Дело № 12-58/2022
УИД: 42RS0009-01-2022-004820-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ленинск-Кузнецкий «13» сентября 2022 года
Судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Гарбар И.Ю.,
с участием зам.прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Вавилонского А.Е.,
рассмотрев в судебном заседании протест и.о. прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области Кузбасса в области охраны окружающей среды №*** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАПРФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды №*** от "ххх" производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ на основании ч.2 ст. 29.4 КоАП РФ.
Считает указанное постановление незаконным и подлежащим изменению ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, к задачам производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5)достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
В соответствии с ч.4 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении государственного инспектора Кемеровской области – Кузбасса Вавилонский А.Е. установлено, что субъектом настоящего дела об административном правонарушении является должностное лицо – бухгалтер ООО «Весна» ФВН
Согласно объяснению ФВН от "ххх" ООО «Весна» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. ООО «Весна» присвоена 3 категория негативного воздействия на окружающую среду. За время работы ООО «Весна» в "ххх" сожжено 50 тонн угля. Из объяснения следует, что именно ФВН осуществляет оплату за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно пояснениям, ФВН им осуществлена плата за негативное воздействие на окружающую среду "ххх", то есть не в срок, установленный законом ("ххх"). ФВН вину совершении административного правонарушения, предусмотренным ст. 8.41 КоАП РФ признал.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ст. 26.3 КоАП РФ объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами или письменной форме.
Старшим государственным инспектором Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды не принято во внимание объяснение ФВН, которое является доказательством по делу об административном правонарушении.
В постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении указано, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют документы, в том числе приказ и должностная инструкция, подтверждающая, что должностное лицо наделено организационно-распорядительными функциями необходимыми для внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В соответствии с ч.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.200 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
На основании п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ в том случае, когда протокол о административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо, когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, то на основании п.4 ч.1.ст. 29.4 КоАП РФ должностному лицу необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган или должностному лицу, которым составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
К материалам дела об административном правонарушении действительно не была представлена должностная инструкция главного бухгалтера, утвержденного генеральным директором ООО «Весна» СНП от "ххх".
Однако, указанный недостаток в виде непредставления в материалах дела об административном правонарушении должностной инструкции ФВН, свидетельствующей о возложении на нег обязанности в виде осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду мог быть восполнении при возвращении материалов об административном правонарушении должностному лицу в соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Согласно, п.3.18 должностной инструкции главного бухгалтера ФВН осуществляет ведение документации по нормированию воздействия производственной деятельности организации на окружающую среду, контроль за своевременным внесением организацией платы за негативное воздействие на окружающую среду в атмосферный воздух.
Кроме того, в постановлении старшего государственного инспектора Кемеровской области – Кузбасса в области охран окружающей среды указано, что согласно сведениям из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ООО «Весна» не осуществляется хранение, захоронение отходов производства и потребление (размещение), следовательно, за данный вид негативного воздействия плата юридическим лицом не производится, что указывает на то обстоятельство, что возложение административной ответственности на ФВН по ст. 8.41 КоАП РФ как на должностное лицо ответственное за работу с отходами 1-4 класса опасности является несостоятельными. Из постановления о во возбуждении дела об административном правонарушении и приобщенных материалов следует, что ФВН, не внес в установленные сроки плату именно за негативное воздействие на окружающую среду в атмосферный воздух стационарными источниками. В связи с чем доводы старшего государственного инспектора Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды о том, что ФВН не является субъектом административного правонарушения, являются несостоятельными.
Кроме того, в соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела, о чем выносится определение.
В силу ст. 25.11 КоАП РФ прокурор участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении, представляет доказательства, заявляет ходатайства, дает заключение по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела. В случае назначения дела об административном правонарушении к рассмотрению, прокурором также могли быть устранены недостатки в виде неполноты представленных документов.
В нарушение ст. 24.1, ч.5 ст. 29.1, ч.1, ч.4 ст. 29.4, ч.4 ст. 29.10 КоАП РФ страшим государственным инспектором Кемеровской области – Кузбасса в области охран окружающей сред по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФВН по ст. 8.41 КоАП РФ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, вместо вынесения определения о возвращении материалов об административном правонарушении в виду неполноты представленных документов либо вынесения определения о назначении времени и месте рассмотрения дела.
Допущенные нарушения закона повлекли не привлечение виновного лица к административной ответственности.
На основании изложенного, просит постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды №*** от "ххх" отменить, направить на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (МПР Кузбасса) в соответствии с ч.4 ст. 30.7 КоАП РФ.
Зам.прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области Вавилонский А.Е. поддержал доводы протеста в полном объёме.
Старший государственный инспектор Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды Вавилонский А.Е. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела своевременно извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв, считает, что оснований для отмены постановления не имеется.
Лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении ФВН, в судебном заседании пояснил, что он действительно является должностным лицом, и в его должностной инструкции на него возложена обязанность оплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Однако, считает, что это малозначительное нарушение, поскольку он внес плату "ххх", вместо "ххх" по обстоятельствам, от него не зависящим.
Заслушав участников процесса, исследовав доводы протеста и письменные материалы, суд находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.30.10 Кодекса РФ об АП не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст.ст.30.1, 30.2, ч.ч.1 и 3 ст.30.3 настоящего Кодекса.
Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст.ст.30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.30.3 Кодекса РФ об АП протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении прокурором не пропущен.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об АП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Как установлено в судебном заседании, постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды Вавилонский А.Е. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ в отношении бухгалтера ООО «Весна» - ФВН.
Статьей 24.5 КоАП РФ определены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, такие как отсутствие события или состава административного правонарушения, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, действия лица в состоянии крайней необходимости и др.
В соответствии соположениями статьи 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе основания прекращения производства по делу, а также мотивированное решение по делу.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства об административных правонарушениях, как установлено судом, страшим государственным инспектором Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды Вавилонский А.Е. при вынесении решения о прекращении дела об административном правонарушений в отношении ФВН не были запрошены все необходимые документы, а именно, приказ и должностная инструкция, подтверждающая, что должностное лицо, наделено организационно-распорядительными функциями необходимыми для внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Освобождение от административного наказания без соответствующего мотивированного решения и оснований нарушают задачи законодательства об административных правонарушениях.
В силу с частью 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об АП, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что оспариваемое постановление вынесено с существенными нарушениями процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ФВН, а потому суд признает постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области – Кузбасса области охраны окружающей среды Вавилонский А.Е. №*** от "ххх" о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении бухгалтера ООО «Весна» - ФВН подлежащим отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело - в Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (МПР Кузбасса).
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.4 Кодекса РФ об АП, суд
РЕШИЛ:
1. Протест прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области удовлетворить.
2. Постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды Вавилонский А.Е. №*** от "ххх" о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении бухгалтера ООО «Весна» - ФВН – отменить.
3. Направить дело об административном правонарушении в отношении бухгалтера ООО «Весна» - ФВН на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (МПР Кузбасса).
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда, через Ленинск-Кузнецкий районный суд.
Судья подпись И.Ю. Гарбар
Подлинный документ находится в административном деле №12-58/20222 УИД: 42RS0009-01-2022-004820-19 Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области, г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.