УИД 45RS0007-01-2023-000621-53 Дело № 2-533/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Катайск Курганской области 11 октября 2023 года
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего, судьи Колесникова В.В.
с участием помощника прокурора Катайского района Курганской области Ефремовой Л.В.,
при секретаре Череваткиной К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Катайского района Курганской области, обратившегося в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Катайского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катайского района Курганской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Катайского муниципального округа Курганской области, в котором просит суд возложить на ответчика обязанность в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по ограничению доступа в здание, расположенное по ул.Школьная, д. 6, в г. Катайске Курганской области, кадастровый №, путём закрытия дверных, оконных и иных проёмов, установления ограждения по периметру.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения градостроительного законодательства, законодательства о профилактике терроризма, в ходе которой установлено, что заявленный в иске объект находится в разрушенном состоянии: отсутствуют двери и окна, разрушена крыша. Меры по прекращению доступа в указанный объект неопределённого круга лиц не принимаются. Свободный доступ к указанному объекту отрицательно сказывается на профилактике правонарушений и преступлений на территории г. Катайска, так как создаются условия для сбора асоциальных групп граждан, несовершеннолетних, в том числе для игр, которые могут повлечь причинение вреда, и совершения иных противоправных деяний.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на положения ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.2, п. 7 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 3, п. 6 ст.3, п. 4 абз. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму».
Согласно п. 9 ст. 6 Устава Катайского муниципального округа к вопросам местного значения Катайского муниципального округа Курганской области относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Катайского муниципального округа Курганской области.
Решением Думы Катайского муниципального округа Курганской области от 05.07.2023 № 73 утверждено Положение об Администрации Катайского муниципального округа Курганской области (далее - Положение).
Уставом Катайского муниципального округа предусмотрено, что Администрация Катайского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом Катайского муниципального округа Курганской области, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законодательством и законодательством Курганской области (ст. 38 Устава).
Таким образом, обязанность по ограничению доступа к указанном зданию должна быть возложена на Администрацию Катайского муниципального округа Курганской области.
Указанный объект на территории Катайского муниципального округа, является потенциально-опасным объектом с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности. Свободное проникновение в него посторонних лиц создает условия для совершения противоправных действий.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (л.д.4-6).
Судебное заседание в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК Российской Федерации) проведено в отсутствие представителя ответчика Администрации Катайского муниципального округа Курганской области, третьего лица Управления Культуры Курганской области, Катайского территориального управления Катайского муниципального округа Курганской области, о дате и времени рассмотрения дела извещённых надлежащим образом, доказательств уважительности причин своей неявки не представивших, об отложении рассмотрения дела не просивших.
В судебном заседании прокурор Ефремова Л.В. на исковых требованиях настаивала в полном объёме по доводам искового заявления.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района, поданные в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Катайского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под охраной государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства-участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, а ч. 2 этой же статьи устанавливает ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится: проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» (далее также - Закон о противодействии терроризму) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В свою очередь в п. 6 ст.3 Закона о противодействии терроризму дано понятие антитеррористической защищенности объекта (территории), согласно которой - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 4 абз. 1 ст. 5.2 Закона о противодействии терроризму органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Из содержания искового заявления и представленного акта осмотра от 21.08.2023 установлено, что здание, расположенное по ул. Шкальная, д. 6, в г. Катайске Курганской области, находится в разрушенном состоянии, у него отсутствуют двери, окна, разрушена крыша (л.д. 8-9, 10-12).
На момент разрешения требований настоящего искового заявления, доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем указанного здания является Муниципальное образование Катайский район Курганской области (л.д. 13-17).
Решением Думы Катайского муниципального округа Курганской области от 05.07.2023 № 73 утверждено Положение об Администрации Катайского муниципального округа Курганской области (л.д. 48-54).
Согласно п. 9 ст. 6 Устава Катайского муниципального округа к вопросам местного значения Катайского муниципального округа Курганской области относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Катайского муниципального округа Курганской области (л.д. 18-47).
Администрация Катайского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом Катайского муниципального округа Курганской области, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законодательством и законодательством Курганской области (ст. 38 Устава).
Как сообщает прокурор, и следует из материалов дела, в 2023 г. прокуратурой Катайского района выявлено, что в нарушение указанных требований законодательства ответчиком не ограничен доступ к указанном зданию.
Как обоснованно полагает прокурор, указанный объект на территории Катайского муниципального округа является потенциально-опасным объектом с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности. Свободное проникновение в него посторонних лиц создает условия для совершения противоправных действий. Обязанность по ограничению доступа к указанном зданию должна быть возложена на Администрацию Катайского муниципального округа Курганской области.
Прокурор Катайского района обратился с данным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, поскольку достоверно определить круг лиц, в интересах которых прокурор может обратиться в суд, невозможно.
Выявленные нарушают права неопределённого круга лица на благоприятную окружающую среду, создают угрозу жизни и здоровью человека.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В связи изложенным, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Катайского района к ответчику в полном объёме. Кроме того, суд учитывает, что возражений против удовлетворения требований прокурора участниками по делу не представлено.
Давая оценку иным доказательствам по делу, суд находит не опровергающими изложенное.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учётом мнения прокурора, представителей ответчика, третьих лиц, исходя из реальных возможностей Администрации Катайского муниципального округа Курганской области, связанных с исполнением требуемой прокурором обязанности – принять меры по ограничению доступа в здание по указанному адресу, суд определяет срок исполнения указанных мероприятий – в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4500009496) ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░, ░. 6, ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░: 11.10.2023