86RS 0001-01-2022-002274-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Костиной О.В.,
при секретаре Шенбергер Л.В.,
с участием представителя истца Андреевой А.Н., представителей ответчика Симоновой Л.В., Савранской А.Н., Юренко Ю.В., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Сивковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1467/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» к автономному учреждению Ханты-Мансийского автономного округу – Югры «Центр профессиональной патологии» о признании недействительным заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания, установленного 24 сентября 2021 года,
установил:
ООО «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» обратилось в суд с иском АУ Ханты-Мансийского автономного округу – Югры «Центр профессиональной патологии» о признании недействительным заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания, установленного 24 сентября 2021 года, указав, что Веремьев А.К. осуществлял трудовую деятельность в Обществе в должности машиниста подъемника 6 разряда., 07.02.2020 г. уволен по собственному деланию. 29.09.2021 г. истцу поступило извещение АУ Ханты-Мансийского автономного округу – Югры «Центр профессиональной патологии» об установлении заключительного диагноза хронического профессионального заболевания Веремьеву А.К. – профессиональная бронхиальная астма аллергическая. Истец не согласен с заключением акта и извещением, так как в п.20 акта от 22.12.2021 г. не указаны нарушения обязательных требований, способствующие заболеванию Веремьева А.К. в процессе его трудовой деятельности. Химические вещества на рабочем месте, обладающие аллергенным действием, которые могли бы способствовать профзаболеванию в процессе трудовой деятельности, не превышали установленного уровня ПКД. На протяжении всей трудовой деятельности он ежегодно проходил периодические медицинские осмотры без противопоказаний в работе по занимаемой должности. Вывод, указанный в п.8 Извещения не является достоверным, так как химические вещества, обладающие аллергенным действием, не превышали установленного ПКД для организма человека. В ходе проведенного расследования и опроса установлено, что прямой причиной заболевания явилось злоупотребление табакокурением на фоне психологического потрясения от утраты близкого родственника. Согласно отчетам ежегодных замеров концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны Веремьева А.К. не превышают уровень ПДК, установленные ГН 2.2.5.3532.-18 «Предельно допустимые концентрации. Согласно заключению СОУТ на рабочем месте машиниста подъемника факторы, влияющие на развитие аллергической реакции, не превышает ПДК, по тяжести трудового процесса соответствует классу 2.0. Истец считает, что ответчик не полноценно провел медицинское обследование и вынес неверный диагноз. Просит суд признать недействительным установленный ответчиком заключительный диагноз острого или хронического профессионального заболевания № 00030 от 24.09.2021 г.
Представитель истца Андреева А.Н. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнив, что Постановлением Правительства РФ № 967 от 15 декабря 2000 г. утверждено Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, которым установлено, что под хроническим профессиональным заболеванием понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Представители ответчика Симонова Л.В., Савранская А.Н., Юренко Ю.В. заявленные требования не признали, дали пояснения согласно возражениям, дополнениям к возражениям.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Сивкова О.Н. считает заявленные требования необоснованными.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в период с 01.01.2009 г. по 07.02.2020 г. Веремеьев А.К. работал в ООО «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» в должности машиниста подъемника 6 разряда.
Как следует из амбулаторной карты № 3744 БУ ХМАО – Югры «Покачевская городская больница» Веремьев А.К. впервые обратился к терапевту 13.09.2018 г. с жалобами на приступообразный кашель с мокротой, отдышкой на входе и выходе, поставлен диагноз: хронический простой бронхит. По поводу длительного кашля заподозрена ХОБЛ.
С 07.02.2019 г. по 22.02.2019 г. проходил стационарное лечение с диагнозом ХОБЛ II. Хронический обструктивный бронхит, средней степени тяжести, фаза обострения. Открыт ЛВН.
28.03.2019 г. проведена консультация пульмонолога, поставлен диагноз: основной ХОБЛ II. Хронический обструктивный бронхит, средней степени тяжести. Предварительный: бронхиальная астма.
05.04.2019 г. упал на работе из-за удушья, резкая слабость в ногах, вызвана БСП, оказана первая медицинская помощь.
Самостоятельно обратился к терапевту 08.04.2019 г., открыт ЛВН с 08.04. по 15.05.2019 г. с последующим уходом в отпуск, в отпуске жалоб не было. После выхода на работу приступы удушья участились.
02.05.2019 г. проведена повторная консультация пульмонолога, поставлен диагноз: ХОБЛ III степени тяжести, неполная ремиссия. Бронхиальная астма впервые выявленная, средней степени тяжести, персистирующее, контролируемое течение, неполная ремиссия. Эмфизема легких.
С 19.07.2019 г. по 07.08.2019 г. амбулаторно открыт ЛВН (приступообразный кашель, затрудненный выдох).
В августе 2019 г. направлен профпатологом в профпатологическое отделение АУ «ЦПП» с диагнозом: ХОБЛ с целью лечения и обследования работника, работающего во вредных условиях труда. Цели проведения ЭСЗП не было.
В период с 12.08.2019 г. по 26.08.2019 г. проходил обследование и лечение в профпатологическое отделение АУ «ЦПП», диагноз: Хроническая обструктивная болезнь легких, эмфизематозный вариант, Сопутствующий – Бронхиальная астма аллергическая, средняя персистирующая, частично контролируемая. Двусторонняя нейросенсорная тугоухость начальные проявления. Смещенная носовая перегородка. Хронический гастрит, ремиссия.
Рекомендовано обследование в Центре профессиональной патологии для проведения экспертизы заболевания с профессией с предоставлением документов.
Санитарно-гигиенической характеристикой по условиям труда от 29.09.2020 г., составленной на основании извещения БУ ХМАО – Югры «Покачевская городская больница» об установлении предварительного диагноза острого или хронического заболевания № 1 от 18.10.2019 г., установлено, что условия труда Веремьева А.К., согласно профессиональному маршруту, не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям по величине воздействия вредных производственных факторов: шума, тяжести трудового процесса, напряженности трудового процесса (отмечается повышение гигиенических нормативов).
На основании карты аттестации рабочего места по условиям труда № 472 от 2009 г. установлено фактическое состояние условий труда, а также продолжительность воздействия на машиниста подъемника 6 разряда в течение смены: химический фактор 100% рабочего времени, класс условий труда-2.0; АПФД: 100% рабочего времени, класс условий труда-2.0; шум на производстве: 100% рабочего времени, класс условий труда-3.1; общая вибрация: 100% рабочего времени, класс условий труда-2.0; локальная вибрация: 70% рабочего времени, класс условий труда-2.0; микроклимат – класс условий труда – 2.0; световая среда: 100% рабочего времени, класс условий труда-2.0; тяжесть трудового процесса- 3.2; напряженность трудового процесса – 3.1. Общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесс- 3.2.
На основании карты специальной оценки условий труда № 595 от 2014 г. установлено фактическое состояние условий труда по факторам производственной среды: 100% рабочего времени, класс условий труда-2.0; шум на производстве: 85% рабочего времени, класс условий труда-3.1; общая вибрация: 65% рабочего времени, класс условий труда-2.0; локальная вибрация: 65% рабочего времени, класс условий труда-2.0; световая среда: 65% рабочего времени, класс условий труда-2.0; тяжесть трудового процесса- 2.0; напряженность трудового процесса – 3.1. Итоговый класс условий труда – 3.1
Также установлено, что в период с 2009 - 2020 гг. концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны не превышает предельно допустимыми концентрации, установленные ГН. Выводы сделаны на основании протоколов изменения химический факторов.
В период с 20.04.2021 г. по 20.04.2021 г. Веремьев А.К. прошел обследование, по результатам врачебной комиссией принято решение о невозможности проведения экспертизы связи заболевания с профессией ввиду отсутствия информации по условиям труда в период с 1995 по 2020 гг.
В связи с получением дополнительных данных Веремьев А.К. направлен на врачебную комиссии с диагнозом – основной: Хроническая обструктивная болезнь легких, эмфизематозный фенотип, с частыми обострениями, неполная ремиссия. Бронхиальная астма аллергическая, тяжелая персистирующая, частично контролируемая. Периферический рак левого легкого 1 стадия 2 клиническая группа.
Медицинским заключением ВК по экспертизе связи заболевания с профессией от 24.09.2021 г. № 000100170 установлен диагноз: профессиональная бронхиальная астма аллергическая, тяжелая персистирующая, частично контролируемая, а также причинно-следственная связь между имеющимся заболеванием и условиями труда на момент проведения экспертизы.
24.09.2021 г. Веремьев А.К. направлен на МСЭ с диагнозом «Профессиональная бронхиальная астма аллергическая, тяжелая персистирующая, частично контролируемая, для определения степени утраты профессиональной трудоспособности. Противопоказан работа в контакте с пылью, веществами фиброгенного, раздражающего, аллергенного, канцерогенного и токсичного действия
24.09.2021 г. в адрес ООО «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» направлено извещение об установлении Веремьеву А.К. заключительного диагноза: J 45.0 Профессиональная бронхиальная астма аллергическая, тяжелая персистирующая, частично контролируемое течение. ДН 0-1. Заболевание профессиональное, установлено впервые 24.09.2021 г. Вредные производственные факторы и причины, вызвавшие профзаболевание: химические вещества, обладающие аллергенным действием.
Приказом ООО Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» от 06.10.2021 г. № 252 создана комиссия по расследованию профессионального заболевания Веремьева А.К.
21.10.2021 г. оформлен протокол № 01 заседания комиссии, которым признано без основательным заключение АУ ХМАО- Югры «Центр профессиональной патологии» об установлении заключительного диагноза хронического профессионального заболевания работка Веремьева А.К., так как химическое вещество, обладающее аллергенным действием в процессе производственной деятельности «Акролеин», согласно ежегодным замерам не превышает уровень ПДК.
22.12.2021 г. составлен Акт о случае профессионального заболевания, где указано, что причиной профессионального заболевания послужило длительная работа во вредных условиях труда. Общая оценка условий труда с учетом комбинированного и сочетанного воздействия всех вредных факторов производственной среды и производственного процесса согласно Руководства Р 2.22006-05 – вредные условия труда 3 класса 2 степени. Заболевание является профессиональным и возникло, так как условия труда Веремьева А.К., согласно профессиональному маршруту, не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям по величине воздействия вредных производственных факторов: тяжести трудового процесса, напряженности трудового процесса. Непосредственной причиной заболевания могло послужить воздействие химических веществ, являющихся потенциальными аллергенами, ввиду индивидуальных особенностей заболевшего.
Истец считает поставленный диагноз неверным, так как концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны Веремьева А.К. не превышают уровня ПДК, Веремьев А.К. курил, а также принимал медицинский препарат «Спиолто Респимант».
Как установлено Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. № 967, под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (в том числе возникшее спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного (п. 14).
Установленный диагноз - острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается на Центр профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации (п.16).
Приказом Минздравсоцразвития России от 27.04.2021 г. утвержден перечень профессиональных заболевание, где под № 1.50 указано заболевание – профессиональная бронхиальная астма, код J45.0, наименование вредного и опасного фактора - химические вещества, обладающие аллергенным действием (аллергены). Производственные аэрозоли сложного состава, обладающие аллергенным действием.
В судебном заседании установлен, что продолжительность трудовой деятельности Веремьева А.К. в ООО «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин», в условиях воздействия опасных, вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, составляет более 25 лет.
Как следует из разделом 6 «Общие методические подходы к контролю факторов рабочей среды и трудового процесса» Р 2.22006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» аддитивное действие (суммация) нескольких веществ химическое природы, то есть свойства двух или нескольких вредных химических веществ воздействуют на организм человека однонаправлено, повреждают одни и те же органы и системы, оказывая одинаковый или сходный негативный эффект: азота оксиды (в пересчете на NO2) формальдегид, акролеин, сера, диоксид, обладающие раздражающим действием. Дл гигиенической оценки воздушной среды при совместном присутствии в воздухе двух или нескольких веществ однонаправленного действия, то есть обладающих эффектом суммации, рассчитывается общий показатель уровня загрязнения воздуха рабочей зоны как сумма отношений фактических концентраций веществ к предельно допустимым концентрациям.
В период госпитализации в профпатологическое отделение с целью проведения экспертизы с 20.04.2021 г. по 30.04.2021 г. Веремьеву А.К. проведены необходимые исследования, также специалистами изучены медицинские документы, санитарно-гигиенические характеристики по условиям труда.
13.08.2019 г. лабораторно подтверждено значительное превышение уровня общего IgE 1211 IU/mL (превышение нормы в 13,9 раз), выявлены специфические антитела к антигенам химического происхождения «Формальдегид» -1.41 кЕД/л; уровень формальдегида снизился после прекращения контакта с химическими веществами на рабочем месте в связи с прекращением трудовой деятельности; 24.04.2021 г. зафиксировано повышение уровня общ. IgE 214 МЕ/мл, выявлены специфические антитела к антигенам химического происхождения «Формальдегид» -менее 0,10 кЕД/л, было исключено наличие антител в антигенам бытового происхождения; 13.08.2019 г. проведено исследование дыхательных объемов с применением лекарственных препаратов; 26.04.2021 г. – исследование функций внешнего дыхания с бронходилатационной пробой; 19.08.2019 г. – компьютерная томография органов грудной полости.
По результатам исследований сделан вывод о наличии у Веремьева А.К бронхиальной астмы, возникшей под влиянием комплексного воздействия производственных факторов, то есть на развитие бронхиальной астмы оказали условия комплексного и комбинированного действия 15 вредных промышленных факторов, указанных в санитарно-гигиенической характеристике условиям труда № 2 от 29.09.2020 г.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 7, 39 Конституции Российской Федерации, пунктами 7, 8, 10, 16 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967, пунктом 23 Порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 36н, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку из материалов дела следует, что порядок установления наличия профессионального заболевания в отношении Веремьева К.А. соблюден, причинная связь между работой Веремьева А.К. в ООО «Лангепасско-Покачевское управление ремонта скважин» во вредных условиях труда и возникновением профессионального заболевания, подтверждены материалами дела.
При этом тот факт, что содержание концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны Веремьева А.К. не превышают уровня допустимой концентрации, не исключает возможности комплексного воздействия опасный вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов на организм Веремеьева А.К., с учетом продолжительности трудовой деятельности, что и было установлено ответчиком.
Ссылка истца на наличии у работника вредной привычки – табококурение и прием медицинского препарата «Спиолто Респимант», как на причины возникновение бронхиальной астмы, противоречат установленным по делу обстоятельствам, а также проведенным ответчиком исследованиям.
Устанавливая связь заболевания Веремьева А.К. с профессией, ответчик строго руководствовался действующими нормативными документами, в том числе Положением от 15 декабря 2000 г. № 967, а также Порядком от 31 января 2019 г. N 36н., при установлении диагноза были изучены все необходимые документы, проведена экспертиза связи заболевания с профессией путем госпитализации и всестороннего клинического аллергологического обследования.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 26 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░