к делу № г.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 20 января 2022 года
Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего судьи Бжассо С.Т.,
при секретаре ФИО3,
с участием
прокурора ФИО5,
ФИО4, представляющей интересы ответчика – администрации муниципального образования «Адыгейск» по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теучежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> (МБОУ СОШ № <адрес>) о возложении обязанности организовать охрану образовательных учреждений,
УСТАНОВИЛ:
Теучежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования и МБОУ СОШ № <адрес> о возложении обязанности организовать охрану образовательных учреждений.
В обоснование предъявленных исковых требований указано, Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения в образовательных организациях требований закона об обеспечений пропускного режима, установке систем экстренного оповещения, видеонаблюдения, о специальном обучении сотрудников, осуществляющих охрану, а также, соблюдение правил установки и использования игровых и спортивных площадок на придомовых территориях, в общественных местах и образовательных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ч. 6, ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Учредителем МБОУ СОШ № <адрес> является администрация МО «<адрес>», которая является собственником имущества учреждения. МБОУ СОШ № <адрес> является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования.
Статьей 9.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, которая может быть создана муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу пункта 6 статьи 9.2 указанного Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, важной характеристикой бюджетного учреждения является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии с пунктом 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Требований), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах(территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Комплекс мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей и четвертой категории опасности, определен пунктами 24 и 25 Требований.
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства в МБОУ СОШ № <адрес>:
в нарушение требований п. 24 (д) Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - отсутствует система оповещения и управления эвакуацией или автономная система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
в нарушение требований п. 25 (в) Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - отсутствует на 1-ом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации;
в нарушение п. 25 (г) Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № основные входы в здание, входящие в состав объекта (территории), не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
В соответствии с положениями ч. 7.1. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Просит обязать администрацию МО «<адрес>» и МБОУ СОШ № <адрес>:
установить систему оповещения и управления эвакуацией или автономная система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
оборудовать на 1-ом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации;
- оборудовать основные входы в здание, входящие в состав объекта(территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Представитель истца ФИО5 отказалась от исковых требований в части замены устройства «Страна - М», так как замена уже произведена. В остальной части поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО «<адрес>» ФИО4 пояснила, что в рамках устранения нарушений, выявленных при проведении проверки исполнения в образовательных организациях требований закона об обеспечении пропускного режима, установке систем экстренного оповещения, видеонаблюдения, МБОУ СОШ № <адрес> заключило с ИП ФИО6 договор для выполнения работ по монтажу системы тревожной сигнализации (перенос тревожной кнопки экстренного вызова полиции на пост охраны, замена прибора «Струна М» на «Приток»). Все нарушения, указанные в исковом заявлении Теучежской межрайонной прокуратуры, будут устранены в кратчайшие сроки в начале 2022 года.
Представитель ответчика – директор МБОУ СОШ № <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду отзыв на иск, из которого следует, что в рамках устранения нарушений, выявленных при проведении проверки исполнения в образовательных организациях требований закона об обеспечении пропускного режима, установке систем экстренного оповещения, видеонаблюдения, МБОУ СОШ № <адрес> заключило с ИП ФИО6 договор от ДД.ММ.ГГГГ № для выполнения работ по монтажу системы тревожной сигнализации (перенос тревожной кнопки экстренного вызова полиции на пост охраны, замена прибора «Струна М» на «Приток»). Все нарушения, указанные в исковом заявлении Теучежской межрайонной прокуратуры, будут устранены в кратчайшие сроки в начале 2022 года.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному ? удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 6, ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Статьей 9.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, которая может быть создана муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу пункта 6 статьи 9.2 указанного Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, важной характеристикой бюджетного учреждения является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии с пунктом 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Требований), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах(территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. Комплекс мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей и четвертой категории опасности, определен пунктами 24 и 25 Требований.
В судебном заседании установлено, что Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения в образовательных организациях требований закона об обеспечений пропускного режима, установке систем экстренного оповещения, видеонаблюдения, о специальном обучении сотрудников, осуществляющих охрану, а также, соблюдение правил установки и использования игровых и спортивных площадок на придомовых территориях, в общественных местах и образовательных учреждениях.
Учредителем МБОУ СОШ № <адрес> является администрация МО «<адрес>», которая является собственником имущества учреждения. МБОУ СОШ № <адрес> является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования.
В нарушение требований федерального законодательства в МБДОУ № «Василек», в частности:
-в нарушение требований п. 24 (д) Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - отсутствует система оповещения и управления эвакуацией или автономная система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
-в нарушение требований п. 25 (в) Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - отсутствует на 1-ом этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации;
-в нарушение п. 25 (г) Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № основные входы в здание, входящие в состав объекта (территории), не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
В соответствии с положениями ч. 7.1. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Указанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с иском в защиту интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск Теучежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», МБОУ СОШ № <адрес> о возложении обязанности организовать охрану образовательных учреждений.
Обязать администрацию МО «<адрес>», МБОУ СОШ № <адрес> в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать охрану МБДОУ № «Василек»:
- установить систему оповещения и управления эвакуацией или автономная система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о возникновении ЧС;
- оборудовать на 1-ом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации;
- оборудовать основные входы в здание, входящие в состав объекта(территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий