УИД №72RS0025-01-2024-008323-70
Дело №2-7133/2024
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 1 августа 2024 года
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Назаровой И.К.,
при секретаре Секисовой А.А,,
с участие помощника прокурора Новикова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Душановой Ирине Валерьевне о возложении обязанности по очистке земельного участка от отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Тюменского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ответчику об обязании произвести очистку земельного участка с кадастровым №, расположенного <адрес> от отходов производства и потребления в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя требования тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению директора Департамента недропользования и экологии Тюменской области Уляшевой Е.Т. по вопросу нарушения требований законодательства в области обращения с отходами. Установлено, что Департаментом недропользования и экологии Тюменской области (далее - Департамент) в рамках рассмотрения обращения гражданина РФ, подтверждены сведения о размещении отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым № в границах координат 57°24"04.7" 65°49"08.0" - бой бетонных изделий (код ФККО 34620001205), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО 81210101724) и др. Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым №, расположенного <адрес> правообладателем земельного участка является Душанова И.В. В целях устранения выявленных нарушений 30.05.2023 Департаментом Душановой И.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, которое направлено 31.05.2023 почтовой корреспонденцией и получено Душановой И.В. 02.06.2023. Департаментом 13.05.2024 в ходе проведения выезда установлено, что часть земельного участка с кадастровым № не ограждена, является общедоступным и не очищен от отходов производства и потребления. При наложении координат размещения отходов 57°24"04.7" 65°49"08.0" (акт выездного обследования от 16.05.2023) и 57°24"04.5" 65°49"07.7" (акт выездного обследования от 13.05.2024) на публичную кадастровую карту следует, что указанные координаты места размещения отходов производства и потребления расположены на земельном участке с кадастровым №. Ограждение указанного земельного участка в виде забора выполнено не по кадастровой границе земельного участка.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Ответчик Душанова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.
Представитель третьего лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ч.1 ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Департаментом недропользования и экологии Тюменской области в рамках рассмотрения обращения гражданина РФ, подтверждены сведения о размещении отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым № в границах координат 57°24"04.7" 65°49"08.0" - бой бетонных изделий (код ФККО 34620001205), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО 81210101724) и др.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым №, расположенного <адрес> правообладателем земельного участка является Душанова И.В.
30.05.2023 Департаментом Душановой И.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, которое направлено 31.05.2023 почтовой корреспонденцией и получено Душановой И.В. 02.06.2023.
13.05.2024 в ходе проведения выезда установлено, что часть земельного участка с кадастровым № не ограждена, является общедоступным и не очищен от отходов производства и потребления. При наложении координат размещения отходов 57°24"04.7" 65°49"08.0" (акт выездного обследования от 16.05.2023) и 57°24"04.5" 65°49"07.7" (акт выездного обследования от 13.05.2024) на публичную кадастровую карту следует, что указанные координаты места размещения отходов производства и потребления расположены на земельном участке с кадастровым №. Ограждение указанного земельного участка в виде забора выполнено не по кадастровой границе земельного участка.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды» а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 1 и частью 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
В силу требований ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Поскольку материалами дела подтверждается, что ответчик длительное время уклоняется от обязанностей предусмотренных ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, допустила и продолжает допускать захламление земельного участка мусором, не предпринимаются меру к очистке земельного участка, чем нарушаются права неопределенного круга лиц и государства по обеспечению надлежащей окружающей среды, сохранения экологии и охраны природы, указанное свидетельствует о наличии законного основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Сумма государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета городского округа города Тюмени в размере 300 рублей.
На основании изложенного суд, руководствуясь положениями ст.ст. 3, 12, 56, 57, 67, 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Душановой Ирине Валерьевне о возложении обязанности по очистке земельного участка от отходов производства и потребления - удовлетворить.
Обязать Душанову Ирину Валерьевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <данные изъяты> (паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты> произвести очистку земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес> от отходов производства и потребления в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Душановой Ирины ВалерьевныДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <данные изъяты> (паспорт гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты> в доход местного бюджета городского округа города Тюмени 300 рублей государственной пошлины.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 05.08.2024.
Председательствующий судья /подпись/ И.К. Назарова
Копия верна.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>