Мировой судья
судебного участка № 4
Котласского судебного района
Архангельской области
Бурмин Д.С.
(Дело № 2-4568/2019)
Дело № 11-55/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2020 года г. Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Балакшиной Ю.В.
при секретаре Наговициной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» на решение мирового судьи судебного участка № 4 Котласского судебного района Архангельской области от 18 декабря 2019 года по гражданскому делу по иску Оладько Александра Алексеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л :
Оладько А.А. обратился к мировому судье с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» (далее - ООО «ОК и ТС») о защите прав потребителей.
В обоснование требований указал, что зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., ...., собственником которого является его мать - ..... Истец является инвалидом ..... Исполнителем коммунальной услуги по отоплению в указанном многоквартирном доме является ООО «ОК и ТС» (до реорганизации - ООО «ТЭК п. Вычегодский»). В платёжных документах на оплату коммунальной услуги отопление вышеуказанного жилого помещения указываются сведения о размере предусмотренной ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1993 года компенсации расходов на оплату предоставляемой коммунальной услуги в размере 50 % платы, передаваемые в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 года (далее - Порядок) в государственное учреждение социальной защиты Архангельской области для осуществления выплаты.
Собственник жилого помещения ..... 11 июля 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о несогласии с размером начисленной компенсации по оплате коммунальной услуги отопление за 2018 и 2019 годы, содержащим просьбу произвести перерасчёт компенсации в соответствии с требованиями действующего законодательства. 2 августа 2019 года получен ответ ООО «ОК и ТС» об отсутствии предусмотренных законом оснований для произведения перерасчета.
В связи с тем, что в вышеуказанной квартире зарегистрировано и проживает два человека, компенсация по оплате за отопление за период с октября 2018 года по май 2019 года начислялась ответчиком на половину объема предоставленной коммунальной услуги по отоплению, то есть на долю потреблённого истцом коммунального ресурса, в частности: за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в размере по 714 рублей 91 копейки; за январь, февраль, март, апрель 2019 года - по 719 рублей 83 копеек; за май 2019 года - 359 рублей 92 копеек, тогда как в соответствии с положениями указанного Закона размер компенсации подлежит исчислению исходя из установленного норматива потребления, вне зависимости от количества проживающих в квартире граждан, и должен составлять за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года - по 1 429 рублей 82 копейки; за январь, февраль, март, апрель 2019 года - по 1 439 рублей 66 копеек; за май 2019 года - 719 рублей 84 копейки.
В связи с ненадлежащим оказанием ООО «ОК и ТС» услуг по расчету компенсации по оплате коммунальных платежей, истец, после уточнения требований, просит:
- признать незаконными действия ООО «ОК и ТС» по начислению льготы (денежной выплаты) инвалиду I группы Оладько А.А., проживающему по адресу: .... на коммунальную услугу отопление (тепловая энергия) в платёжных документах с октября 2018 года по май 2019 года на половину объёма предоставленных коммунальных услуг, что привело к занижению выплаченной истцу компенсации на сумму 5 383 рублей 96 копеек. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей;
- обязать ООО «ОК и ТС» произвести перерасчет льготы (денежной выплаты) по коммунальной услуге «отопление» инвалиду первой группы Оладько А.А., проживающему по адресу: .... ...., за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно, в размере 50 % платы за коммунальную услугу, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, составляющего 0,030308 Гкал на 1 кв.м общей площади всех помещений в многоквартирном доме ежемесячно, тарифа на тепловую энергию, установленного на 2018 год в размере 2 106,09 рублей/Гкал, на 2019 год - в размере 2 120,59 рублей/Гкал, занимаемой площади жилого помещения 44,8 кв.м, из расчёта потреблённой коммунальной услуги в объёме: в октябре 2018 года - 1,357798 Гкал, в ноябре 2018 года - 1,357798 Гкал, в декабре 2018 года - 1,357798 Гкал, в январе 2019 года - 1,357798 Гкал, в феврале 2019 года - 1,357798 Гкал, в марте 2019 года - 1,357798 Гкал, в апреле 2019 года - 1,357798 Гкал, в мае 2019 года - 0,678899 Гкал, указать сумму перерасчёта (доначисления) льготы за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно в размере 5 383 рублей 96 копеек в текущей квитанции на оплату коммунальной услуги отопление, направить информацию о перерасчёте с указанием сумм начисленной денежной выплаты в территориальное государственное учреждение социальной защиты населения Архангельской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями мирового судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены отделение социальной защиты населения по Котласскому району государственного казённого учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области.
В судебное заседание истец Оладько А.А. не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, направил представителя. В ходе рассмотрения дела исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель истца Оладько А.А. - Бородина О.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований. Дополнительно пояснила, что Котласским городским судом Архангельской области в рамках дела № 2-1190/2019 рассматривались аналогичные требования к ООО «ОК и ТС» о неправомерном занижении размера компенсации по оплате коммунальной услуги горячее водоснабжение, по результатам рассмотрения которого принято решение в пользу истца, решение вступило в законную силу.
Ответчик ООО «ОК и ТС», будучи уведомленным надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил, представив письменные возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование возражений, ссылаясь на положения ст.ст. 30, 31 и 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, в связи с чем льгота по оплате расходов на коммунальные услуги (отопление) может быть предоставлена инвалиду на оплату не всей площади жилого помещения, а только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида. Так как в жилом помещении, расположенном по адресу: .... ...., зарегистрировано 2 человека - Оладько А.А. и его несовершеннолетний сын .... доля льготника определяется как частное от деления общего объёма потреблённой услуги на количество совместно проживающих членов семьи, то есть на 1/2 часть. В подтверждение своей позиции сослался на определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 года № 42-О-О, определение Верховного Суда РФ от 29 июня 2007 года № 10-В07-10, письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 13-3/10/2-1570, а также разъяснения Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, данные ООО «ОК и ТС» в письмах от 9 марта 2016 года № 3305/03-03/1514 и от 20 ноября 2019 года № 305/03-03/6812.
Представители третьих лиц - отделения социальной защиты населения по Котласскому району государственного казённого учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев в отсутствие не явившихся лиц заявленные требования, мировой судья постановил:
«исковые требования Оладько Александра Алексеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» по начислению Оладько Александру Алексеевичу, проживающему по адресу: г...., льготы (денежной выплаты) инвалиду первой группы, отраженной в платёжных документах по оплате коммунальной услуги «отопление» за период с октября 2018 года по май 2019 года на половину объёма предоставленных коммунальных услуг.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» произвести перерасчёт льготы (денежной выплаты) по коммунальной услуге «отопление» инвалиду первой группы Оладько Александру Алексеевичу, проживающему по адресу: г.... ...., за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно, в размере 50% платы за коммунальную услугу, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, составляющего 0,030308 Гкал на 1 кв.метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме ежемесячно, тарифа на тепловую энергию, установленного на 2018 год в размере 2 106,09 рублей/Гкал, на 2019 год - в размере 2120,59 рублей/Гкал, занимаемой площади жилого помещения 44,8 кв.метров, из расчёта потреблённой коммунальной услуги в объёме: в октябре 2018 года - 1,357798 Гкал, в ноябре 2018 года - 1,357798 Гкал, в декабре 2018 года - 1,357798 Гкал, в январе 2019 года - 1,357798 Гкал, в феврале 2019 года - 1,357798 Гкал, в марте 2019 года - 1,357798 Гкал, в апреле 2019 года - 1,357798 Гкал, в мае 2019 года - 0,678899 Гкал.
Указать сумму перерасчёта (доначисления) льготы за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно в размере 5 383 рублей 96 копеек в текущей квитанции на оплату коммунальной услуги отопление, направить информацию о перерасчёте с указанием сумм начисленной денежной выплаты в государственное учреждение социальной защиты населения Архангельской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» в пользу Оладько Александра Алексеевича компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, а также штраф в размере 3 191 рубль 98 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» в пользу бюджета муниципального образования МО «Котлас» государственную пошлину в размере 700 рублей».
Ответчик ООО «ОК и ТС», не согласившись с решением мирового судьи, подал апелляционную жалобу. В обоснование жалобы указывает, что мировым судьей неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применены нормы материального права, подлежащего применению. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», считает, что все проживающие (зарегистрированные) с льготополучателем граждане потребляют коммунальные услуги, соответственно, обязаны нести затраты по их оплате. Следовательно, льгота по оплате расходов на коммунальную услугу (отопление) может быть предоставлена инвалиду на оплату не всей площади жилого помещения, а только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида. Поскольку в спорном жилом помещении зарегистрировано 2 человека, доля льготника определяется как частное от деления общего объема потребленной услуги на количество совместно проживающих членов семьи. В данном случае расчет компенсации производится на 1/2 часть. 17 марта 2016 года в адрес ответчика от Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области поступил ответ на запрос, из которого следует, что доля льготника определяется как частное от деления общего объема потребленной услуги на количество совместно проживающих членов семьи. 26 ноября 2019 года из Министерства в адрес ООО «ОК и ТС» поступил ответ, из которого следует, что расчет компенсации по оплате за отопление инвалидам осуществляется в пределах норматива потребленной коммунальной услуги с учетом доли жилого помещения, приходящейся на инвалида. Спорный вопрос касается не только Оладько А.А., но и других льготников, количество которых на сегодняшний день составляет 26 770 человек. Неправильное исчисление льгот приведёт к нецелевому расходованию денежных средств федерального бюджета. Просит отменить решение мирового судьи, прекратить производство по делу и взыскать с истца государственную пошлину, уплаченную при подаче апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ООО «ОК и ТС», истец Оладько А.А., его представитель Бородина О.А., представители третьих лиц отделения социальной защиты населения по Котласскому району государственного казённого учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, посредством телефонограмм просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ).
Согласно ч. 13 ст. 17 Закона № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно п. 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 года № 61-пп (далее - Порядок № 61-пп), расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт), включая твердое топливо и сжиженный газ, иными лицами, наделенными в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями, в том числе специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор) либо владельцами специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации (далее - владелец специального счета), (далее - организации жилищно-коммунального хозяйства), исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа (в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 10 апреля 2018 года № 166-пп, от 16 июля 2019 года № 377-пп).
В соответствии с п. 23 Порядка № 61-пп (в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 10 апреля 2018 года № 166-пп, от 16 июля 2019 года № 377-пп, от 10 сентября 2019 года № 491-пп) организации жилищно-коммунального хозяйства, за исключением регионального оператора и владельца специального счета, на основании заключенных соглашений с государственным учреждением ежемесячно, до 5-го числа, представляют в государственное учреждение (на магнитных носителях) списки получателей денежных выплат (с указанием суммы начисленных денежных выплат), списки получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установленную вступившим в законную силу решением суда (в том числе реквизиты судебного решения: наименование суда, вынесшего решение, дата вынесения и вступления в законную силу решения суда, номер дела, размер и период задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг), а также списки получателей денежной выплаты, не выполняющих соглашение по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения) (далее - списки), содержащие сведения за предыдущий месяц.
Из материалов дела следует, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу...., ...., является .....
С 2012 года в указанном жилом помещении зарегистрированы 2 человека: истец Оладько А.А. и его несовершеннолетний сын ....
Мировым судьей установлено, что истец Оладько А.А. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как инвалид I группы с 1 мая 2010 года.
Ввиду отсутствия индивидуальных приборов учёта расчёт объёма потреблённой в квартире тепловой энергии осуществляется в соответствии с установленным нормативом.
Из материалов дела следует, что расчёты компенсационных выплат по коммунальной услуге отопление осуществляет ООО «ОК и ТС» (ранее - ООО «ТЭК п. Вычегодский»), при этом инвалиду I группы Оладько А.А. указанная мера социальной поддержки рассчитывалась ответчиком только на долю потреблённого коммунального ресурса, приходящуюся на истца, рассчитанную исходя из норматива потребления, в равных долях с учётом количества лиц, проживающих в жилом помещении, что не соответствует требованиям Федерального закона № 181-ФЗ, Порядка № 61-пп, которыми предусмотрено только одно ограничение при расчете размера денежной выплаты (льготы) - норматив потребления коммунальных услуг на 1 человека.
Согласно п. 26 Правил № 306 в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, определяемый в Гкал в месяц на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц.
Следовательно, размер компенсации по оплате за коммунальную услугу отопление должен быть рассчитан исходя из норматива вне зависимости от количества проживающих в жилом помещении лиц.
Иного подхода к расчету платы за коммунальные услуги при применении льготы законодательством не установлено. Доводы ООО «ОК и ТС» о необходимости начисления платы, исходя из объема фактически потребленного коммунального ресурса на 1 человека, определяемого расчетным путем при делении всего объема на количество проживающих в жилом помещении лиц, основаны на неверном толковании норм права и влекут за собой неправомерное ограничение прав инвалида на получение льготы в полном объеме с учетом норматива потребления коммунальной услуги.
При указанных обстоятельствах мировой судья обоснованно признал требования истца о признании незаконными действий ответчика по начислению льготы инвалиду I группы Оладько А.А. на оплату коммунальной услуги по отоплению в платёжных документах за период с октября 2018 года по май 2019 года на половину объёма предоставленных коммунальных услуг правомерными и подлежащими удовлетворению.
С учетом указанных выводов мировым судьей также удовлетворены требования истца об обязании ООО «ОК и ТС» произвести перерасчет льготы (денежной выплаты) по коммунальной услуге «отопление» инвалиду первой группы Оладько А.А. за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно, в размере 50 % платы за коммунальную услугу, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, направить информацию о перерасчёте с указанием сумм начисленной денежной выплаты в территориальное государственное учреждение социальной защиты населения Архангельской области и требование о взыскании компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они сделаны с учетом всех обстоятельств дела.
Размер подлежащего перерасчета льготы и компенсации морального вреда сторонами не оспаривается, суд апелляционной инстанции считает возможным не проверять решение мирового судьи в данной части.
По существу в апелляционной жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных мировым судьей при рассмотрении дела; доводы, изложенные в ней, были предметом судебного исследования и получили надлежащую оценку. Нарушений норм материального права и процессуального права, влекущих отмену решения, мировым судьей не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется, а потому удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л :
решение мирового судьи судебного участка № 4 Котласского судебного района Архангельской области от 18 декабря 2019 года по гражданскому делу по иску Оладько Александра Алексеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» о защите прав потребителей - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Ю.В. Балакшина
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 апреля 2020 года.