Дело № 2-2990/2023
УИД 60 RS 0001-01-2023-002748-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 г. г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тимаевой А.С.,
при секретаре Колосовой Е.В.,
с участием истца Гавриловой Г.В.,
представителя истцов Г.Г.В.., Ф.М.Е.., Ф.А.Е..– Дроздовой М.А., Федоровой Н.Ю.,
представителя ответчика Администрации г. Пскова – Ивановой Е.А.,
представителя третьего лица Правительства Псковской области – Пчелкиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.М.Е., Ф.А.Е., Г.Г.В. к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,
У С Т А Н О В И Л :
Ф.М.Е.., Ф.А.Е.., Г.Г.В. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
В обоснование требований истцами указано, что истцы являются собственниками жилых помещений в доме № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове. В марте 2019 года по результатам проведенной прокуратурой города проверки в деятельности Администрации города Пскова выявлены нарушения требований жилищного законодательства. Установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Псков, ул. Пушкина, д. 8, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой доходный» XIX-XX вв. (Приказ ГК ПО по охране объектов культурного наследия от 31.12.2014 № 887).
Постановлением Администрации города Пскова от 30.03.2017 №354 «О признании многоквартирного жилого дома № 8 по ул. Пушкина в городе Пскове аварийным» жилой дом, расположенный по указанному выше адресу признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно акту обследования помещения от 14.12.2016 № 47 многоквартирный дом по адресу: г. Псков, ул. Пушкина, д. 8, признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Проверка показала, что указанный муниципальный правовой акт принят с нарушением сроков, установленных пунктом 49 Положения. В этой связи 11.03.2019 прокуратурой города Пскова в адрес Главы Администрации города Пскова внесено представление, которое признано законным и обоснованным.
В целях устранения выявленных нарушений закона в постановление Администрации города Пскова от 30.03.2017 внесено изменение постановлением Администрации города Пскова от 08.04.2019 № 372, согласно которому многоквартирный жилой дом № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове признан аварийным и подлежащим реконструкции с 14.12.2016.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) на территории Псковской области реализуется региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Данная программа утверждена постановлением Администрации Псковской области от 01.04.2019 № 128 (далее - Региональная программа).
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ, Региональная программа должна содержать в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
С учетом того, что многоквартирный жилой дом № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове признан аварийным 30.03.2017, т.е. после 01.01.2017, он не вошел в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года и как следствие в Региональную программу.
В настоящее время данный многоквартирный дом включен в подпрограмму «Жилище» муниципальной программы «Обеспечение жильем жителей города Пскова», утвержденной постановлением Администрации города Пскова от 28.12.2021 № 1957. Срок расселения дома согласно программе - 2025 год.
Согласно сведениям Администрации, планируемая стоимость расселения дома № 8 по ул. Пушкина г. Пскова составляет более 100 млн. руб., его расселение в рамках муниципальной программы в 2025 году не представляется возможным, в связи с дефицитом бюджетных средств.
Истцы полагают необходимым срочно принять Администрации города Пскова меры к незамедлительному расселению данного многоквартирного дома, поскольку проживание в данном аварийном доме представляет угрозу жизни и здоровья Истцов. Многоквартирный дом уже в 2016 году был признан аварийным, проживание в данном многоквартирном доме представляет угрозу жизни и здоровья жителям данного многоквартирного дома. Данный многоквартирный дом своевременно в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» не включен.
Администрацией города Пскова решение об изъятии жилых помещений в данном многоквартирного доме в порядке ст. 32 ЖК РФ не принималось в связи с отсутствием финансирования.
Несмотря на многочисленные обращения истцов и жильцов дома, Администрацией города Пскова действенных способов решения ситуации по расселению дома не принято. В связи с чем, истцы просят обязать Администрацию города Пскова предоставить Ф.М.Е.., Ф.А.Е.. благоустроенное жилое помещение в общую долевую собственность в равных долях взамен аварийного жилья, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Пушкина, д. 8, кв.№ в срок до 01.12.2024 во внеочередном порядке; обязать Администрацию города Пскова предоставить Г.Г.В.. благоустроенное жилое помещение в собственность взамен аварийного жилья, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Пушкина, д. 8, кв.№, в срок до 01.12.2024 во внеочередном порядке.
Определением Псковского городского суда Псковской области от 26 мая 2023 года гражданское дело № № по иску Ф.М.Е., Ф.А.Е., Ф.Е.А., Ф.Н.Ю. к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения взамен аварийного и гражданское дело № № по иску Г.Г.В. к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, объединены в одно производство, присвоен ему номер гражданского дела № 2-2990/2023.
В процессе рассмотрения дела, 06 июня 2023 г. поступили уточненные исковые требования, из которых следует, что согласно договору дарения от 27 мая 2023 г. Ф.Е.А. и Ф.Н.Ю. подарили принадлежащие им доли в квартире Ф.М.Е., Ф.А.Е., по ? доле в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Псков, ул. Пушкина, д. 8, кв.№, каждому.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Псковской области и Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области.
В судебное заседание истцы Ф.М.Е.. и Ф.А.Е.. не явились, их интересы представляла Федорова Н.Ю. и Дроздова М.А.
В судебном заседании истец Г.Г.В.. и представители истцов Дроздова М.А. и Федорова Н.Ю. уточненные исковые требования и доводы в их обоснование поддержали.
Представитель ответчика – Администрации г. Пскова Иванова Е.С. с исковыми требованиями не согласилась, при этом указала, что дом № 8 по ул. Пушкина включен в подпрограмму «Жилище» муниципальной программы «Обеспечение жильем жителей города Пскова». Срок расселения дома предусмотрен в 2025 году. Планируемая стоимость расселения дома № 8 по ул. Пушкина общей площадью 1 891,8 кв.м. (56 жилых помещений, где проживает 154 человека) 151 млн. руб. С учетом проведенного в 2023 году мониторинга рынка новостроек, цена за 1 кв. м. жилой площади по городу Пскову составляет 80 тыс. До расселения дома, Ф.А.Е. и Г.Г.В.., в связи с их неоднократными обращениями, предлагались помещения в маневренном жилищном фонде по ул. Герцена, д. 14 в г. Пскове, от которых они отказались. Информация об аварийности многоквартирного дома № 8 по ул.Пушкина в г.Пскове в установленном законе порядке внесена в автоматизированную информационную систему «РеформаЖКХ». Администрацией города Пскова ведется мониторинг жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2017 года, в рамках подготовки концепции новой программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе и дома №8 по ул. 11 Пушкина в городе Пскове.
Представитель третьего лица Правительства Псковской области – Пчелкина С.В. в судебном заседании пояснила, что программа текущая не окончена, она действует до 2025 года, но имеются сведения, что дом всключен в реестр на будущую программу по статусу аварийности, сейчас проходит подготовка для утверждения программы.
Представитель третьего лица - Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области в судебное заседание не явился, представитель Левин Д.Н. просил о рассмотрении дела в отсутствие Комитета, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства № 7-309-2021 и № 4593ж-2022, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании договора от 30 мая 2003 г. в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 Администрация г. Пскова передала квартиру № № в доме № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове Ф.Е.А. и Ф.Н.Ю., Ф.М.Е., Ф.А.Е. по ? доле в праве общей долевой собственности каждому.
На основании договора дарения от 27.05.2023 Ф.Е.А. и Ф.Н.Ю.. подарили принадлежащие им доли в квартире Ф.М.Е., Ф.А.Е., по ? доле в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Псков, ул. Пушкина, д. 8, кв№ (л.д. 3-7, 202-204 том 2).
Следовательно истцы Ф.М.Е. и Ф.А.Е.. являются собственниками по 1/2 доли каждый в праве общей долевой собственности квартиры № № в доме № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове.
Истец Г.Г.В.. является собственником № № в доме № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове. Указанное жилое помещение она приобрела на основании договора купли-продажи комнаты № 1931 от 04.12.2000 (л.д.206 том 2).
Актом обследования помещения от 14.12.2016 дом № 8 по ул. Пушкина в г.Пскове признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д.120-125 том 1).
Согласно экспертному заключению МОС Экспертиза – Псков от 29.12.2016, многоквартирный жилой дом расположенный по адресу: Псковская область, г.Псков, ул.Пушкина, д.8, имеет неустранимый физический износ 85% и не может безопасно эксплуатироваться в дальнейшем, опасен для нахождения в нем людей и-за возможности обрушения. Данный многоквартирный жилой дом является аварийным и не пригоден для проживания в нем людей. Не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам по ВСН 58-88 (р), СанПин 2.1.1.2645-10, Постановлению Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. Капитальный ремонт жилого дома не возможен без расселения жильцов, так как требуется полная замена внутренних перегородок и межэтажных перекрытий (л.д.21-54 том 2).
30.03.2017 Постановлением Администрации г. Пскова от 30.03.2017 № 354 многоквартирный жилой дом № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове признан аварийным и подлежащим реконструкции. Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова предписано в срок до 01.08.2017 внести необходимые изменения в муниципальную программу «Обеспечение жильем жителей города Пскова» (л.д.114 том 1).
Проверка, проведенная прокуратурой г. Пскова в 2019 году показала, что указанный муниципальный правовой акт от 30.03.2017 принят с нарушением сроков, установленных пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительство Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Согласно указанному пункту 49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В связи с установлением нарушения данных сроков, 11.03.2019 прокуратурой города Пскова в адрес Главы Администрации города Пскова внесено представление, которое признано законным и обоснованным.
В целях устранения выявленных нарушений закона в постановление Администрации города Пскова от 30.03.2017 внесено изменение постановлением Администрации города Пскова от 08.04.2019 № 372, согласно которому многоквартирный жилой дом № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове признан аварийным и подлежащим реконструкции с 14.12.2016.
Постановлением Администрации г. Пскова от 08.04.2019 № 372 в постановление от 03.03.2017 № 354 «О признании многоквартирного жилого дома № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове аварийным» внесены изменения: п. 1 дополнены словами следующего содержания: «с 14.12.2016 в соответствии с актом обследования помещения, заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, от 14.12.2016 № 47» (л.д.110-111 том 1).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) на территории Псковской области реализуется региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Данная программа утверждена постановлением Администрации Псковской области от 01.04.2019 № 128 (далее - Региональная программа).
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ, Региональная программа должна содержать в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
С учетом того, что многоквартирный жилой дом № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове признан аварийным 30.03.2017, т.е. после 01.01.2017, он не вошел в перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года и как следствие в Региональную программу.
01.09.2019 Постановлением Администрации Псковской области № 128 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
В указанную программу включены многоквартирные дома, которые признаны в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Поскольку дом № 8 по ул. Пушкина признан аварийным 30.03.2017, то в областную адресную программу он не включен.
Постановлением Администрации города Пскова от 11.06.2015 № 1286 (ред. от 27.07.2023) утверждено Положение о переселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в городе Пскове в рамках подпрограмм «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда «Муниципальной программы «обеспечение жильем жителей города Пскова». В указанную программу включен дом № 8 по ул. Пушкина. Срок расселения дома предусмотрен в 2025 году.
Также из материалов дела следует, что согласно акту обследования жилого помещения от 21.12.2011 межведомственной комиссии, жилой дом № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове по данным БТИ на 1994 год требует капитального ремонта, процент износа – 68 %. Последнее обследование жилого дома проведено в 2001 году, по заключению комиссии требуется капитальный ремонт (л.д. 116-117 т. 1).
К аналогичным выводам межведомственная комиссия пришла 10 октября 2013 г., указав выводы о проведении капитального ремонта спорного жилого дома (л.д. 118-119 т.1).
Еще в 2001 году согласно техническому заключению о состоянии конструкций и инженерных систем жилого дома № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове, данный многоквартирный дом нуждался в срочном капитальном ремонте и только спустя 15 лет его признали аварийным, а после признания его аварийным, уже более 7 лет Администрацией города Пскова не принимается мер к его расселению.
Многоквартирный дом в 2016 году был признан аварийным, проживание в данном многоквартирном доме представляет угрозу жизни и здоровья жителям данного многоквартирного дома.
17.12.2021 ООО «Центр строительства и экспертиз» составлено заключение по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций, систем внутреннего инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома № 8 по ул. Пушкина в г. Пскове на предмет определения его состояния и безопасности дальнейшей эксплуатации.
Согласно выводам заключения, состояние несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома, с учетом выявленных дефектов и повреждений - аварийное. С учетом физического износа дома, присутствуют факторы, дающие основание для признания непригодными для проживания помещения в данном многоквартирном доме (л.д. 25-102 т. 1).
В ходе проверки прокуратуры города Пскова в 2023 году опрошен эксперт, Полупанов В.В., который готовил данное заключение и принимал участие в обследовании данного дома. Он пояснил, что уже на 2013 год общий процент износа дома составлял 72 %, и при его обследовании в декабре 2021 года выявлены значительные дефекты, дом в 2016 году признан аварийным, проживание в данном многоквартирном доме представляет угрозу жизни и здоровью жителей данного дома (л.д. 103-104 т.1).
Из постановления следователя по особо важным делам следственного отдела по г. Пскову следственного управления Следственного комитета РФ Юхневич Н.А. о признании потерпевшим от 9 октября 2023 г. следует, что 09 октября 2023 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 285 УК РФ, по факту злоупотребления должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления право на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилого фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Обязанность ответчика по предоставлению другого жилого помещения взамен изымаемого возможно только в случае включения аварийного дома, в котором расположено жилое помещение истца, в адресную программу по переселению граждан.
В целях обеспечения прав граждан на жилище, комплексного решения проблемы улучшения социально-бытовых условий населения, Администрацией города Пскова утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем жителей города Пскова».
В рамках данной муниципальной программы разработана подпрограмма «Жилище», которая направлена на осуществление предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане, проживающие в многоквартирных домах, признанных непригодными для проживания, подлежат переселению.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает возможность предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований для переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), средств областного бюджета и средств бюджета города Пскова.
Данная программа реализуется с 2022 года. На 2023 год на реализацию мероприятий по данной программе заложено в местный бюджет 8600,0 тыс. руб. Срок расселения дома согласно программе - 2025 год.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.04.2023 года N 20-П, части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Предоставление жилого помещения взамен изымаемого возможно, в частности, если жилые помещения принадлежат гражданам на праве собственности и жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого помещения вправе выбрать в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения либо выплату возмещения за изымаемое помещение (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
Исключение составляют граждане, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, входящего в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Такие граждане подлежат внеочередному обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма либо (при определенных условиях) жилыми помещениями маневренного фонда (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П).
Таким образом, в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.
Обращаясь с иском в суд, истцы просят предоставить им в собственность во внеочередном порядке жилые помещения.
В соответствии с гл. III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Из материалов дела следует, что администрация г. Пскова нарушила сроки предусмотренные п. 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года, что также установлено проверкой прокуратуры и не оспаривается сторонами. Вследствие допущенных нарушений дом своевременно не включен в соответствующую программу.
Между тем, многоквартирный дом уже в 2016 году был признан аварийным, проживание в данном многоквартирном доме представляет угрозу жизни и здоровья жителям данного многоквартирного дома, что не оспаривается ответчиком. В выводах экспертизы от 27 декабря 2016 г. указано, что спорный многоквартирный жилой дом является аварийным, опасен для нахождения в нем людей (л.д. 28 т. 2)
Оценив доводы сторон, суд принимает во внимание, бездействие со стороны муниципального образования, выразившееся в непринятии своевременных соответствующих мер, и то что аварийный многоквартирный дом в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, и включен в муниципальную программу «Обеспечение жильем жителей города Пскова».
Суд усматривает исключительные обстоятельств для обеспечения истцов жилыми помещениями во внеочередном порядке ранее срока программы. Истцы постоянно проживают в указанном доме, другого жилья не имеют, имеется наличие опасности для жизни и здоровья истцов, связанной с проживанием в аварийном доме.
Указанный срок расселения дома – 2025 год, не является разумным и влечет возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме, признанным еще в 2016 году аварийным и подлежащим реконструкции (сносу).
Кроме того, в письме заместителя главы Администрации г. Пскова Жгут Е.Н. от 15.09.2021 № Ф-2303 и письме и.п. главы Администрации г. Пскова Елкина Б.А. от 15.11.2021 № Ф-2679 указано, что срок расселения дома № 8 ул. Пушкина г. Псков в 2025 году. Однако учитывая, что планируемая стоимость расселения составляет порядка 100 млн. руб., его расселение в рамках муниципальной программы в установленный срок не представляется возможным, в связи с дефицитом бюджетных средств. Таким образом, указать точный срок расселения дома не представляется возможным (л.д.12-14 т.2).
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства, принимая во внимание наличие реальной угрозы жизни и здоровью истцов при проживании в аварийном доме в настоящее время, объективно свидетельствующей о нуждаемости в жилом помещении, с учетом вышеприведенных норм материального права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд полагает, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями, не может служить основанием для отказа в исковых требованиях. Указанный в исковом заявлении срок предоставления истцам благоустроенного жилого помещения в собственность взамен аварийного жилья во внеочередном порядке, до 01.12.2024, с учетом обстоятельств дела, является разумным.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Ф.М.Е.., Ф.А.Е.., Г.Г.В.. к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения в собственность взамен аварийного во внеочередном порядке, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ф.М.Е., Ф.А.Е., Г.Г.В. к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Пскова предоставить Ф.М.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> (паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>) и Ф.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> (паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>) благоустроенное жилое помещение в общую долевую собственность в равных долях взамен аварийного жилья, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Пушкина, д. 8 кв.№, в срок до 01.12.2024 во внеочередном порядке.
Обязать Администрацию города Пскова предоставить Г.Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> (паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>) благоустроенное жилое помещение в собственность взамен аварийного жилья, расположенного по адресу: г.Псков, ул.Пушкина, д.8, кв.№, в срок до 01.12.2024 во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Тимаева
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2024 года.