Дело №2-666/2023 УИД37RS0023-01-2023-000589-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2023 года г. Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Громовой Ю.В.,
при секретаре Дошлыгиной А.С.,
с участием представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Гарбер А.С.
представителя ответчика Администрации г.о. Шуя Спановского А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» и Администрации г.о.Шуя о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Шуйский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» и Администрации г.о.Шуя, в котором просит:
- возложить на Администрацию г. о. Шуя обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, а именно мероприятий по обследованию здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011;
- возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить обследование здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.
Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой на основании информации о нарушении федерального законодательства в соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №». В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной дошкольной организации с использованием современных средств технической диагностики. По факту выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в адрес заведующий Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено. Однако, согласно информации МДОУ «Детский сад №» обследование здания специализированной организацией до настоящего времени не проведено. Таким образом, бездействие Администрации МДОУ «Детский сад №» создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в период нахождения в здании образовательного учреждения.
Представитель истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Гарбер А.С. в судебном заседании уточнил абз. 2 просительной части искового заявления, в соответствии с которым просил:
- возложить на МДОУ «Детский сад №» обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить обследование здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011».
Представитель истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Гарбер А.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.о. Шуя Спановский А.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, подержал позицию, изложенную в отзыве.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад №», уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Отдела образования Администрации г.о. Шуя, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает уточненные исковые требования Шуйского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является в том числе содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное, и нравственное развитие.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ) образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями. Образовательная организация является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 7 ст. 28 указанного выше закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из п. п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение профилактических мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 6 указанной выше статьи ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст. 55.24.ГрК РФ).
В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 55.24. ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ № (вместе с "ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ) установлено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций илиих частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно п. п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).
В соответствии с п. п. 5.1.3 и ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.
Из представленных документов следует, что учредителем и собственником имущества дошкольной образовательной организации - МДОУ «Детский сад №» является муниципальное образование городской округ Шуя. Дошкольной образовательной организации передано имущество на праве оперативного управления.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя по его содержанию.
Судом установлено, что по результатам проверки Шуйской межрайонной прокуратурой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики. По факту выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в адрес заведующего МДОУ «Детский сад №» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, в котором предложено рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения к установленной законом ответственности, и принять меры к устранению выявленных нарушений, а также условий им способствующих.
ДД.ММ.ГГГГ заведующий МДОУ «Детский сад №» в Шуйскую межрайонную прокуратуру сообщает, что представление от ДД.ММ.ГГГГ №.2 о выявленных нарушениях, выразившихся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания МДОУ «Детский сад №» с использованием современных средств технической диагностики, рассмотрено. Выявленные нарушения недопустимы, поскольку они нарушают законодательство об образовании, в том числе создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. С учетом законодательства в МДОУ «Детский сад №» проводятся начальные мероприятия по устранению выявленных нарушений, а именно:
- собраны коммерческие предложения на обследование технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики;
- направлено ходатайство в отдел образования Администрации г.о. Шуя на выделение дополнительных средств в ПФХД на 2023 год на обследование технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики;
- за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей к дисциплинарному взысканию в виде замечания была привлечена заместитель заведующего по АХЧ Осипова Е.Б.
Вместе с тем до настоящего времени выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, что ответчиками не оспаривается.
Согласно информации МДОУ «Детский сад №» обследование здания специализированной организацией до настоящего времени не проведено. Таким образом, бездействие МДОУ «Детский сад №» создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в период нахождения в здании образовательного учреждения.
Согласно сведениям, представленным МДОУ «Детский сад №» от ДД.ММ.ГГГГ по представлению вынесенному Шуйской межрайонной прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ. №.2 Об устранении нарушений законодательства в образовании МДОУ «Детский сад №» была проведена работа по мониторингу специализированных организаций, выполняющих обследование зданий. Запрошены коммерческие предложения. Направлено письменное ходатайство главному распорядителю бюджетных средств (отдел образования Администрации г.о. Шуя) на выделение указанных денежных средств для проведения обследования технического состояния здания школы в 2023 году. В ПФХД 2023 года средства на проведение обследования технического состояния здания детского сада главным распорядителем бюджетных средств не были заложены. На сегодняшний день МДОУ «Детский сад №» совместно с учредителем рассматривает возможность изыскания средств для проведения обследования технического состояния здания детского сада..
Согласно информации, представленной финансовым управлением Администрации г.о. Шуя от ДД.ММ.ГГГГ, выделение дополнительных бюджетных ассигнований в 2023 году на обследование технического состояния зданий муниципальных образовательных организаций не представляется возможным, так как бюджет городского округа сформирован и утвержден. Бюджетные обязательства приняты на всю сумму запланированных доходов бюджета. В связи с введением с 2023 года единого налогового платежа и смещением сроков уплаты налогов, налоговые доходы ноября бюджет получит только в последний рабочий день текущего года, что может повлечь за собой невозможность их расходования в текущем году, налоговые доходы декабря поступят в конце января 2024 года. Дополнительные поступления в бюджет городского округа не ожидаются. Вопрос о включении данного мероприятия в муниципальную программу «Развитие общего и дополнительного образования городского округа Шуя» может быть рассмотрен при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также на период за пределами планового.
В нарушение норм действующего законодательства, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и сооружений, их элементов, со стороны ответственных лиц не осуществляется. Обследование с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций вопреки п. п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011, не проведено, соответствующий договор с уполномоченной организацией не заключен.
Доводы представителя Администрации г.о. Шуя об отсутствии в настоящее время денежных средств, необходимых для финансирования мероприятий по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, а именно мероприятий по обследованию здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, г. <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку сам по себе факт не проведения указанных выше мероприятий создает угрозу возникновения в будущем возможного причинения вреда жизни и здоровью учащихся.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» и Администрации городского округа Шуя о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского округа Шуя (ОГРН №, ИНН №) обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, а именно мероприятий по обследованию здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.
Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждению «Детский сад №» (ОГРН №, ИНН №) обязанность в течение 1 года с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить обследование здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Громова Ю.В.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №2-666/2023 УИД37RS0023-01-2023-000589-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
02 июня 2023 года г. Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Громовой Ю.В.,
при секретаре Дошлыгиной А.С.,
с участием представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Гарбер А.С.
представителя ответчика Администрации г.о. Шуя Спановского А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» и Администрации г.о.Шуя о возложении обязанности совершить определенные действия,
руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» и Администрации городского округа Шуя о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского округа Шуя (ОГРН №, ИНН № обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, а именно мероприятий по обследованию здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.
Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» (ОГРН № ИНН №) обязанность в течение 1 года с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить обследование здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Громова Ю.В.