Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2565/2024 ~ М-1391/2024 от 09.04.2024

Дело №2-2565/2024

УИД 76RS0014-01-2024-001516-21

Изг.26.06.2024 года

             

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        

    г. Ярославль     21 июня 2024 года

    Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Петухова Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Норватовой А.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г.Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный недвижимый объект и передать его на содержание и ремонт,

у с т а н о в и л:

    Заместитель прокурора города Ярославля обратился в суд с указанным иском, в котором просит:

    - обязать ответчика Мэрию г.Ярославля осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объект недвижимости (участок газопровода) - подземный газопровод, протяженностью <данные изъяты> м, расположенный по адресу: <адрес> - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

     -в течение трех месяцев после постановки на учет участков газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.

    Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки на территории Кировского района г.Ярославля установлен бесхозяйный объект недвижимости (участок) газопровода подземный газопровод, протяженностью <данные изъяты> м, расположенный по адресу: <адрес>.

    Данный объект в нарушение действующего законодательства не является объектом муниципальной собственности г.Ярославля, бесхозяйным не признан, на соответствующий учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен, финансирование ремонта и содержание бесхозяйных участков газопроводов бюджетом г.Ярославля не предусмотрено. Данный участок сети газоснабжения обеспечивает коммунальной услугой неопределенный круг лиц.

    Определением суда от 03.06.2024 года в качестве ответчиков были привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля, Департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля.

    В судебном заседании помощник прокурора города Ярославля Малкова К.В. доводы и требования искового заявления поддержала.

    Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля (далее также КУМИ) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил увеличить срок исполнения решения суда до 9 месяцев.

    Представитель Департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля (далее также ДГХ) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что поскольку отсутствуют документы о том, что сети являются бесхозяйными, оснований для удовлетворения требований не имеется.

    Остальные стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

    Исследовав материалы настоящего дела, суд считает, что требования подлежат частичному удовлетворению.

    В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003
№ 131-ФЗ (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация
в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо-
и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом
в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

    В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Согласно ч.3 ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

    На основании ст. 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 (далее – Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) - мэрия г. Ярославля.

    Согласно ст. 98 Устава к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится, в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.

    В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

    Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход
и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

    В силу п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая
не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное
не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

    Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

    По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи
на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

    Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

    В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

    Из материалов дела следует, что на территории Кировского района г. Ярославля имеется следующий бесхозяйный объект недвижимости (участок газопровода): - подземный газопровод протяженностью 20,2 м., расположенный по адресу: <адрес>.

    Вышеуказанный объект не является объектом муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, их правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом г. Ярославля не предусмотрено.

    В соответствии с п. 2.4 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети (далее–Порядок), утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети.

    Согласно п.1.6 Порядка департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством.

    В судебном заседании установлено, что КУМИ мэрии г.Ярославля меры по обращению в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанного участка газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, а также по оформлению права собственности на данный бесхозяйный объект газоснабжения не предпринимает. Указанное бездействие может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.

    Кроме того, из статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) следует, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах законности, обеспечения, защиты основных прав и свобод человека и гражданина и приоритета мер предупреждения терроризма.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    С учетом данных обстоятельств бездействие КУМИ мэрии г.Ярославля снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан многоквартирных домов, находящихся поблизости с указанным выше участком газопровода). Газоснабжение, в отличие от других коммунальных услуг, сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами.

    Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает, что надлежащими ответчиками по делу являются КУМИ мэрии г.Ярославля и ДГХ мэрии г.Ярославля, на которые должны быть возложены обязательства по постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта, а также по его передаче на содержание и ремонт организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей.

    Исходя из характера возложенных на ответчиков обязательств, комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, с учетом требований разумности, суд полагает возможным установить ответчикам сроки, в течение которых решение суда должно быть исполнено, - в течение 6 месяцев для КУМИ мэрии г.Ярославля с даты вступления решения суда в законную силу, в течение 3 месяцев для ДГХ мэрии г.Ярославля – после постановки на учет указанного выше участка газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта.

     Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля (ИНН ) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта: подземный газопровод, протяженностью <данные изъяты> м, расположенный по адресу: <адрес>.

    Обязать Департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля (ИНН ) в течение трех месяцев после постановки на учет указанного выше участка газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.

    В иске к Мэрии г.Ярославля (ИНН ) - отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья Р.В. Петухов

2-2565/2024 ~ М-1391/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура г. Ярославля
Ответчики
Департамент городсого хозяйства мэрии г. Ярославля
КУМИ мэрии г. Ярославля
Мэрия г. Ярославля
Другие
АО "Газпром газораспределение Ярославль"
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Петухов Руслан Вячеславович
Дело на странице суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее