Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-333/2023 ~ М-180/2023 от 25.01.2023

    

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2023 г.                              <адрес>

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре К., В.,

с участием истца Л.Б.,

представителя истца – адвоката А.В., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай – С.А.,

третьего лица – Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л.Б. к администрации муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай об обязании передать по договору аренды земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Л.Б. обратился в суд с иском к администрации МО «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай об обязании передать по договору аренды, без проведения торгов, земельный участок под жилым домом. Исковые требования мотивированы тем, что истец оформил аренду земельного участка в урочище «Какаиха» Артыбашского сельского поселения Турочакского района, которому присвоен кадастровый . В 2005 году на данном участке истец построил жилой дом, который в 2006 году оформил в собственность как глава крестьянского (фермерского) хозяйства, с присвоением кадастрового по <адрес>. При оформлении указанного жилого дома с постановкой на государственный кадастровый учет в 2022 году и при составлении технического плана жилого дома была обнаружена реестровая ошибка, часть дома оказалась построена на смежном земельном участке с кадастровым , принадлежащем муниципальному образованию «Артыбашское сельское поселение». При обращении к ответчику с заявлением о выделении ему части земельного участка занятого жилым домом, истцу отказано. На основании изложенного истец просит обязать МО «Артыбашское сельское поселение» на основании п. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ передать по договору аренды, без проведения торгов, земельный участок под жилым домом, расположенным по вышеуказанному адресу.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Л.И.

    В судебном заседании истец Л.Б. и его представитель А.В. исковые требования поддержали в полном объеме. Истец дополнительно пояснил, что при проведении кадастровых работ в 2002 году были поставлены колышки по границам его участка. В указанных границах земельного участка, после получения разрешения на строительство, он построил дом, который в 2006 году зарегистрировал. В 2022 году, когда стали менять технический паспорт, при определении координат было обнаружено, что часть дома оказалась на муниципальной земле, полагает, что это стало возможным в результате кадастровой ошибки.

Представитель ответчика администрации МО «Артыбашское сельское поселение» С.А. исковые требования не признал, полагая, что они не основаны на законе и удовлетворению не подлежат, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне улично-дорожной сети и относится к землям общего пользования.

Суд, изучив и исследовав материалы дела, заслушав стороны, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Согласно положениям ст.ст. 8 и 9 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности и защищаются равным образом.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется всеми способами, предусмотренными законом.

Частью 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1. настоящего Кодекса).

Согласно землеустроительному делу межевание земельного участка, расположенного по <адрес>, кадастровый проведено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54-86). Указанный земельный участок находится в общей долевой собственности истца Л.Б., и третьего лица – Л.И., что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Собственником жилого дома, площадью 22.4 кв.м., расположенного на указанном земельном участке является глава КФХ Л.Б., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Земельный участок площадью 3139 кв.м., расположенный в <адрес>, кадастровый является собственностью МО «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай, категория земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для земельного участка (территории) общего пользования. Из плана земельного участка следует, что данный земельный участок является смежным с земельным участком, принадлежащем истцу на праве общей долевой собственности, с кадастровым (л.д. 87-89).

Истец Л.Б. обратился к главе Артыбашского сельского поселения с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности кадастровый , представив схему расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с нахождением части жилого дома, принадлежащего истцу на праве собственности, на земельном участке с кадастровым номером (л.д. 33).

В удовлетворении заявления Л.Б. администрация МО «Артыбашское сельское поселение» отказала, поскольку генеральным планом МО «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района, земельный участок с кадастровым расположен в зоне мест отдыха общего пользования и в зоне улично-дорожной сети (л.д. 34). Указанное также подтверждается выкопировкой из генерального плана МУ ««Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай (утвержденный Решением от ДД.ММ.ГГГГ), картой функционального зонирования Артыбаш, содержащей информацию о функциональных зонах (л.д. 53).

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (абзац второй пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ; здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ).

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регламентируется статьей 39.29 ЗК РФ.

Из подпункта 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения может принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 этой статьи.

Подпункт 3 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в качестве одного из оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении допускает случай, когда на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 этого кодекса.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).

Как следует из пояснений сторон и материалов дела, судом установлено, что основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения является расположение земельного участка с кадастровым номером 04:03:090202:1272 в зоне улично-дорожной сети.

Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

Согласно п.3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 5, 9, 11, 12 Земельного Кодекса РФ).

Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5); образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.

В силу пунктов 1, 5 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.

Как следует из п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ)

Из схемы расположения земельного участка, с кадастровым номером 04:03:090202:1272, представленной на фрагменте выкопировки Генерального плана муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай с обозначением границ спорного земельного участка, составленной главой администрации МО «Артыбашское сельское поселение» К.А., следует, что спорный земельный участок расположен в зоне улично-дорожной сети. Оснований сомневаться в правильности составления указанной схемы суд не усматривает.

Таким образом, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай земельный участок, с кадастровым , относится к зоне улично-дорожной сети.

Согласно п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

В силу пп. 18 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

По смыслу статей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают дело в пределах заявленных исковых требований и возражений. Вместе с тем, как следует из материалов дела, исковые требования заключаются в обязании муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» передать по договору в аренду, без проведения торгов, истцу земельный участок под жилым домом.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы сторонами не заявлялось.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны улично-дорожной сети.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Л.Б. к администрации муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай об обязании передать по договору аренды земельный участок, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                         К.В. Албанчинова

2-333/2023 ~ М-180/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Леонтьев Борис Алексеевич
Ответчики
Администрация МО "Артыбашское сельское поселение"
Другие
Литвинцев Андрей Владимирович
Леонтьев Игорь Борисович
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова К.В.
Дело на сайте суда
turachaksky--ralt.sudrf.ru
25.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2023Передача материалов судье
30.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Дело оформлено
14.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее