Дело №2-831/2024
УИД 52RS0009-01-2023-004826-58
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«12» февраля 2024 г. г. Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Гульовской Е.В.,
при секретаре Пасухиной Л.М.
с участием представителя истца помощника Арзамасского городского прокурора Сухаревой О.Ю.,
представителя третьего лица ГКУ НО «Управление социальной защиты населения городского округа город Арзамас» по доверенности Тюриной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах субъекта РФ – Нижегородской области к Воробьеву А.В. о взыскании единовременной денежной выплаты
установил:
Арзамасский городской прокурор, действуя в интересах субъекта РФ – Нижегородской области обратился в суд с иском к Воробьеву А.В. о взыскании единовременной денежной выплаты.
В обоснование иска указывает на то, что Арзамасской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства при реализации национального проекта «Демография», проекта «Содействие занятости».
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Проверкой установлено, что Воробьев А.В., <дата>. рождения, 18.04.2022 обратился в Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Арзамасского района» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В соответствии с законом Нижегородской области от 08.01.2004г. №1-3 «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 г. № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» (далее - Порядок).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта осуществляется в следующих видах:
- ежемесячные денежные выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по поиску работы (в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданина), на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации;
единовременная денежная выплата гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе являющимся самозанятыми, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 27 ноября 2018г. №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» (далее - предпринимательская деятельность).
Предельный размер единовременной денежной выплаты составляет 250 тысяч рублей на одного гражданина, реализующего мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии с бизнес-планом, предусматривающим сумму запланированной прибыли в размере не менее 1 ВПМ на каждого члена семьи, сметой планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности, для закупки основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов назначаемой выплаты) (для индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) и самозанятых), создания и оснащения дополнительных рабочих мест (для ИП). На основании заявления гражданина, анкеты о семейном и материально-бытовом положении, листа собеседования и акта материально-бытового обследования специалисты УСЗН составляют проект социального контракта по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку - при отсутствии оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
К проекту социального контракта прилагается проект программы социальной адаптации.
Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
Заявление гражданина, анкета о семейном и материально-бытовом положении, лист собеседования и акт материально-бытового обследования формируются в личное дело и с проектом социального контракта, к которому прилагается проект программы социальной адаптации, после проведения проверки сведений передаются на заседание межведомственной комиссии (далее- Комиссия), сформированной органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области из представителей УСЗН, образования, здравоохранения, органов службы занятости населения, общественных и иных заинтересованных организаций.
Комиссия по каждому заявителю выносит рекомендации о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (или об отказе в ее оказании) в порядке, предусмотренном положением о Комиссии.
Одновременно Комиссией рассматривается и утверждается программа социальной адаптации.
Решение Комиссии оформляется протоколом.
Социальный контракт с прилагаемой программой социальной адаптации оформляется в двух экземплярах. После подписания один экземпляр остается в УСЗН, второй экземпляр выдается на руки гражданину.
Предметом социального контракта является сотрудничество между УСЗН и Заявителем по реализации программы социальной адаптации и выхода из трудной жизненной ситуации.
По условиям социального контракта в соответствии с программой социальной адаптации УСЗН Арзамасского района обязуется:
- оказывать содействие гражданину в осуществлении индивидуальной
предпринимательской деятельности;
- осуществить гражданину денежную выплату в соответствии с условиями
контракта, а также контроль за целевым расходованием указанных денежных
средств;
осуществлять ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом;
взыскать денежные средства, использованные гражданином не по целевому назначению, в случае неисполнения гражданином условий социального контракта;
- подготовить в течение последнего месяца заключение об эффективности
принятых мер,
- проверять факт осуществления гражданином предпринимательской
деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия
социального контракта.
В обязанности Заявителя входит:
зарегистрироваться (встать на учет) в налоговом органе Нижегородской области,
предоставить в УСЗН документы, подтверждающие факт расходования денежных средств, с целью постановки на учет в качестве ИП или налогоплательщика налога на профессиональный доход,
приобрести в период действия социального контракта основные средства для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в УСЗН Арзамасского района подтверждающие документы;
возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе).
Решением Комиссии по установлению размера социального пособия малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) Постановление Правительства Нижегородской области №27 от 12.02.2004 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» № 218 от 05.05.2022 (далее - Решение № 218) Воробьеву А.В. оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно Решению № от <дата> государственная социальная помощь на основании контракта: назначена на период с <дата> по <дата> в размере 250 000 рублей.
<дата> между УСЗН Арзамасского района и Воробьевым А.В. заключен социальный контракт под № на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - Социальный контракт №).
В силу п. 6.1 Социального контракта № настоящий социальный контракт вступает в силу с момента подписания и действует по <дата>.
Свою обязанность, в соответствии с условиями Социального контракта № УСЗН Арзамасского района выполнило. Единовременная выплата, согласно сметы планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности в размере 250 000 рублей, была выплачена <дата>.
Однако, Воробьевым А.В. условия социального контракта, предусмотренные п.4.1, не исполнены.
Бездействие со стороны ответчика противоречит условиям социального контракта. На протяжении срока действия социального контракта Воробьевым А.В. не представлено ни одного документа, подтверждающего выполнение обязанностей по условиям социального контракта.
<дата> Воробьеву А.В. направлено уведомление о необходимости представления документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств либо возврате денежных средств в размере 250 000 рублей в добровольном порядке.
На момент проверки Воробьев А.В. не предпринял действий по представлению в УСЗН Арзамасского района документов, подтверждающих выполнение обязанностей по условиям контракта, денежные средства в размере 250 000 рублей на счет УСЗН Арзамасского района не поступили.
В судебном заседании помощник Арзамасского городского прокурора Сухарева О.Ю. исковые требования и их обоснование поддержала.
Ответчик Воробьев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица ГКУ НО «Управление социальной защиты населения городского округа город Арзамас» по доверенности Тюрина Е.Е. исковые требования поддержала.
Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив письменные материалы дела, проанализировав и оценив все собранные по делу доказательства, взятые в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с законом Нижегородской области от 08.01.2004г. №1-3 «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 г. № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» (далее - Порядок).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта осуществляется в следующих видах:
- ежемесячные денежные выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по поиску работы (в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданина), на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации;
единовременная денежная выплата гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе являющимся самозанятыми, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 27 ноября 2018г. №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» (далее - предпринимательская деятельность).
Предельный размер единовременной денежной выплаты составляет 250 тысяч рублей на одного гражданина, реализующего мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии с бизнес-планом, предусматривающим сумму запланированной прибыли в размере не менее 1 ВПМ на каждого члена семьи, сметой планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности, для закупки основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов назначаемой выплаты) (для индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) и самозанятых), создания и оснащения дополнительных рабочих мест (для ИП). На основании заявления гражданина, анкеты о семейном и материально-бытовом положении, листа собеседования и акта материально-бытового обследования специалисты УСЗН составляют проект социального контракта по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку - при отсутствии оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
К проекту социального контракта прилагается проект программы социальной адаптации.
Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
Заявление гражданина, анкета о семейном и материально-бытовом положении, лист собеседования и акт материально-бытового обследования формируются в личное дело и с проектом социального контракта, к которому прилагается проект программы социальной адаптации, после проведения проверки сведений передаются на заседание межведомственной комиссии (далее- Комиссия), сформированной органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области из представителей УСЗН, образования, здравоохранения, органов службы занятости населения, общественных и иных заинтересованных организаций.
Комиссия по каждому заявителю выносит рекомендации о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (или об отказе в ее оказании) в порядке, предусмотренном положением о Комиссии.
Одновременно Комиссией рассматривается и утверждается программа социальной адаптации.
Решение Комиссии оформляется протоколом.
Социальный контракт с прилагаемой программой социальной адаптации оформляется в двух экземплярах. После подписания один экземпляр остается в УСЗН, второй экземпляр выдается на руки гражданину.
Предметом социального контракта является сотрудничество между УСЗН и Заявителем по реализации программы социальной адаптации и выхода из трудной жизненной ситуации.
По условиям социального контракта в соответствии с программой социальной адаптации УСЗН Арзамасского района обязуется:
- оказывать содействие гражданину в осуществлении индивидуальной
предпринимательской деятельности;
- осуществить гражданину денежную выплату в соответствии с условиями
контракта, а также контроль за целевым расходованием указанных денежных
средств;
осуществлять ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом;
взыскать денежные средства, использованные гражданином не по целевому назначению, в случае неисполнения гражданином условий социального контракта;
- подготовить в течение последнего месяца заключение об эффективности
принятых мер,
- проверять факт осуществления гражданином предпринимательской
деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия
социального контракта.
В обязанности Заявителя входит:
зарегистрироваться (встать на учет) в налоговом органе Нижегородской области,
предоставить в УСЗН документы, подтверждающие факт расходования денежных средств, с целью постановки на учет в качестве ИП или налогоплательщика налога на профессиональный доход,
приобрести в период действия социального контракта основные средства для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в УСЗН Арзамасского района подтверждающие документы;
возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе).
В судебном заседании установлено, что <дата> Воробьев А.В. обратился в Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Арзамасского района» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Решением Комиссии по установлению размера социального пособия малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) Постановление Правительства Нижегородской области №27 от 12.02.2004 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» №218 от 05.05.2022 (далее - Решение № 218) Воробьеву А.В. оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно Решению № государственная социальная помощь на основании контракта: назначена на период с <дата> по <дата> в размере 250 000 рублей.
<дата> между УСЗН Арзамасского района и Воробьевым А.В. заключен социальный контракт под № на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - Социальный контракт №).
В силу п. 6.1 Социального контракта № настоящий социальный контракт вступает в силу с момента подписания и действует по 30.04.2023г.
Свою обязанность, в соответствии с условиями Социального контракта № УСЗН Арзамасского района выполнило. Единовременная выплата, согласно сметы планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности в размере 250 000 рублей, была выплачена 14.06.2022г.
Ответчиком Воробьевым А.В. не представлено ни одного документа, подтверждающего выполнение обязанностей по условиям социального контракта, что противоречит условиям социального контракта.
<дата> Воробьеву А.В. направлено уведомление о необходимости представления документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств либо возврате денежных средств в размере 250 000 рублей в добровольном порядке.
На момент проверки Воробьев А.В. не предпринял действий по представлению в УСЗН Арзамасского района документов, подтверждающих выполнение обязанностей по условиям контракта, денежные средства в размере 250 000 рублей на счет УСЗН Арзамасского района не поступили.
На основании вышеизложенного, суд находит требования Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах субъекта РФ – Нижегородской области к Воробьеву А.В. о взыскании единовременной денежной выплаты обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с чем суд находит взыскать с Воробьева А.В. в пользу Министерства социальной политики Нижегородской области единовременную денежную выплату, полученную на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250000 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд находит взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 5700 руб.
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах субъекта РФ – Нижегородской области к Воробьеву А.В. о взыскании единовременной денежной выплаты – удовлетворить.
Взыскать с Воробьева А.В. (паспорт ***) в пользу Министерства социальной политики Нижегородской области единовременную денежную выплату, полученную на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250000 руб.
Взыскать с Воробьева А.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ***
Ответчик вправе подать в Арзамасский городской суд Нижегородской области заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Арзамасского городского суда: подпись Е.В. Гульовская.
***
***
***
***
*** *** *** *** |