Дело <НОМЕР>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<АДРЕС> <ДАТА1>
Мировой судья судебного участка <АДРЕС> района <АДРЕС> края <ФИО1>, при секретаре <ФИО2>,
с участием помощника прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> края <ФИО3>,представителя ответчика Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району <ФИО4>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <АДРЕС> района в интересах <ФИО5> к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о возмещении суммы, затраченной на доставку твердого топлива,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <АДРЕС> района обратился к мировому судье с иском в интересах <ФИО5> к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району (далее по тексту УСЗН) о взыскании расходов по доставке твердого топлива до ее места жительства по адресу: с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, в сумме 1500 рублей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что <ФИО5> является педагогическим работником.
<ФИО5> в УСЗН по <АДРЕС> району в 2013 году и в 2015 году представлены платежные документы на приобретенное твердое топливо, из которых 1500 рублей составили расходы по доставке угля. <ФИО5>. в компенсации расходов по доставке угля до ее жилого дома в сумме 1500 рублей было отказано. Полагает, что данный отказ в компенсации расходов по доставке угля до жилого дома педагогического работника <ФИО5> является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.55 ФЗ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 3 Закона <АДРЕС> края <НОМЕР> от <ДАТА2> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности» расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, являются расходными обязательствами <АДРЕС> края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере социальной защиты населения.
Пунктом 2 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением администрации <АДРЕС> края от <ДАТА3> 99 предусмотрено, что меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках, включая вышедших на пенсию, а также совместно проживающим с ними членам семей предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, утвержденных тарифов на отопление и цен на твердое топливо и на основании предоставленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли продажи.
В соответствии с решением Управления <АДРЕС> края от <ДАТА4> <НОМЕР> «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям», установлены предельные максимальные цены на топливо печное бытовое. В п.2 указано, что цены установлены без учета доставки до потребителя. При условии обеспечения раскола, доставки дров продавцом покупателю оплата данных услуг производится в размере, определенном соглашением покупателя и продавца.
Статьей 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие платы за коммунальные услуги, расходы по которым должны компенсироваться <ФИО5>.
Существующий порядок, предоставления мер социальной поддержки, связанный с предоставлением жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам сельской местности, при котором категория льготников, имеющих дома с печным отоплением, освобождена от оплаты за освещение и отопление лишь частично, поскольку специалисты вынуждены нести транспортные расходы, кроме того, меры социальной поддержки ограничены нормативами, ставит их в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
В связи с тем, что <ФИО5> приобрела уголь, осуществила его погрузку и доставку до дома в 2013 и 2015 годах, она обратилась с заявлением о компенсации данных расходов в Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району, однако, данная компенсация ей не была предоставлена.
Полагает действия ответчика при определении порядка предоставления льгот <ФИО5>, согласно которому педагогический работник за счет собственных средств должен осуществить вывоз дров, угля, незаконны, нарушают права педагогического работника на получение мер социальной поддержки в объеме, предусмотренном федеральным законодательством. Поэтому просит взыскать с ответчика в пользу <ФИО5> понесенные расходы по доставке твердого топлива от склада до ее места жительства в сумме 1500 рублей.
Заявление <ФИО5> является обращением по обеспечению права социальной защиты гражданина, поэтому, на основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор счел необходимым обратиться в суд с вышеизложенными исковыми требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора <ФИО3>поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что педагоги, проживающие в домах с печным отоплением не должны находится в неравном положении с педагогами, проживающими в квартирах с центральным отоплением.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району <ФИО4>, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. В обоснование возражений представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что истец как педагогический работник имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а не пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, что неверно истолковано истцом в своем заявлении. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Законом <АДРЕС> края от <ДАТА5> года<НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо. Данная норма закона не определяет размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, включая погрузку и доставку твердого топлива (дров) от склада до места жительства, к определенным для компенсации общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо. Считает, что в законе прямо не указано, что доставка твердого топлива должна быть компенсирована заявителю и не входит в понятие «отопление». В связи с изложенным, исковые требования прокурора, по его мнению, удовлетворению не подлежат.
Третье лицо - Главное управление <АДРЕС> края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, извещено о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Третье лицо - Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <АДРЕС> края, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Мировой судья, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, мировой судья полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.3 ч.5 ст.55 Федерального закона «Об образовании», педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В судебном заседании установлено, что <ФИО5> является педагогическим работником, педагогом МБОУ «Завьяловская СОШ № 1» и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ул. <АДРЕС> в с. <АДРЕС> района <АДРЕС> края.
В соответствии с квитанцией к приходному кассовому от <ДАТА6> <ФИО5> приобрела уголь, при этом за доставку угля ею было уплачено 750 рублей. Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от <ДАТА7> <ФИО5> приобрела уголь, при этом за доставку угля ею было уплачено 750 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются платежными документами, представленными истцом, и не оспариваются сторонами.
Согласно ст. 3 Закона <АДРЕС> края <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, являются расходными обязательствами <АДРЕС> края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере социальной защиты населения.
Постановлением Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА8> 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края. Пунктами 2-4 указанных Правил предусмотрена компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края. Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства. Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется уполномоченным органом на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо (пункт 31 Правил).
В соответствии с решением Управления <АДРЕС> края от <ДАТА4> <НОМЕР> «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям», установлены предельные максимальные цены на топливо печное бытовое. В п.2 указано, что цены установлены без учета доставки до потребителя. При условии обеспечения раскола, доставки дров продавцом покупателю оплата данных услуг производится в размере, определенном соглашением покупателя и продавца.
При этом сумма, уплаченная <ФИО5> за доставку угля - 1500 рублей, ей не компенсированы, поскольку, вышеуказанными нормативными актами не предусмотрена компенсация за погрузку и доставку угля, то есть, по мнению представителя ответчика, не входит в понятие компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Мировой судья соглашается с доводом помощника прокурора о том, что при расчете размера компенсации на оплату твердого топлива истцу <ФИО5> должны учитываться расходы, понесенные за погрузку и доставку твердого топлива, исходя из следующего.
Как было указано выше, ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В решении от <ДАТА4> <НОМЕР> «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям» указано, что цены установлены без учета доставки до потребителя.
Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, следовательно, расходы по погрузке и доставке твердого топлива должны компенсироваться педагогическому работнику.
Доводы представителя ответчика о том, что компенсация по доставке и погрузке твердого топлива не входит в понятие «отопления», мировой судья не принимает во внимание, поскольку ФЗ «Об образовании» устанавливает право педагога на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. По мнению мирового судьи, в понятие «компенсация расходов на отопление» входит приобретение твердого топлива, его погрузка и доставка до места жительства.
В противном случае педагогические работники сельской местности, которые имеют дома с печным отоплением и вынуждены нести транспортные расходы, ставятся в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
Следовательно, действия Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району в отношении <ФИО5> при определении порядка предоставления ей льгот, согласно которому педагогический работник за счет собственных средств должен осуществить вывоз угля, являются не законными.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> края в интересах <ФИО5> к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> в интересах <ФИО5> к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району <АДРЕС> края о возмещении суммы, затраченной на доставку твердого топлива удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району <АДРЕС> края в пользу <ФИО5> расходы, понесенные по доставке твердого топлива за 2013 и 2015 годы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Решение мирового судьи может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <АДРЕС> районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мировой судья <ФИО1>