Дело № 2-1816/2024 24RS0040-01-2024-000475-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Норильск Красноярского края 17 июня 2024 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крючкова С.В.,
при секретаре судебного заседания Тулиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ААЗ к ГВИ, ГДВ, Управлению имущества Администрации города Норильска о признании права собственности на гараж,
У С Т А Н О В И Л:
ААЗ обратился с иском в суд к ГВИ, ГДВ, Управлению имущества Администрации города Норильска о признании права собственности на гараж.
Требования мотивированны тем, что 26.01.2018 истец приобрел гараж, расположенный по адресу: <адрес> у ГДВ, действующего от имени ГВИ на основании доверенности, по настоящее время владеет им. Отделом землепользования Управления капитального строительства Администрации города Норильска ГВИ было выдано разрешение для строительства гаража-стоянки. Просит суд признать за собой право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель истца Невяровская О.А., истец ААЗ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивали.
Ответчики ГВИ, ГДВ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, заявлений не представили.
Представитель ответчика Управления имущества Администрации города Норильска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представитель ответчика Луценко И.И., действующий на основании доверенности, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, в котором указал, что Управление имущества Администрации г. Норильска не осуществляет функции регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по делу. Просит произвести замену ненадлежащего ответчика на надлежащего - Норильский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. По существу исковых требований полагается на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Граур Н.В., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя Управления, представила письменные пояснения, из которых следует, что одним из оснований для осуществления государственного учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в силу судебные акты, для осуществления учетно-регистрационных действий к судебному акту должен быть приложен технический план установленной формы.
Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1, 6 ст. 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусматривает такой способ защиты права, как признание права собственности.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из п.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство индивидуального гаража не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 58 указанного Федерального закона права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления Администрации города Норильска № 1853 от 15.11.1993 «О закреплении земельного участка № 232 в районе СМП-381 в г.Норильске для строительства индивидуальных гаражей» земельный участок № 232 закреплен за гражданами согласно списку, под № 1 указан ГВИ (л.д.53-54).
Согласно схеме расположения и закрепления членов земельного участка № 232 для строительства индивидуальных гаражей в р-не СМП-381, за ГВИ закреплен участок № 15 (л.д.55).
На основании разрешения Управления архитектуры и градостроительства № 4052 ГВИ на участке, расположенном в г.Норильске, в районе СМП-381, разрешено производить строительство гаража-стоянки для индивидуального автомобиля (л.д.26).
В соответствии с распоряжением № 4572 от 22.08.2013 «Об утверждении схемы расположения земельного участка» на основании заявления ГДВ, действующего в интересах ГВИ, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации гаража-бокса (л.д.30).
ГВИ на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ уполномочил ГДВ продать принадлежащий последнему гараж-бокс №, расположенный на земельном участке № в районе СМП-381 в городе Норильске Красноярского края, с прилежащим к нему земельным участком (л.д.22).
Согласно договору купли-продажи от 28.01.2018 ГДВ, действующий от имени ГВВ, продал гараж-бокс № ААЗ (л.д.21).
Таким образом, с 28.01.2018 истец использует гараж-бокс № и владеет им непрерывно и открыто, добросовестно несет расходы по оплате электроэнергии, очистку снега в зимний период.
Согласно техническому паспорту нежилого здания - «Гараж-бокс», составленному Восточно-сибирским филиалом ППК «Роскадастр» 11.12.2023, гараж-бокс расположен по адресу: <данные изъяты> (л.д.35-38).
В соответствии со справкой Восточно-сибирского филиала ППК «Роскадастр» от 12.12.2023 № 2427/1743-1, в базе данных государственного учреждения Красноярский государственный центр технической инвентаризации и оценки зданий, строений, сооружений, сведения о зарегистрированных правах на гараж-бокс №, расположенный по вышеуказанному адресу, отсутствуют (л.д.34).
Из заключения специалиста от 26.01.2024 № 01/24 о проведении строительной экспертизы следует, что строительство здания гаража произведено с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, природоохранных норм, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований пожарной безопасности. Обладает признаками объекта капитального строительства, строительные конструкции и основания постройки обладают прочностью и устойчивостью и не создают угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений (л.д.59-90).
Из материалов дела усматривается, что истец открыто, непрерывно, добросовестно владеет спорными гаражом более 5 лет, до этого с 1993 года до 2018 года спорным гаражом открыто, непрерывно, добросовестно владел ГВИ Спорный гараж правомерно используются истцом и в полном объеме производится оплата потребляемой электроэнергии.
До настоящего времени никто, кроме истца, не предъявлял своих прав на гаражный бокс №, не проявлял к нему интереса как к своему собственному, в том числе, как к наследственному, либо выморочному имуществу.
В соответствии п. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу абз. 2 п. 1 ст. 234 ГК РФ, отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.
В п. 3 ст. 234 ГК РФ предусмотрено, что лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца.
Из материалов дела следует, что ГВИ владел спорным гаражом в период с 1993г. по январь 2018г., данный срок истец вправе присоединить к своему сроку владения, таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств: добросовестного, открытого и непрерывного владения ГВИ 25 лет гаражом-боксом №, расположенным по адресу: <адрес>, а затем владея данным гаражом истцом, суд приходит к выводу о подтверждении права собственности истца на спорный объект недвижимости в силу приобретательной давности.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе - здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй п. 1 ст. 130 ГК РФ).
По смыслу ст. 131 ГК РФ, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Как разъяснено в п. 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Доводы представителя Управления имущества Администрации г.Норильска о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, суд находит не состоятельными, поскольку спорный объект расположен на земельном участке, в отношении которого разрешение вопроса о предоставлении на правах аренды или ином праве отнесено к компетенции ответчика, в связи с чем спор подлежит разрешению между истцом и ответчиком, в то время как УФРС по Красноярскому краю не имеет материально-правового интереса в результате рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, из исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что гараж был построен на специально выделенном для этих целей участке, принимая во внимание, что в силу п.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство индивидуального гаража не требуется, равно как и на ввод его в эксплуатацию, истец лишен возможности получить правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен гараж, что препятствует государственной регистрации права собственности на гараж в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Одновременно с этим судом установлено, что спорный гараж-бокс соответствует строительным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, сохранение спорного гаража-бокса на земельном участке не противоречит требованиям действующих в настоящее время норм законодательства, регулирующих вопросы градостроительства и землепользования. Правовых притязаний на данное имущество со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также третьих лиц при рассмотрении дела не установлено.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что гаражный бокс был возведен на законных основаниях, на основании постановления Администрации города Норильска № 1853 от 15.11.1993 «О закреплении земельного участка № 232 в районе СМП-381 в г.Норильске для строительства индивидуальных гаражей», которым владел ГВИ более 25 лет, в течение которых никто из заинтересованных лиц не оспаривал законности возведения гаража, истец с 2018 года добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным гаражным боксом, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░-░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 31,0 ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 35,4 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.07.2024