Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-24/2022 (2-1601/2021;) ~ М-600/2021 от 15.02.2021

УИД 78RS0011-01-2021-000788-35 <данные изъяты>

Дело № 2-24/22 11 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи – Кузовкиной Т.В.

при секретаре – Васильевой Н.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга об обязании выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Петроградского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику, мотивируя тем, что по результатам проверки наличия пешеходных ограждений на регулируемых объектах улично-дорожной сети на территории Петроградского района Санкт-Петербурга, проведенной совместно с ОГИБДД УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга, было выявлено, что на пешеходных переходах со светофорным регулированием по адресам: Санкт-Петербург, ул. Пионерская – наб. Адмирала Лазарева, наб. Адмирала Лазарева – ул. Большая Зеленина, Вяземский пер. – ул. Профессора Попова, ул. Кронверская – ул. Воскова – ул. Кропоткина, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа установлены не в полном объеме (частично), что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.

С учетом данных обстоятельств, прокурор, уточнив исковые требования, просит суд обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу включить в Адресую программу установки дорожных ограждений на 2023 год установку ограждений перильного типа на наземных пешеходных переходах со светофорным регулированием по адресам: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, Пионерская улица со стороны дома 24 по наб. Адмирала Лазарева; наб. Адмирала Лазарева со стороны дома 6 в направлении ул. Резной, ул. Большая Зеленина со стороны дома 44 в направлении Резного переулка; Иоановский переулок со стороны дома 45 по наб. реки Карповки (монастыря) в направлении от ул. Профессора Попова к наб. реки Карповки; Кронверкская ул. от ул. Кропоткина в направлении ул. Большой Монетной; ул. Кропоткина от ул. Кронверкской в направлении ул. Ленина; Кронверкская ул. от ул. Воскова в направлении ул. Сытнинской; ул. Воскова от ул. Кронверкской в направлении ул. Ленина.

Старший помощник прокурора Центрального района Санкт-Петербурга Щербакова Ю.В., действующая по поручению, в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения, просил отказать в требованиях иска.

Представитель третьего лица – Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, поддержал позицию ответчика.

Представители третьих лиц: Комитета финансов Санкт-Петербурга, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ОГИБДД УМВД России по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав доводы прокурора и возражения представителя ответчика, объяснения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу здоровью неопределенного круга людей.

Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон о безопасности дорожного движения), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 5 Федерального закона о безопасности дорожного движения одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является осуществление деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. При этом под обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 2) понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

В соответствии с п. 8.1.29 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 г. № 1425-ст, Ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: проходящих вдоль детских учреждений; местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода; где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.

Согласно п.п. 1, 5, 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об автомобильных дорогах) к дорожным сооружениям автомобильной дороги, являющимися ее технологической частью, относятся элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся дорожные ограждения; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); содержание автомобильной     дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона об автомобильных дорогах осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об автомобильных дорогах ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и ограждению автомобильных дорог. Дорожные ограждения являются элементами обустройства автомобильных дорог.

Пп. 3 п. 10 Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» предусмотрено, что установка дорожных ограждений, относится к мероприятиям по содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 11 апреля 2013 г. № 163-34 «О порядке ремонта и содержания автомобильных дорог в Санкт-Петербурге» организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга, или подведомственным им государственным учреждениям Санкт-Петербурга с привлечением в установленном законодательством Российской Федерации порядке подрядных организаций.

Согласно ст. 17 Федерального закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

В соответствии с Положением о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2010 г. № 836 (далее – Положение), Комитет обеспечивает проведение государственной политики и осуществляет государственное управление в области благоустройства: садово-паркового, лесопаркового хозяйства, содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга и иных объектов благоустройства, грузового автомобильного транспорта, обращения с отходами производства и потребления на территории Санкт-Петербурга, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в данной области.

Согласно п. 3.73 Положения, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга обладает полномочиями по обеспечению осуществления дорожной деятельности в части, касающейся содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, включая проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации дорожного движения, если указанные полномочия в соответствии с нормативно правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга не отнесены к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе, осуществляет установку дорожных ограждений, за исключением дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях.

Таким образом, обязанность по формированию ведомственной адресной программы по установке на пешеходных переходах ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, а соответственно, и включение адресов в адресную программу возложена на Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.

Материалами дела установлено, что прокуратурой Петроградского района Санкт-Петербурга совместно с ОГИБДД УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга проведена проверка наличия пешеходных ограждений на регулируемых объектах улично-дорожной сети на территории Петроградского района Санкт-Петербурга, по результатам которой установлено, что на пешеходных переходах со светофорным регулированием по адресам: Санкт-Петербург, ул. Пионерская – наб. Адмирала Лазарева, наб. Адмирала Лазарева – ул. Большая Зеленина, Вяземский пер. – ул. Профессора Попова, ул. Кронверская – ул. Воскова – ул. Кропоткина, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа установлены не в полном объеме (частично), что создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.

Указанное подтверждается Актом проверки от 23 и 30 декабря 2020 г. (л.д. 11, 12), а также представлениями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, направленных в адрес ответчика (л.д. 13-14, 17-18, 20-22, 25-26, 29-31).

В качестве обоснования невозможности установки пешеходных ограждений у регулируемых пешеходных переходов ответчиком указано на то, что данные мероприятия будут противоречить п. 11.5 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89*», в виду недостаточной ширины тротуаров, необходимой для их установки.

Указанный довод не может быть принят судом, поскольку п. 11.5 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция «СНиП 2.07.01-89*», утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр, устанавливает расчетные параметры улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов, и не содержит отсылок на установку ограждений, при этом непринятие мер по обеспечению безопасности дорожного движения в вышеуказанных местах может привести к совершению дорожно-транспортных происшествий, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.

Довод ответчика о том, что реализация мероприятий по обустройству (дополнительных) ограждений перильного типа ограничивающих пешеходных ограждений у регулируемых наземных пешеходных переходов в соответствии с нормативными требованиями ГОСТ Р 52289-2019 может быть обеспечена при условии положительного заключения КГИОП, приоритетности иных адресов, а также в рамках выделяемого лимита бюджетных средств, также не могут быть приняты судом в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчиком не представлено доказательств, обосновывающих данные обстоятельства. Так, с учетом важности соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения, установлении нарушения в виде отсутствия обеспечивающих безопасность пешеходных ограждений по заявленным истцом адресам, суд полагает, что они подлежат включению в Адресную программу по установке пешеходных ограждений перильного типа на 2023 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить. Обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2023 год установку пешеходных ограждений перильного типа по адресам: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, Пионерская улица со стороны дома 24 по наб. Адмирала Лазарева; наб. Адмирала Лазарева со стороны дома 6 в направлении ул. Резной, ул. Большая Зеленина со стороны дома 44 в направлении Резного переулка; Иоановский переулок со стороны дома 45 по наб. реки Карповки (монастыря) в направлении от ул. Профессора Попова к наб. реки Карповки; Кронверкская ул. от ул. Кропоткина в направлении ул. Большой Монетной; ул. Кропоткина от ул. Кронверкской в направлении ул. Ленина; Кронверкская ул. от ул. Воскова в направлении ул. Сытнинской; ул. Воскова от ул. Кронверкской в направлении ул. Ленина.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга.

Судья

<данные изъяты>

2-24/2022 (2-1601/2021;) ~ М-600/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Петроградского района Санкт - Петербурга
Ответчики
Комитет по благоустройству Санкт - Петербурга
Другие
Комитет финансов Санкт - Петербурга
Комитет по транспорту Правительства СПб
УГИБДД ГУ МВД России по СПБ И ЛО
КГИОП Правительства СПб
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
ОГИБДД УМВД России по Петроградскому району г. СПб
Суд
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Кузовкина Т. В.
Дело на сайте суда
kbs--spb.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2021Передача материалов судье
17.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
28.06.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
01.11.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
11.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022Дело оформлено
01.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее