внутри соответствующего вида функционального назначения территории, предусмотренного утвержденным комплексным планом пространственного развития территории территориальной общины или генеральным планом населенного пункта.
В соответствии с п. 2 статьи 79-1 Земельного кодекса Украины формирование земельных участков осуществляется: по утвержденным комплексным планам пространственного развития территории территориальных общин, генеральным планам населенных пунктов, детальным планам территории.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины предусмотрен порядок безвозмездной приватизации земельных участков гражданами.
Согласно п. 3 указанной выше статьи соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в пределах их полномочий в месячный срок рассматривает ходатайство и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, а также генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
В п.7 ст. 118 Земельного кодекса Украины указано, что соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передающий земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны административно-территориальных земель единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.».
Согласно п.2 статьи 173 Земельного кодекса Украины: проекты землеустройства по изменению границ населенных пунктов разрабатываются на базе генеральных планов населенных пунктов.
В силу п. 5. ст. 16 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» планы зонирования территорий населенных пунктов в пределах территории территориального общества разрабатываются в составе генеральных планов таких населенных пунктов.
В ст.10 Закона Украины о планировании и застройке территорий от 20.04.2000 № 1699-III было указано, что данная градостроительная документация утверждается соответствующим местным советом с определением срока ее действия и перечня ранее принятых решений…. При этом, изменения в градостроительной документации вносятся решением совета, утвердившего градостроительную документацию, после согласования с соответствующим специально уполномоченным органом по вопросам градостроительства и архитектуры.
Таким образом, любые корректировки в генеральный план должны были быть утверждены Севастопольским городским советом на соответствующей сессии.
Нормы указанного Федерального конституционного закона не имеют обратного действия; правоотношения, возникающие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 5 июля 2017 г. N 310-ЭС16-9217 по делу N А84-1412/2015).
Генеральный план является нормативным правовым актом.
В п. 57 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3 за 2018 г. указано, что в силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что формирование земельного участка музея-заповедника, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, <адрес> между улицей <адрес>, с кадастровым номером: № было осуществлено в соответствии с документами территориального планирования. Соответственно, формирование земельного участка Вертий В.М., который накладывается на земельный участок музея-заповедника, осуществлено в противоречие документов территориального планирования.
Судом исследован акт согласования границ участка музея-заповедника от 2001 г., выкопировки из Генерального плана развития музея-заповедника до 2024 г., паспорт памятника «усадьба надела №» от 1991 г., Решение горисполкома от 29.01.1991 №, из которых следует, что границы земельного участка музея-заповедника были согласованы еще в 2001 году Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской Государственной администрации, Севастопольским управлением земельных ресурсов, Национальным заповедником «Херсонес Таврический», Городской санитарно-эпидемиологической станцией, Госуправлением охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, Управлением культуры, отделом охраны памятников.
Установлено, что в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05 августа 2016 № 35947-р «О регистрации объекта культурного наследия федерального наследия федерального значения «Комплекс сельскохозяйственных построек надела №»; приказом Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) от 13 марта 2018 г. № 145 о включение объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Комплекс античных дорог с Т-образным перекрестком между ними», расположенного: г. Севастополь, Гагаринский район, в районе проспекта Античный, в перечень выявленных объектов культурного наследия; приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (Севнаследие) от 22 мая 2018 г. № 276 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс сельскохозяйственных построек надела №» на земельном участке музея-заповедника с кадастровым номером: № расположены объекты культурного наследия.
На основании Решения горисполкома от 29.01.1991 № 3/185 Министерством культуры СССР был утвержден паспорт памятника археологии - усадьба надела №, расположенного на земельном участке музея-заповедника.
Данный факт сторонами не оспаривался.
Согласно п.7 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.
Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
В. п.8 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что до утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).
Спорный земельный участок Вертий В.М. с кадастровым номером №, расположен в границах земельного участка музея-заповедника с кадастровым номером: № При этом, требования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» являются обязательными независимо от права собственности на земельный участок. Соответственно, к договору купли-продажи спорного земельного участка от 27.04. 2017 г. должны быть приложены копия охранного обязательства или иного охранного документа. При этом? судом установлено, что в договоре купли-продажи спорного земельного участка от 11 мая 2017 г. отсутствуют приложения с копиями охранного обязательства или иного охранного документа. Истцом доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованным довод музея-заповедника, что договор купли-продажи земельного участка от 27 апреля 2017 года заключен с нарушением действующего законодательства, а также с лицом не обладающим правом на его отчуждение.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта является ничтожной в силу статей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
В п. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).
Учитывая вышеизложенные нормы, нарушение целостности особо ценного земельного участка Российской Федерации с кадастровым номером №; расположен по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, № между №, повлечет за собой нарушение норм законодательства об объектах культурного наследия, а также нарушение норм земельного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что запись в ЕГРН о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.
Учитывая указанные обстоятельства, в том числе установленные вступившим в законную силу решением суда обстоятельства выбытия данного земельного участка из государственной собственности помимо воли собственника, и незаконность передачи его в частную собственность, суд полагает, что в целях соблюдения законности в сфере земельного законодательства, а также в целях защиты интересов законного собственника земельного участка, относящегося к территории объекта культурного наследия, - Российской Федерации, заявленные во встречном иске требования Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением встречного иска отсутствуют правовые и фактические основания для удовлетворения исковых требований первоначального истца по делу Вертий В.М.
Также, судом установлено, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1974-р Федеральному государственному бюджетному упреждению культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, <адрес>, между улицей <адрес>. Ранее земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен Государственному бюджетному учреждению культуры «Национальный заповедник Херсонес Таврический на основание Распоряжения Правительства Севастополя № 706-РП от 27.08.2015 года.
Истцом по первоначальному иску Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1974-р и Распоряжение Правительства Севастополя № 706-РП от 27.08.2015 года не оспаривались.
В связи с удовлетворением встречного иска с учетом требований ст. 98 ГПК РФ с Вертий Валентины Михайловны, Войник Александра Алексеевича в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» подлежат взысканию судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление Вертий Валентины Михайловны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, Министерству культуры Российской Федерации об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек земельного участка, установлении границ земельного участка – оставить без удовлетворения.
Встречный иск Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» к Вертий Валентине Михайловне, Войник Александру Алексеевичу о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка – удовлетворить.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес> общей площадью 1000 кв.м, заключенный 27.04.2017 года между Войник Александром Алексеевичем в лице Григоряна Р.Э., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, и Вертий Валентиной Михайловной.
Решение суда служит основанием для исключения сведений о земельном участке, расположенном по адресу: город Севастополь, <адрес> общей площадью 1000 кв.м, кадастровый номер № из Единого государственного реестра недвижимости.
Взыскать с Вертий Валентины Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Войник Александра Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 6000 руб. в равных долях по 3000 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя.
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2022.
Председательствующий –