УИД 25RS0023-01-2024-000006-14
дело № 2-34/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года пгт. Ольга Приморского края
Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Штольп Э.В.,
при секретаре судебного заседания Кульбякиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г.Партизанске к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга», администрации Ольгинского муниципального округа о защите прав потребителей, признании противоправными действий в отношении неопределенного круга лиц и их прекращении,
УСТАНОВИЛ:
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю г.Партизанске (далее по тексту – Роспотребнадзор, Истец) обратился в Ольгинский районный суд Приморского края с иском к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга» (далее по тексту – МУП «ЖКХ Ольга», Ответчик) о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга лиц и их прекращении.
В обоснование иска Истец указал, что в связи с выполнением плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год, на основании решения начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Партизанске от ДД.ММ.ГГГГг. №, проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «ЖКХ Ольга», в части организации водоснабжения населения пгт. Ольга, Ольгинского муниципального округа.
По результатам проведенной плановой выездной проверки установлено, что юридическим лицом МУП «ЖКХ Ольга» платные услуги по подаче питьевой воды населению пгт.Ольга предоставляются с нарушением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, а именно:
Водоснабжение населения пгт. Ольга Ольгинского муниципального округа осуществляется из подземных источников, при этом, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (скважины №, №, №, №а) санитарным правилам и условиям безопасного использования для здоровья населения, что является нарушением требований ст.18 п.3 Федерального Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
МУП «ЖКХ Ольга» в 2022 году и в течение 9 месяцев 2023 года не проводится производственный лабораторный контроль качества воды подаваемой населению и полном объеме: в водоисточниках, перед подачей в разводящую сеть, в соответствии с разработанной и утвержденной программой производственного контроля по показателям качества и безопасности: по обобщенным показателям, радиологическим показателям, по неорганическим и органическим веществам.
По результатам планового государственного лабораторного контроля качества воды установлено:
- пробы питьевой воды, отобранные из подземных источников (водозаборная скважина № (<адрес>), водозаборная скважина № <адрес>), не соответствуют гигиеническим требованиям, (водозаборная скважина № <адрес>) не соответствует гигиеническим требованиям, по микробиологическим показателям, что является нарушением требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по радиологическим показателям, что является нарушением требовании п.7.5 Раздела IV Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселении, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещении, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 19 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- проба воды, отобранная в разводящей сети из подземного источника - в водоразборной колонке, расположенной по адресу: <адрес> не соответствует гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям;
В ходе проведения социально — гигиенического мониторинга на мониторинговых точках по Ольгинскому муниципальному округу в 2023г. территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Партизанске установлено:
- по результатам лабораторных исследований пробы воды, отобранные 11.09.2023г. в резервуаре чистой воды после обеззараживания, на водонасосной станция -2, (ВНС-2), по адресу: <адрес> не соответствуют по санитарно-химическим показателям,
- по результатам лабораторных исследований пробы воды, отобранные 13.11.2023г. из подземного водоисточника - водозаборной скважины №, расположенной по адресу: <адрес>, не соответствуют гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям.
Таким образом, имея достаточно сведений, которые подтверждают факт подачи питьевой воды, не соответствующей по качеству требованиям действующего законодательства РФ, юридическое лицо МУП «ЖКХ Ольга» не предпринимает мер и продолжает оказывать населению (потребителям) услугу ненадлежащего качества, не осуществляет производственного контроля и подачи питьевой воды ненадлежащего качества.
Истец Роспотребнадзор просит признать противоправными действия МУП «ЖКХ Ольга», выразившиеся в подаче неопределенному кругу потребителей - абонентов Ольгинского муниципального округа с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в зоне действия МУП «ЖКХ Ольга» в границах эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения питьевой водой, не соответствующую установленным санитарно - эпидемиологическим требованиям в период с 01.09.2023г. по 30.11.2023г. Обязать МУП «ЖКХ Ольга» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей - абонентов Ольгинского муниципального округа выразившиеся в подаче с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в зоне действия МУП «ЖКХ Ольга» в границах эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения питьевой воды, не соответствующую установленным санитарно — эпидемиологическим требованиям в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать МУП «ЖКХ Ольга» обеспечить подачу абонентам Ольгинского муниципального округа питьевой воды, соответствующую установленным санитарно — эпидемиологическим требованиям, безопасную в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредную по химическому составу и имеющую благоприятные органолептические свойства с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в зоне действия МУП «ЖКХ Ольга» в границах эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения, в том числе путем обеспечения проведения производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, подаваемой абонентам Ольгинского муниципального района с соблюдением количества и периодичности отбора проб воды для лабораторных исследований - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать МУП «ЖКХ Ольга» довести резолютивную часть решение суда до потребителей через средства массовой информации на территории Ольгинского муниципального округа Приморского края в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
31.01.2024 определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена – администрация Ольгинского муниципального округа.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя. На заявленных исковых требованиях настаивают, просят удовлетворить их в полном объёме.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ Ольга» - ФИО4 в судебном заседании заявленные требования признал, подтвердив факт подачи питьевой воды не соответствующей по качеству требованиям действующего законодательства РФ.
Представитель ответчика администрации Ольгинского муниципального округа – ФИО5 в судебном заседании не оспаривая факт подачи питьевой воды не соответствующей по качеству требованиям действующего законодательства РФ, просила при принятии решения увеличить срок для устранения имеющихся нарушений до 8 месяцев, указывая на недостаточное финансирование.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона N 52-ФЗ закрепляют право каждого на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу с ч. 7 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
В соответствии ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в котором указано, что Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно п.3 ст. 18 Федерального Законах №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Специальные требования к качеству воды в системах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, которым утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 утвержден СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в разделе III которого установлены нормативы качества и безопасности воды.
Материалами дела установлено, что решением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Партизанске от 10.10.2023 № поручено комиссии в составе: ФИО6, ФИО7, ФИО8 в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверить соблюдение обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей МУП «ЖКХ Ольга», расположенном по адресу: <адрес>. Также проверка проводилась по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>
Для целей водоснабжения населения МУП «ЖКХ Ольга» используется имущество по договору аренды с администрацией Ольгинского муниципального района № от 17.01.2013г. «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием Ольгинского городского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга», для осуществления деятельности в установленной сфере: водозаборная скважина № (<адрес>); водозаборная скважина № (<адрес>); водозаборная скважина № (<адрес>); водозаборная скважина № (<адрес>); сеть водопроводная - 22,8 км; 4 водоразборные колонки; водонапорная башня, <адрес>; водонапорная башня, <адрес>; водонапорная башня, <адрес>; водонапорная башня, <адрес>; водовод от насосной станции до водонапорной башни, <адрес>.
Также для целей водоснабжения населения МУП «ЖКХ Ольга» используется имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения распоряжением администрацией Ольгинского муниципального округа Приморского края № от 25.08.2023г. «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Ольгинского муниципального округа «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга», для осуществления деятельности в установленной сфере, в том числе: водонасосная станция второго подъема <адрес>).
Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 04.09.2023г. № МУП «ЖКХ Ольга», зарегистрированное по адресу: <адрес> осуществляющее водоснабжение и водоотведение на территории Ольгинского муниципального округа наделена статусом гарантирующей организации. Зона деятельности гарантирующей организации водоснабжению и водоотведению в соответствии с границами Ольгинского муниципального округа.
В соответствии с выписки из Единого государственного реестра юридических лиц МУП «ЖКХ Ольга» осуществляет следующие виды деятельности: основной вид деятельности – забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд; дополнительные виды деятельности – распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
В ходе проверки, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при участии врио директора МУП «ЖКХ Ольга» ФИО4, членами комиссии был составлен акт плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в том числе отражены следующие нарушения:
- водоснабжение населения пгт. Ольга Ольгинского муниципального округа осуществляется из подземных источников, при этом, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (скважины №, №, №, №а) санитарным правилам и условиям безопасного использования для здоровья населения;
- территории первого пояса ЗСО водозаборных скважин №, №а не имеют полного ограждения, разрушено твердое покрытие дорожек ведущих к павильонам скважин №, №, №а, территории загрязнены экскрементами животных, проникающих на территорию, отсутствуют знаки, обозначающие специальный режим территории 1-го ЗСО водоисточника №;
- не проводится производственный лабораторный контроль качества воды в полном объеме в водоисточниках, перед подачей в разводящую сеть, в соответствии с утвержденной программой ПЛК, не представлены результаты исследований качества питьевой воды за 2022г., текущий период 2023г. по обобщенным показателям, неорганическим веществам, радиологическим показателям.
- по результатам лабораторных исследований, проведенных в ходе плановой проверки: пробы питьевой воды, отобранные из подземных источников (водозаборная скважина № (<адрес>), водозаборная скважина № <адрес>), не соответствуют гигиеническим по радиологическим показателям, содержание Радона 222 Rn составило в скважине №.0±13,6Бк/кг., в скважине №,1±19,2 Бк/кг., при норме не более 60Бк/кг.; проба воды, отобранная в разводящей сети из подземного источника- водоразборная колонка, по адресу: <адрес> не соответствует гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, обнаружено обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) 12 КОЕ/100см3, при норме отсутствие, e.coli 12 КОЕ/100см3 при норме отсутствие, энтерококки - 4 КОЕ/100см3, при норме отсутствие, не соответствует по санитарно-химическим показателям: содержание железо составило 0,89±0,22 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3, мутность воды (по каолину) составила 5,51± 1,10 мг/дм3 при норме не более 1,5 мг/дм3, цветность воды составила 33±7 градусов, при норме не более 20 градусов; проба воды, отобранная из подземного источника (водозаборная скважина №)-кран в насосной по адресу: <адрес> не соответствует гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, обнаружено e.coli 14 КОЕ/100см3, при норме отсутствие, обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) 14 КОЕ/100см3, при норме –отсутствие, не соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям (железо 0,80±0,20 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3, мутность (по каолину) менее 5,39±1,08 мг/дм3 при норме не более 1,5 мг/дм3);
- не организован периодический медицинский осмотр работников, не представлены документы по организации и проведению периодических медицинских осмотров работников в 2022-2023гг., в т.ч. занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, отсутствуют заключительные акты, списки лиц, подлежащих медицинскому осмотру, не предъявлены личные медицинские книжки с результатами пройденного медицинского осмотра работников водозаборных сооружений, связанных с водоподготовкой воды и работников, занятых обслуживанием водопроводных сетей; - не организована выдача спец, одежды работникам предприятия, осуществляющим работы по водоснабжению, водоотведению;
- уровни искусственной освещенности, шума, вибрации на рабочих местах не соответствуют гигиеническим требованиям, превышают предельно - допустимые уровни.
Экспертным заключением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы № от 24.10.2023г. в том числе на основании протоколов испытаний №.В, 25-09-30/05214.В от 23.10.2023г. и № № от 23.10.2023г. установлено, что исследованные образцы воды водопроводной, отобранные на объекте: МУП «ЖКХ Ольга», по адресу: пгт. <адрес>, <адрес> по микробиологическим и санитарно-химическим показателям не соответствуют действующим требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
По результатам плановой проверки: составлены протоколы об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ, ст.6.3 ч.1 КоАП РФ, ст.6.5 КоАП РФ на юридическое лицо МУП ЖКХ Ольга, ст. 8.42 ч.4 КоАП РФ должностное лицо врио директора МУП ЖКХ Ольга ФИО4 На основании составленных протоколов об административных правонарушениях № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании Муниципального унитарного предприятия Ольгинского муниципального округа «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга» виновным в совершении административных правонарушений предусмотренных ст.6.4 КоАП РФ, ст.6.3 ч.1 КоАП РФ, ст.6.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб.
По итогам проведения плановой проверки отделом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Партизанске выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которым МУП «ЖКХ Ольга» предписано: обеспечить качество и безопасность питьевой воды из наружного водозаборного устройства – колонка по адресу: пгт. <адрес> соответствии гигиенических нормативов по микробиологическим, физико-химическим показателям; обеспечить соответствие питьевой воды из подземного источника – водозаборная скважина по адресу: <адрес> в соответствии гигиенических нормативов по микробиологическим, физико-химическим показателям; организовать мероприятия по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов (скважины №, №, №, №а) санитарным правилам и условиям безопасного использования для здоровья населения; организовать полное ограждение территории подземных водозаборов - скважин №, №а, №, исключить доступ домашних животных на территорию, очистить земляные участки водозабора от загрязнений, восстановить твердое покрытие дорожек, обеспечить наличие знаков, обозначающих специальный режим территории 1-го пояса ЗСО водоисточников.
В силу статьи 29 Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Положениями статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 77 «Санитарных правил 2.1.3684-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (далее - Правила осуществления производственного контроля), и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
В соответствии с п. 5.1 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 от 01.01.2002 г., юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (часть 1).
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, которыми установлен порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства ВФ от 02.02.2006 N 60, «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» (далее - Положения) для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально-гигиенический мониторинг.
Согласно п. 6 вышеуказанного Положения, в целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений:
а) за состоянием здоровья населения;
б) за факторами среды обитания человека, включая социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха).
Во исполнение вышеуказанных положений законодательства территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Партизанске осуществляется социально-гигиенический мониторинг за качеством питьевой воды.
Приказом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю «Об утверждении Реестра мониторинговых точек и Программы наблюдения за факторами среды обитания человека для целей социально-гигиенического мониторинга в Приморском крае на 2023 год» от 09.01.2023 № утвержден Реестр мониторинговых точек и Программа наблюдения за состоянием факторов среды обитания человека для формирования базы данных Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга по Приморскому краю в 2023 году.
По Ольгинскому муниципальному округу определены мониторинговые точки контроля качества питьевой водя, подаваемой населению:
Мониторинговая точка №, водонасосная станция – 2 (ВНС-2), резервуар чистой воды после обеззараживания, водозаборный кран в насосной <адрес>;
Мониторинговая точка №, скважина №а, <адрес>;
Мониторинговая точка №, перед подачей в распределительную сеть после обеззараживания, <адрес>;
Мониторинговая точка №, водоразборная колонка, <адрес>;
Мониторинговая точка №, водоразборная колонка, <адрес>;
Мониторинговая точка №, водоразборная колонка, <адрес>.
По результатам протокола испытаний № от 14.09.2023г. проводимых в рамках социально-гигиенического мониторинга, пробы питьевой воды, отобранные из поверхностного источника ВНС-2, резервуара чистой воды после обеззараживания, в/кран в насосной <адрес> не соответствуют гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, обнаружено обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) 10 КОЕ/100см3 при норме отсутствие.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Партизанске, в адрес руководителя МУП «ЖКХ Ольга» ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление за № «О неудовлетворительных результатах лабораторных исследований воды питьевой подаваемой населению»
По результатам протокола испытаний № от 17.11.2023г. проводимых в рамках социально-гигиенического мониторинга, пробы воды подземного источника скважины №а (пгт.Ольга, пер. Ленинский, 17С) не соответствуют гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, обнаружено обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) 5 КОЕ/100см3 при норме отсутствие, e.coli 5 КОЕ/100см3 при норме отсутствие, энтерококки - 3 КОЕ/100см3, при норме отсутствие.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Партизанске, в адрес руководителя МУП «ЖКХ Ольга» ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление за № «О неудовлетворительных результатах лабораторных исследований воды питьевой подаваемой населению».
В рамках реализации полномочий, территориальным отделом на основании результатов социально - гигиенического мониторинга по результатам лабораторного контроля, МУП «ЖКХ Ольга» выдано Предписание № от 27.10.2023г. «О мерах по обеспечению санитарно — эпидемиологического благополучия населения пгт. Ольга Ольгинского муниципального округа» со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которым предписано организовать лабораторные исследования при осуществлении производственного контроля за качеством питьевой воды, ежесезонно 4 раза в год, с предоставление информации о проведенной работе.
По информации, представленной МУП «ЖКХ Ольга» о принятии мер по выполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, тяжелое финансовое положение не позволяет в полном объеме провести контроль качества питьевой воды в водозаборных скважинах № и № по радиологическим показателям (содержание радона) 1 раз в квартал в соответствии с СанПин 2.1.3684-21.
С учетом исследованных доказательств, суд находит установленным факт подачи населению питьевой воды с отклонениями по ее составу и использование населением питьевой воды не соответствующей требованиям законодательства к ее качеству, а также оказание населению услуг холодного водоснабжения при нарушении требований законодательства, соблюдение которого влияет на качество и безопасность предоставляемых услуг, неблагоприятно сказывается на здоровье населения и является нарушением прав потребителей на получение качественных и безопасных коммунальных услуг по питьевому водоснабжению.
Исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - жителей Ольгинского муниципального округа и других граждан, временно пребывающих на территории Ольгинского муниципального округа, число которых не может быть точно установлено, так как таковыми являются, как лица уже проживающие на соответствующей территории, так и прибывшие, и те, которые там будут проживать в будущем. Интересы неопределенного круга лиц - жителей Ольгинского муниципального округа и иных граждан заключаются в том, что питьевая вода является для них жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Соответственно жители заинтересованы в употреблении качественной питьевой воды.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований, считая их обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствие со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание важность охраняемых общественных отношений, а также, руководствуясь принципами разумности и справедливости, необходимостью обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, учитывая, что для выполнения решения суда необходимы определенные финансовые затраты и время для проведения данных работ, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Оснований для увеличения данного срока, учитывая суть заявленных требований, суд не усматривает.
В силу абзаца второго ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Поскольку судом действия ответчика по подаче питьевой воды признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, суд, с учетом требований, возлагает на ответчика обязанность довести до сведения потребителей решение суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации на территории Ольгинского муниципального округа Приморского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (<данные изъяты>) - удовлетворить.
Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга» <данные изъяты>) выразившиеся в подаче неопределенному кругу потребителей - абонентов Ольгинского муниципального округа с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в зоне действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга» в границах эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения питьевой водой, не соответствующую установленным санитарно - эпидемиологическим требованиям: ст.18 п.3, ст. 19, ст.32 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», ст. 25 Постановления Правительства РФ от 6 января 2015г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п.75 Раздела IV Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в период с 01.09.2023г. по 30.11.2023г. - противоправными.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей - абонентов Ольгинского муниципального округа выразившиеся в подаче с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в зоне действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга» в границах эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения питьевой воды, не соответствующую установленным санитарно — эпидемиологическим требованиям: ст.18 п.3, ст. 19, ст.32 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», ст. 25 Постановления Правительства РФ от 6 января 2015 г N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п.7.5 Раздела IV Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга» обеспечить подачу абонентам Ольгинского муниципального округа питьевой воды, соответствующую установленным санитарно — эпидемиологическим требованиям, безопасную в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредную по химическому составу и имеющую благоприятные органолептические свойства с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в зоне действия МУП «ЖКХ Ольга» в границах эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения, в том числе путем обеспечения проведения производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, подаваемой абонентам Ольгинского муниципального округа с соблюдением количества и периодичности отбора проб воды для лабораторных исследований - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Ольга» довести резолютивную часть решения суда до потребителей через средства массовой информации на территории Ольгинского муниципального округа Приморского края в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения – 22 февраля 2024 года.
Председательствующий судья Э.В. Штольп