Дело № 2-492/2022
УИД 76RS0011-01-2022-000855-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2022 года г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Н.А.,
при секретаре Тужилкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косаревой ФИО5 к Администрации Угличского муниципального района, Администрации Отрадновского сельского поселения о предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Косарева О.Н. обратилась в суд с настоящим иском и в обоснование требований указала, что в соответствии с Законом Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», на основании постановления администрации Угличского муниципального района от 14.12.2017 № 1641 мне, как матери, имеющей трех детей, был предоставлен в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный по <адрес>. Право собственности на земельный участок было зарегистрировано за истицей 15.04.2022 г., запись регистрации права в ЕГРН №. Предоставленный земельный участок планировалось использовать по назначению для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома. Однако, территория, на которой расположен земельный участок, находится на значительном отдалении от основной инфраструктуры населенного пункта. Отсутствие дороги и проезда, сложный рельеф местности, резкий уклон в сторону реки создают неустранимые препятствия к доступу на земельный участок и его использованию. При получении земельного участка истица полагала, что к местности, на которой он расположен, будет подведена минимально необходимая инфраструктура - дорога и электричество. Истица неоднократно обращалась к Главе поселения и Главе района с целью повлиять на ситуацию и обустроить проезд к земельному участку. С указанными должностными лицами проводились совещания с выездом на место. Однако до настоящего времени никаких действий в этом направлении Администрацией не предпринято. В письме ответчика от 05.07.2021 г. истице было сообщено, что ввиду сложного рельефа местности на обустройство дороги к предоставленному участку необходимы значительные финансовые затраты и на ближайшие три года выделение денежных средств на данные работы не запланировано. Истица полагает, что предоставление земельного участка без минимально необходимой инфраструктуры препятствует использованию земельного участка по целевому назначению. Тем самым, нарушаются права ее многодетной семьи на улучшение жилищных условий и получения земельного участка, пригодного для использования.
Кочарева О.Н. просила суд обязать Администрацию Угличского муниципального района предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по <адрес>.
В судебном заседании истица Косарева О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика Администрации Угличского МР, Администрации Отрадновского сельского поселения не явились, направили письменные отзывы об отсутствии возражений и рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации меся самоуправления в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 № З6-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится:
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог мест значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 1 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных уст Пунктом 2 данного Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 09.11.2017 г. № 2516-0, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положена нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустрой соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначен для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Пунктами 32, 33 Приказа Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» определено, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей, направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище. При установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков рекомендуется установить требования по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры, аналогичные требованиям, рекомендуемым настоящими методическими рекомендациями при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Законом Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», на основании постановления администрации Угличского муниципального района от 14.12.2017 № 1641 Косаревой О.Н. как матери, имеющей троих детей был предоставлен в собственность земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный по <адрес>.
Право собственности на земельный участок было зарегистрировано за истицей 15.04.2022 г., запись регистрации права в ЕГРН №.
Установлено, что территория, на которой расположен земельный участок, находится на значительном отдалении от основной инфраструктуры населенного пункта, отсутствуют дорога и проезд, сложный рельеф местности, резкий уклон в сторону реки, - что в совокупности создает неустранимые препятствия к доступу на земельный участок и его использованию.
Обращения истицы к ответчику об устранении имеющихся недостатков оставлены без удовлетворения. Письмом от 05.07.2021 г. истице было сообщено на необходимость значительных финансовых вложений, которыми ответчик не располагает. Тем самым, нарушаются права истицы на улучшение жилищных условий и получения земельного участка, пригодного для использования.
Вместе с тем, в распоряжении Администрации Угличского муниципального района имеются свободные земельные участки в <адрес>, которые расположены в непосредственной близости от основной инфраструктуры данного населенного пункта. Доступ к данным участкам не затруднен имеющимся рельефом местности. Обеспечение необходимой инфраструктурой данных земельных участков потребует от муниципальных властей существенно меньших временных и денежных затрат. В свою очередь истица сможет безотлагательно начать строительство жилого дома и использовать данный участок по целевому назначению, т.к. имеется возможность организовать подъезд с дороги расположенной в непосредственной близости от участка.
Указанный земельный участок был предоставлен истице на основании п. 4 ст. 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». По данной норме закона субъекта участок может быть предоставлен однократно. Таким образом защитить свои права во внесудебном порядке для истицы не возможно.
Участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, которыми распоряжается Администрация Угличского муниципального района с 01.01.2017 г. на основании п. 2 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ.
При указанных обстоятельствах и принимая во внимание отсутствие возражений у ответчика, а также то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером №, на который претендует истица, свободен, суд соглашается с исковыми требованиями о возложении на Администрацию УМР предоставить этот земельный участок Косаревой О.Н. В таком случае и в соответствии с п. 5 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 44 ЗК РФ право собственности истицы на земельный участок с кадастровым номером 76:16:020333:367 подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить, обязать Администрацию Угличского муниципального района предоставить Косаревой ФИО5 в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 500 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по <адрес>.
Прекратить право собственности Косаревой ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 500 кв.м., расположенный по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Грачева