УИД: 54RS0006-01-2022-013023-04
Дело №2-608/2024 (2-6859/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи | Хитренко А.И. |
при секретаре судебного заседания | Кравченко Е.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» к мэрии <адрес> о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
АО «СИБЭКО» первоначально обратился в суд с иском к наследникам умершей Кель М.В. и просил взыскать с наследников задолженность по пени за коммунальные услуги по тепловой энергии в размере 155 рублей 29 копеек, по горячему водоснабжению в размере 5 310 рублей 97 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обосновании заявленных требований истец указывает, что Кель М.В. являлась потребителем тепловой энергии по адресу: <адрес>. Истец свои обязанности по поставке коммунальных услуг выполнил должны образом. Вместе с тем, Кель М.В. вопреки возложенным на нее обязанностям оплату потребленной тепловой энергии не производила, в связи с чем образовалась задолженность по пени.
Как стало известно истцу, Кель М.В. умерла, в связи с чем к участию в деле в качестве соответчика привлечена мэрия <адрес>, которая приняла выморочное имущество после смерти наследодателя Кель М.В.
Истец АО «СИБЭКО» своего представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, в исковом заявлении истец просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик мэрия <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, ранее представителем по доверенности представлен отзыв, в котором заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Третьи лица Баусова В.В., Баусов В.А., Чернышев В.В., Салтыкова А.И., Кузнецова А.Р. в судебное заседание не явились, извещались судом по адресам места жительства, судебные извещения возвратились в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», срок хранения корреспонденции разряда «судебное» почтовой службой соблюден.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимает решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Кель М.В. принадлежала на праве собственности <адрес> в <адрес>. (л.д.4-5 том 2)
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ АО «Сибирская энергетическая компания» (энергоснабжающая организация) подавало, а Кель М.В. принимала тепловую энергию и горячее водоснабжение по адресу: <адрес>, что не оспаривалось сторонами и следует из материалов дела.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что ответчик свои обязательства по оплате коммунальных услуг, исполняла ненадлежащим образом, в связи с чем, образовалась задолженность по пени за коммунальные услуги: по тепловой энергии и горячему водоснабжению.
ДД.ММ.ГГГГ Кель М.В. умерла (л.д.14).
Согласно сведениям Управления ЗАГС по <адрес> родителями умершей Кель М.В. (до смены фамилии и имя в том числе в связи с заключением брака - Баусова Н.В.) являются Баусов В.А., Баусова В.В., также имеются сведения о рождении детей – Баусова (Чернышов) В.В., Баусовой (Салтыкова) А.И., Поповой (Кузнецова) А.Р., на день смерти Кель М.В. не состояла в зарегистрированном браке. (л.д.43-44, том 1)
Согласно пояснениям третьих лиц, данным в ходе рассмотрения дела (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ л.д.236-237, том 1) после смерти Кель М.В. никто из наследников в права наследования не вступал, притязаний на наследство не имеют, полагают, что оставшаяся после смерти Кель М.В. квартира, по адресу: <адрес> является выморочным имуществом.
Свидетельств о праве на наследство после смерти Кель М.В. не выдавалось, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ и п. 3 ст. 673 Гражданского кодекса РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Согласно ст. 68 Жилищного кодекса РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
В силу ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно ст. ст. 153, 155 Жилищного кодекса РФ, п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства № от 06.05.2011г., потребитель обязуется оплатить потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В силу п. 1 ст. 1157 Гражданского кодекса РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» дано разъяснение о том, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В пункте 34 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (пункт 60 Постановления).
Поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что с момента смерти наследодателя Кель М.В. никто из ее наследников не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, фактически не принял наследство, в связи с чем имущество, оставшееся после смерти Кель М.В. является выморочным.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1).
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (часть 14).
Общая сумма задолженности по пени ответчика перед истцом по горячему водоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно расчету истца составляет 5 310 рублей 97 копеек, по тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 155 рублей 29 копеек. (л.д. 6-8). Данный расчет судом проверен, является арифметически верным, ответчиком не оспорен.
В ходе рассмотрения дела ответчик мэрия <адрес> просил суд применить срок исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Как указано в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно толкованию, данному в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43, срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.
Предъявление в суд главного требования не влияет на течение срока исковой давности по дополнительным требованиям (статья 207 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, в случае предъявления иска о взыскании лишь суммы основного долга срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки продолжает течь. Согласно пункту 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство, требование о возмещении неполученных доходов при истечении срока исковой давности по требованию о возвращении неосновательного обогащения и т.п.), в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по главному требованию (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43).
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Следовательно, сторона, заявившая о пропуске срока исковой давности, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об его истечении.
Суд предлагал истцу представить суду сведения о периоде взыскания задолженности по пени. Истцом дан ответ, что расчет задолженности не может быт предоставлен в связи с истечением срока давности.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по повременным платежам, который по каждому требованию исчисляется со дня возникновения задолженности, таким образом, поскольку задолженность образовалась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты подачи иска в суд - ДД.ММ.ГГГГ, срок взыскания пени на указанную задолженность истцом пропущен,
Истцом не было указано на уважительность причин пропуска срока на обращение с иском в суд. Доказательств в подтверждение обстоятельств, объективно препятствовавших истцу своевременно обратиться иском в суд, материалы дела не содержат и таких доказательств истец в силу возложенного на него бремени доказывания не представил.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Таким образом, поскольку истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании с ответчика задолженности по пени, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Поскольку основное исковое требование не подлежат удовлетворению в полном объеме, в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов также надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.