Дело УИД 58RS0028-01-2023-000287-05
№2-369/2024 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2024 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Пименовой Т.А.,
При секретаре Бизиковой М.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Мерзликиной Натальи Юрьевны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У с т а н о в и л:
Истец Мерзликина Н.Ю. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, указав, что зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>.
В период 15.11.1976 по 26.07.2005 ее супруг <М.А.А.> проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации. По договору социального найма жилого помещения № от 02 ноября 2012 ему для проживания предоставлено указанное выше жилое помещение; действующим собственником указанной квартиры на момент заключения договора и в настоящее время является Российская Федерация.
Совместно с ним в указанное жилое помещение были вселены и члены семьи: супруга - Мерзликина Наталья Юрьевна, (Дата) г.р.
24 января 2013 года <М.А.А.> умер и 30 апреля 2013 года договор социального найма жилого помещения был переоформлен.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения от 30 апреля 2013 г. № истцу для проживания предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Действующим собственником указанной квартиры на момент заключения договора и в настоящее время является Российская Федерация.
Приняв жилое помещение, предоставленное по договору социального найма, истец была зарегистрирована в нем и стала проживать, выполняя предусмотренные договором обязанности.
В настоящее время она является получателем пенсии по потери кормильца в военном комиссариате <...> области за умершего супруга <М.А.А.>, который являлся пенсионером Вооруженных сил Российской Федерации.
Истец в собственности жилого помещения не имеет и не имела, в приватизации жилых помещений участия не принимала.
По вопросу приватизации с заявлением и необходимым пакетом документов обратилась в территориальный отдел «<...>» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс», расположенный по адресу: <...>. В ответ на заявление ей от территориального отдела «Пензенский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» направлено письмо, согласно которому в настоящее время вопросы по передачи помещений Министерства обороны Российской Федерации в собственность бесплатно в порядке приватизации возложены на ФГАУ «Росжилкомплекс», вместе с тем, не установлен порядок принятия решений и отсутствует уполномоченное лицо для подписания договора.
Она добросовестно пользуется жилым помещением, производит его текущей ремонт, оплачивает квартплату и коммунальные услуги, ранее в приватизации жилья не участвовала.
Данное жилое помещение не входит в состав жилого фонда закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, сведения об его отнесении к специализированному жилищному фонду отсутствуют.
Таким образом, истец до настоящего времени не реализовала свое право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения бесплатно на основании договора приватизации.
Мерзликина Н.Ю. просит суд: признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, состоящее из двух комнат, общей площадью 44,7 кв.м. (л.д.5-10 том №1).
Определением суда на основании письменного ходатайства истца к участию по делу в качестве соответчиков были привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации и ФГАУ «Росжилкомплекс» (л.д.47-49 том №1).
В судебное заседание истец Мерзликина Н.Ю. и представители ответчиков, а также представитель ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» МО РФ (одним из основных видов деятельности которого в соответствии с Уставом является организация в установленном порядке представления интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах на территории Центрального военного округа, куда входит <...> область) не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом (л.д.25,36-40 том №2).
От истца Мерзликиной Н.Ю. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя по доверенности Измайлова М.А. (л.д.41 том №2).
Представитель истца Измайлов М.А., действующий на основании доверенности от 01.09.2023 года (л.д.190 том №1), в судебном заседании исковые требования Мерзликиной Н.Ю. поддержал по изложенным в иске основаниям.
От представителя по доверенности ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Баскакова М.К. в суд поступали письменные возражения на иск, согласно которым спорная квартира на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации не закреплялась, на балансе не находилась; уведомляет, что в настоящее время Департамент имущественных отношений Министерства обороны переименован в Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, просит в удовлетворении исковых требований к ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации отказать, исключить Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации из состава лиц, участвующих в деле; судебное заседание провести в отсутствие представителя ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.58-61 том №1).
От референта Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации М.Балакиной в суд поступали письменные возражения на иск, по доводам которых согласно уставу ФГАУ «Росжилкомплекс», утвержденному приказом директора Департамента от 29 мая 2020 года №976, оно находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчинено руководителю Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о ДЖО и УЖФ МО РФ, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2020 г. №744, организация работы и контроль за вселением и выселением из жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, вопросы жилищного обеспечения, в том числе организация работы по заключению договоров передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, относится к компетенции ДЖО и УЖФ МО РФ.
Согласно Положению о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департамент является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, не является юридическим лицом и не обладает процессуальной правоспособностью, предусмотренной ст.36 ГПК РФ. Учитывая изложенное, просит исключить Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации из числа лиц, участвующий в деле, в качестве ответчика по данному делу (л.д.75-76 том №1).
От представителя Министерства обороны РФ по доверенности Петренко В.В. в суд поступали письменные возражения на иск, по доводам которых согласие на приватизацию спорного жилого помещения может дать только собственник; в рамках настоящего гражданского дела не установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, являющееся собственником спорного жилого помещения, изъявило желание на передачу объекта недвижимости истцу.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2022 года №676 «Об утверждении Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации» (далее - Порядок) утвержден порядок передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации.
В соответствии с п.1 приказа Министра обороны Российской Федерации предусмотрено, что полномочия Министерства обороны Российской Федерации, как собственника имущества, в части разрешения вопросов о его бесплатной приватизации делегированы в полном объеме, в частности, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в отношении закрепленного за учреждением жилищного фонда.
Таким образом, именно ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в рамках рассматриваемого гражданского дела является надлежащим ответчиком — органом, наделенным собственником имущества всей полнотой прав, позволяющих ему самостоятельно принимать решения о передаче того или иного жилого помещения в собственность граждан, без предварительного согласования такого решения с Министерством обороны Российской Федерации.
То есть, именно ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации фактически и нарушены права истца, которое в рамках положений ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации несет самостоятельную ответственность.
13 декабря 2022 года вступил в силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2022 года №676 «Об утверждении Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 декабря 2022 года за № 71293) который регулирует порядок передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, в настоящий момент порядок приватизации помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации законодательно закреплен, в связи с чем, представитель Министерства обороны Российской Федерации считает необходимым применение судом п.1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому суд возвращает исковое заявление в случае несоблюдения истцами досудебного порядка урегулирования спора.
С момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2022 года № 676 «Об утверждении Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации» появилась форма и порядок подачи заявлений о приватизации, что делает доводы истца о невозможности приватизировать квартиру не иначе как в судебном порядке - несостоятельными.
В удовлетворении заявленных истцами требований просит отказать в полном объеме (л.д. 103-107, 122-142 том №1).
От представителя ФГАУ «Центральное управлениежилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») по доверенности Малова И.Ю. поступили письменные возражения на иск, согласно которым В соответствии с абз. 2 п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерацииот 29.12.2020 №742 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», ФГАУ «Росжилкомплекс» является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей полномочия Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, находится в собственности Российской Федерации, приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 31.08.2021 № 2758 закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс».
Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, было предоставлено Мерзликиной Наталье Юрьевны по договору социального найма жилого помещения от 30.04.2013 №.
Из содержания ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 следует, что воспользоваться правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования граждане имеют право только один раз.
Мерзликиной Н.Ю. территориальным отделом «<...>» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» 08.08.2022 был дан ответ о необходимости обращаться в судебные органы с целью приватизации указанного жилого помещения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2022 № 676, вступившим в законную силу 13.12.2022, утвержден Порядок передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации.
В соответствии с абз. 3 п.1 Порядка, передача жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, занимаемых на условиях социального найма военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, в порядке приватизации осуществляется специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации - ФГАУ «Росжилкомплекс» - в отношении жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс».
Граждане подают заявление и документы, предусмотренные пунктом 4 Порядка, при личном обращении либо направляют почтовой связью.
Мерзликина Н.Ю. после вступления в законную силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2022 № 676 в адрес территориального отдела «<...>» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» не обращалась.
При этом Мерзликина Н.Ю. не лишена права, собрать полный пакет документов и обратиться в адрес территориального отдела «<...>» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс», расположенный по адресу: <...> с заявлением по установленной форме, приложив документы, указанные в п. 4. Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерациив порядке приватизации.
Права истца никоим образом со стороны ФГАУ «Росжилкомплекс» не нарушены, требование истца по признанию права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение считаем преждевременным, истец в адрес территориального отдела «<...>» филиал «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» не представил полный пакет документов для решения вопроса о приватизации жилого помещения и заключения договора о передаче жилого помещения гражданину в порядке приватизации.
Просит суд отказать в удовлетворении искового заявления Мерзликиной Н.Ю. к ФГАУ «Росжилкомплекс», судебное заседание, назначенное на 10 часов 30 минут 05.03.2024, просит провести без участия представителя ФГАУ «Росжилкомплекс» (л.д.18-22 том №2).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, изучив доводы письменных возражений на иск, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. №1541-1 (в ред. от 11.06.2021 года) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного Закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат, а именно, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 11 названного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно один раз жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
С 1 марта 2017 Федеральным законом от 22.02.2017 №14-ФЗ признана утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающая предельный срок приватизации жилых помещений.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, <М.А.А.> являлся военнослужащим, в период с 09.11.1976 г. по 26.07.2005 г. проходил военную службу находящихся под юрисдикцией России, выслуга лет за период прохождения службы составляет: календарная – 27 лет 02 месяца 17 дней, общая выслуга – 28 лет 05 месяцев 09 дней (л.д.28-35,37-39 том №1).
Согласно учетно-послужной карте, на период прохождения службы в состав его семьи входила жена-Мерзликина Наталья Юрьевна,(Дата) рождения; старший прапорщик в отставке <.М.А.А.> состоял на учете в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания (л.д.36 том №).
<М.А.А.>. и Мерзликина Н.Ю. состояли в зарегистрированном браке с 12.09.1997 года, что подтверждается приобщенным к материалам дела в копии свидетельством о заключении брака (л.д.18 том №1).
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
02.11.2012 года между ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и <М.А.А.> был заключен договор социального найма №, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и члену его семьи (жене Мерзликиной Н.Ю.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2 комнат в отдельной квартире общей площадью 44,7 кв.м. по адресу: <...>, для проживания в нем (л.д. 20 том №1).
24.01.2013 года <.М.А.А.> умер, что подтверждается приобщенным к материалам дела в копии свидетельством о смерти (л.д.19 том №1).
30.04.2013 года между ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и вдовой военнослужащего в запасе <.М.А.А.> - Мерзликиной Н.Ю. был заключен договор социального найма №, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2 комнат в отдельной квартире общей площадью 44,7 кв.м. по адресу: <...>, для проживания в нем (л.д.21 том №1).
Также по делу установлено, что истец зарегистрирована по месту жительства по адресу указанного выше жилого помещения; ранее истица участие в приватизации жилых помещений участие не принимала; сведения о зарегистрированных за истцом правах на объекты недвижимости в ЕГРН по сведениям Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии отсутствуют (л.д.11-12, 22-23 том №1).
Сведений о том, что занимаемое истцом жилое помещение приватизации не подлежит, исходя из положений ст. 4 Закона о приватизации, в материалах дела не имеется, каких-либо доказательств тому, что спорная квартира предоставлена истцу в качестве служебного жилого помещения, находится на территории закрытого военного городка, ответчиками по правилам ст.56 ГПК РФ не представлено, как и равно, не представлено доказательств придания иного статуса данной квартире в установленном законом порядке.
Таким образом, спорное жилое помещение предоставлено истцу по договору социального найма, как вдове военнослужащему в установленном порядке, решение о предоставление жилого помещения по договору социального найма и договор социального найма спорного жилого помещения на день рассмотрения настоящего иска приобрели юридическую силу и никем не оспорены, недействительными не признаны; предоставленное истице по договору социального найма жилое помещение относится к жилищному фонду, подлежащему приватизации и она имеет безусловное право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
С учетом приведенных выше норм права у Мерзликиной Н.Ю. возникло право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.03.2023 года, в ЕГРП было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорную квартиру и право оперативного управления ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ на указанную квартиру (л.д.24-27 том №1).
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
08.08.2022 года истец обратилась в территориальный отдел «<...>» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации занимаемой ею квартиры по указанному выше адресу с приложением соответствующих документов.
Согласно уведомлению за подписью врио территориального отдела «<...>» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Е.Ажнакина от 08.08.2022 года, с целью урегулирования вопроса о передаче помещения в собственность Мерзликиной Н.Ю. рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на жилое помещение в судебном порядке (л.д.40 том №1).
Поскольку истец по независящим от нее причинам не смогла реализовать свое право на приватизацию занимаемого ею по договору социального найма жилого помещения, то она, вопреки доводов представителей ответчиков, вправе была обратиться с иском о признании за ней права собственности в судебном порядке.
Данная позиция согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3(2016)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016.
Таким образом, в связи с тем, что Мерзликина Н.Ю. изъявила желание на приватизацию жилого помещения, ранее не использовала свое право на бесплатную приватизацию другого жилого помещения, с учетом отсутствия законных возражений со стороны ответчиков суд находит требования истца основанными на законе и подлежащим удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 №18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая, что истицей заявлено требование о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, то доводы ответчиков о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора путем обращения Мерзликиной Н.Ю. в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации в связи с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. №676 «Об утверждении Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации формы и порядка подачи заявлений о приватизации», которым установлена форма и порядок подачи заявлений о приватизации, не основан на законе, поскольку действующее законодательство в данном случае не предусматривает обязательного досудебного порядка урегулирования такого спора.
Также не обоснованными являются доводы представителя Министерства обороны Российской Федерации о том, что при разрешении настоящего спора следует применять положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. № 676, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений (8 августа 2022 г.) действия указанного нормативного акта не распространялись на возникшие правоотношения.
Статьей 4 ГК РФ, закрепляющей общий принцип действия гражданского законодательства во времени, определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений во взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (в частности, выраженной в п. 5 Постановления от 21 января 2010 г. № 1-П) общим принципом существования закона во времени является его действие на будущее время, придание закону обратной силы относится к исключительному праву законодателя, при этом недопустимо придание обратной силы нормам, ухудшающим положение лиц, на которых распространяется их действие.
В данном случае, в результате применения положений Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. № 676 «Об утверждении Порядка передачи жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в порядке приватизации формы и порядка подачи заявлений о приватизации» в отношениях между государственным учреждением и частным лицом положение частного лица не улучшается, а ухудшается, поскольку названным правовым актом на истца возлагаются дополнительные обязанности. Соответственно, даже в случае, если бы нормативный акт непосредственно содержал положения о применении его норм с обратной силой, это бы противоречило неоднократно высказывавшейся позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" полномочия по распоряжению жилищного фонда Вооруженных Сил РФ переданы Министерству обороны РФ и подведомственным ему организациям.
Учитывая, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и находится в оперативном управлении ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, суд удовлетворяет заявленные требования к надлежащим ответчикам - Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации и ФГАУ «Росжилкомплекс».
В удовлетворении требований истца к Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст.194-199,243 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Мерзликиной Натальи Юрьевны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации и ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований Мерзликиной Натальи Юрьевны к Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Признать за Мерзликиной Натальей Юрьевной ((Дата) рождения, уроженкой <...>, паспорт гражданки Российской Федерации серии № №, выдан (Дата) г. № отделением милиции <...> ГОВД <...> области, код подразделения №) право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья