Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2247/2023 ~ М-1339/2023 от 19.05.2023

04RS0021-01-2023-001753-44

Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2023 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Норбоевой Б.Ж., при помощнике судьи ФИО5, при секретаре судебного заседания Жамьянове А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2247/2023 по иску Кишиктуевой Л.П. в интересах Ханхаевой А.Э. к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте городского округа "город Улан-Удэ"

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Кишиктуева Л.П. в интересах Ханхаевой А.Э. просит возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанностьпредоставитьвне очереди инвалиду 1 группы Ханхаевой А.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение в черте городского округа «город Улан-Удэ» на семью из одного человека, отвечающую санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права пользования дополнительной жилой площадью.

В обоснование заявленных требований указано, что Ханхаева А.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы бессрочно, согласно справке ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия» серия МСЭ – 2018 ... от ДД.ММ.ГГГГ Согласно заключению ВК ... ГАУЗ «Городская поликлиника ...» от ДД.ММ.ГГГГ Ханхаева А.Э. в соответствии с диагнозами: , подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ ...н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире» и приказа Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ ...н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь». Согласно справке с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ ... Ханхаева А.Э. зарегистрирована по адресу: ...26, собственности в данной квартире у нее нет. Согласно справке ФИС ГИБДД-М от ДД.ММ.ГГГГ .../Х-39 Ханхаева А.Э. не владеет автотранспортным средством. Согласно справке клиентской службы СФР, доходы, приходящиеся на Ханхаеву А.Э. не превышают пороговое значение, установленное решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов на 2022 г. Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ... Ханхаева А.Э. признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек. Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ... Ханхаева А.Э. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие», с составом семьи 1 человек, очередь .... Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ... Ханхаева А.Э. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в государственном жилищном фонда РБ по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно», с составом семьи 1 человек, очередь 6699.

В судебное заседание Ханхаева А.Э. и ее опекун Кишиктуева Л.П. не явились, надлежаще извещены, от Кишиктуевой Л.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседаниипредставитель Кишиктуевой Л.П. по доверенности Балданова Ц.Д. заявленные требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Никитина В.П. возражала против доводов искового заявления, полагая, что исковые требования необоснованно предъявлены к Администрации г. Улан-Удэ и не подлежат удовлетворению. Суду пояснила, что Ханхаева А.Э. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категориям «малоимущие» и «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно».

Определением суда от 08.06.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

Представители Министерства финансов Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представитель по доверенности Жалсанова Е.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма, регулируется нормами жилищного законодательства. В Республике Бурятия не создан государственный жилищный фонд для такой категории граждан, как «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание невозможно», и действующее жилищное законодательство РФ не предусматривает запрета на обеспечение инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Представители Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представитель по доверенности Дугарова Н.Н. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона №181-ФЗ. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Представители Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представитель по доверенности Шалданова О. Д-Ц. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Протокольным определением суда от 05.07.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыАдминистрация Октябрьского района г. Улан-Удэ, Управление Росреестра по Республике Бурятия.

Представители Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Управления Росреестра по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ханхаева А.Э.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы бессрочно, инвалид с детства, что подтверждается справкой МСЭ-2018 ....

Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Ханхаева А.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана недееспособной.

Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., установлена опека над недееспособной Ханхаевой А.Э., Кишиктуева Л.П. назначена опекуном недееспособной Ханхаевой А.Э.

Из заключения ВК ... ГАУЗ «Городская поликлиника ...» от 30.03.2023 г. следует, что Ханхаева А.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 1 группы, инвалид с детства, диагнозы: Детский церебральный паралич, спастический квадрипарез. Множественные комбинированные контрактуры верхних и нижних конечностей (G 80); симптоматическая эпилепсия по типу парциальных приступов (G40), подпадает под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире» и приказа Минздрава РФ от 30.11.2012 №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь».

Таким образом, из материалов дела следует, что Ханхаева А.Э. страдает заболеванием (код заболевания G 40), входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире согласно Приказу Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Судом также установлено, что заболевание Ханхаевой А.Э. (код заболевания G 80) входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, установленного Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 27.04.2023 г. №823Ханхаева А.Э. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно», с составом семьи 1 человек, по данному распоряжению очередь Ханхаевой А.Э. №6699.

Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 27.04.2023 г. №823Ханхаева А.Э. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие», по данному распоряжению очередь №6705 с составом семьи 1 человек.

То обстоятельство, что Ханхаева А.Э., является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, делающего невозможным совместное с ней проживание, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, стороной ответчика не оспаривается.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 3 названной статьи Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца шестого статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Заболевание, которым страдает Ханхаева А.Э., подпадает под указанный перечень (пункт 4).

Из указанных норм в совокупности следует, что лицо, признанное нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, и при этом имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения, может претендовать на предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

Исходя из положений ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., полномочия по обеспечению жильем инвалидов, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Этой же статьей предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В абз. 2 ст. 5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10 ноября 2010 года № 1734-IV указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В Республике Бурятия не приняты специальные нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 1 января 2005 года, и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, следует исходить из норм действующего жилищного законодательства.

Вместе с тем, обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию г. Улан-Удэ, которые обязаны самостоятельно организовать эту деятельность. Отсутствие в Законе субъекта Российской Федерации соответствующих положений об обеспечении жилыми помещениями такой категории граждан как инвалиды не умаляет право последних на обеспечение жилыми помещениями в порядке, который гарантирован такой категории граждан п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что Ханхаева А.Э. состоит на учете по категории «малоимущие».

Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение в доме государственного или муниципального жилищного фонда. Исходя из положений ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что Ханхаева А.Э., являясь инвалидом 1 группы бессрочно, нуждающаяся в жилом помещении по договору социального найма, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем, имеет такое право во внеочередном порядке, за счет муниципального жилищного фонда.

Кроме этого установлено, что у Ханхаевой А.Э. имеется заболевание , подпадающее под действие Приказа Министерства Здравоохранения РФ от 30.11.2012 года № 991н о праве на дополнительную жилую площадь (пункт 9).

С учетом изложенного ответчик при предоставлении по договору социального найма жилого помещения по норме предоставления обязан обеспечить реализацию права Ханхаевой А.Э. на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления не более чем в два раза.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░ ░░░░-░░░"░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░ (░░░░ 1020300979192) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, , ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░-░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-2247/2023 ~ М-1339/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ханхаева Александра Эдуардовна
Кишиктуева Лариса Пурбожаповна
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
Другие
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Балданова Цыцык Дагбаевна
Правительство Республики Бурятия
Управление Росреестра по РБ
Администрация Октябрьского района г. Улан-Удэ
Министерство финансов Республики Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Норбоева Баярма Жаргаловна
Дело на сайте суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
19.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2023Передача материалов судье
23.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2023Подготовка дела (собеседование)
08.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023Дело оформлено
30.08.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее