Дело № 2-1786/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре судебного заседания Донских Е.А.,
с участием представителя ответчика Мурач О.Г. – адвоката Сварцевич А.А., представителя ответчика Попова Р.А. – адвоката Голиковой В.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Алушты Республики Крым к Мурач О.Г., Попов Р.А. о понуждении к отчуждению земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации г. Алушта Республики Крым Огнева Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО4 О.Г., Попов Р.А. о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, принадлежащий на праве собственности Мурач О.Г. и Попову Р.А., с последующей передачей Мурач О.Г. и Попову Р.А. вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных Администрацией города Алушты на отчуждение имущества.
Исковые требования по сути мотивированы тем, что 01.12.2021 года Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направил сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, которыми не могут обладать на праве собственности иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года №26.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-4780280 правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: Республика ФИО4 <адрес>, является Мурач О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина иностранного государства Украина серия АК №, выдан Жовтневый РО ДГУ УМВД Украины в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, Попов Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина иностранного государства Украина серия АК №, выдан Кировским РОДГУ ГУ МВД Украины в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. Гражданства Российской Федерации ответчики не имеют.
Поскольку Мурач О.Г., Попов Р.А. не являются гражданами Российский Федерации, а город Алушта Республики Крым входит в перечень территорий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года №26, на которых иностранным гражданам не могут принадлежать на праве собственности земельные участки, а принадлежащие должны быть отчуждены в течение 1 года с момента регистрации такого права, земельный участок, собственниками которого являются ответчики, подлежит отчуждению.
Бездействие ответчиков по непринятию мер по отчуждению земельного участка, по мнению истца, нарушает установленный в Российской Федерации порядок владения земельными участками иностранными гражданами.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Определением суда от 22.11.2023 года в соответствии с требованиями ст. 50 ГПК РФ назначено ответчикам Мурач О.Г., Попову Р.А. качестве представителей – адвокатов, Единым Крымским Республиканским центром субсидируемой юридической помощи, направлены адвокаты Голикова В.Ф. и Сварцевич А.А.
Представитель ответчика Мурач О.Г. – адвокат Сварцевич А.А. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований истца.
Представитель ответчика Попова Р.А. – адвокат Голикова В.Ф. в судебном заседании просила суд принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства.
Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, судом установлены следующие фактически обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.11.2019 №2970-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п.3 ст.15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Норма п.3 ст.15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
Указом Президента Российской Федерации №26 от 09.01.2011 года «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года №201 внесены изменения в Указ от 09.01.2011 года №26, территория муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (п. 44.12) включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п.1 ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Мурач О.Г. и Попов Р.А., на праве общей долевой собственности, по ? доли каждому, принадлежит земельный участок площадью 800+/-5,66 кв.м. расположенный по адресу: Республика ФИО4 <адрес>, кадастровый №.
На указном земельном участке находятся жилое здание, с кадастровым номером №, являющиеся общей долевой собственностью ответчиков, по ? доли каждого.
По информации МВД по Республике ФИО4 Мурач О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Попов Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспортами граждан РФ не документированы.
Вышеизложенное свидетельствует, что, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
При этом судом учтено, что определением от 12 ноября 2019 года N 2970-О Конституционный Суд отметил, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории; предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.
Согласно статье 271 ГК Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком (пункт 1); собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором (пункт 3). Таким образом, как отметил Верховный Суд Российской Федерации, собственник строения на земельном участке имеет безусловное право пользоваться земельным участком, на котором это строение расположено (определение Судебной коллегии по административным делам от 17 августа 2018 года N 18-КГ18-122).
Следовательно, принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 ГК Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией.
С другой стороны, статья 238 ГК Российской Федерации - предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом.
Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.
Применительно к данному спору, принадлежащий ответчикам земельный участок подлежал отчуждению ими в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года №201, однако этого ответчиками добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчиками.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчиков спорного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования городской округ Алушта нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации, имеющие цель - обеспечение суверенных прав Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд исходя из положений ч. 2 ст. 6 ГК РФ, полагает возможным применение положений ст. 449.1 ГК РФ. Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст. 448 ГК РФ.
Такой порядок отчуждения является открытым и доступным максимальному числу заинтересованных лиц, позволяет должнику получить наилучшую цену за проданное имущество, а потому представляется суду наиболее разумным и справедливым.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 11,12,194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации города Алушты Республики Крым к Мурач О.Г., Попов Р.А. о понуждению к отчуждению земельного участка – удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов принадлежащие гражданину Украины Мурач О.Г., 1/2 доли, принадлежащие гражданину Украины Попов Р.А., 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 800+/-5,66 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, с последующей передачей Мурач О.Г. и Попов Р.А., вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных Администрацией города Алушта Республики Крым на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2023 года.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко