Дело № 2-274/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.05.2022 г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Каретниковой Е. П.,
при секретаре Козловой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ношкиной А.Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 2 о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
истец обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к МБОУ СОШ № 2 о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с 01.02.2022 по 25.02.2022 в размере 26668,80 рублей, компенсации морального вреда в размере 7000 руб., мотивируя требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности <данные изъяты>. Приказом № от 14.12.2021 она переведена на дистанционную форму работы с 16.12.2021 по 30.01.2022. 31.01.2022 на основании приказа № она отстранена от работы в связи с не вакцинированием от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 01.02.2022 и до момента ее прохождения, с указанного периода ей не начисляется заработная плата. С приказом руководителя не согласна, поскольку она не осуществляет образовательную деятельность, не контактирует с детьми, педагогами. Кроме того, вакцинация проводится в добровольном порядке и никто не имеет право посягать на личную свободу и неприкосновенность гражданина. Ее отказ от вакцинации обусловлен опасениями относительно побочных эффектов. Незаконные действия работодателя по ограничению трудовых прав повлекли причинение истцу существенного вреда, так как истица осталась без средств к существованию, из-за чего испытывала моральные и нравственные страдания.
Истец Ношкина А.Н., представитель ответчика МБОУ СОШ № 2 Борисенко Д.А. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Истец заявленные требования поддержала, представитель ответчика по требованиям возражал.
Исследовав материала дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 209, статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить для работников безопасные условия и охрану труда.
Статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основными направлениями государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников.
В соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Работодатели также обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, к которым относится, в том числе, организация проведения профилактических прививок, проводимая в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 25, пункты 1, 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Из материалов дела следует, что истец Ношкина А.Н. работает <данные изъяты> в МБОУ СОШ № 2 в соответствии с трудовым договоромот ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8).
08.09.2021 директором МБОУ СОШ № 2 издан приказ № о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 в срок до 14.09.2021. Работникам, подлежащим обязательной вакцинации предоставить прививочные сертификаты, работникам, имеющим противопоказания к профилактической прививке, предоставить медицинские заключения (л.д.54).
С данным приказом истец Ношкина А.Н. ознакомлена, что сторонами не оспаривается (л.д. 55)
13.09.2021 Ношкина А.Н. предоставила работодателю письменный отказ от вакцинации, в котором сослалась на то, что вакцинация от новой короновирусной инфекции является добровольной, а также и на то, что исследование вакцин продолжается, их эффективность и безопасность не установлена (л.д.13).
Приказом директора МБОУ СОШ № 2 от 14.12.2021 № 20 Ношкина А.Н., как не прошедшая вакцинацию против коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2, переведена на дистанционную форму работы с 16.12.2021 по 30.01.2022 (л.д. 5).
Приказом директора МБОУ СОШ № 2 № 22 31.01.2022 Ношкина А.Н. отстранена от работы завхоза с 01.02.2022 года на срок до прохождения вакцинации, с неначислением заработной платы Ношкиной А.Н. на весь период ее отстранения от работы. В обоснование данного приказа работодатель сослался на п.2 ст.5 ФЗ от 17.09.1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», абз. 8 ч.1 ст.76 ТК РФ, Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 года №125н, Постановление главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям от 23.07.2021 года № 43 (с изм. от 14.10.2021 года №52). С данным приказом работник ознакомлен в день его издания (л.д.4).
Приказом директора МБОУ СОШ № 2 от 16.03.2022 № отменен приказ о временном отстранении работника, Ношкина А.Н. считается приступившей к работе в учреждении в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56).
Согласно подпункту 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 №1867- О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья работников, трудовая деятельность которых связанна с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (аз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. В данный перечень включены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п.12).
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCo V).
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03.08.2018 №52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения". В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 35 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 года № 608 Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения,- включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа.
На основании п. п. 5.2, 5.2.90, 5.2.93 Минздрав России наделен полномочиями самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты: перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок; календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых гражданам проводятся профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Соответственно, определение перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, относится к компетенции Минздрава России.
Во исполнение данных полномочий, Минздравом России вынесен приказ от 09.12.2020№1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н» и приказ от № 47Н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н».
Перечисленными приказами Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н (далее - Календарь профилактических прививок), дополнен позицией, касающейся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, к лицам, подлежащим обязательной вакцинации отнесен ряд категорий граждан, в том числе по принципу выполнения работ в определенной сфере деятельности.
Согласно действующей редакции Календаря профилактических прививок в указанной части к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники образовательных организаций.
Соответственно, для лиц, работающих в образовательных организациях, вакцинация против новой коронавирусной инфекции является обязательной при наличии эпидемических показаний.
16.03.2020Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п с 16.03.2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2012 г. № 696, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 8.1 Положения).
Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю (пункт 11 Положения).
Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный, санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и. пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю № 43 от 23.07.2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в ред. от 14.10.2021 года № 52, 26.01.2022 № 6), с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции ((COVID-19) среди населения Красноярского края, постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80% от общей численности к 15.12.2021 года, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере образования.
В силу ст. 11. Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательной организацией образования является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Из Устава МБОУ СОШ № 2 следует, что данное учреждение является образовательным, так как в качестве основного вида деятельности является осуществление образовательной деятельности для реализации конституционного права граждан РФ на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования (п.2.3) (л.д. 22-36).
Согласно п.2 должностной инструкции <данные изъяты> организует и обеспечивает хозяйственное обслуживание школы, обеспечивает выполнение санитарного режима в школе и на прилегающей к нему территории, создает необходимые условия для бесперебойной работы пищеблока, руководит работой технического персонала (л.д.61).
Кроме того, должностные обязанности <данные изъяты> предполагают взаимодействие, в том числе с сотрудниками образовательного учреждения, обучающимися.
Согласно п. 6 письма по разъяснению организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных Минтруда России и Роспотребнадзора России от 23.07.2021 года № 14-4/10/П-5532 в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Таким образом, поскольку Календарь профилактических прививок, утвержденный Минздравом России в пределах его компетенции, в части определения перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, требует обязательного проведения работниками профилактических прививок, а наличие эпидемических показаний для вакцинации лиц, работающих в сфере образования, в свою очередь, подтверждается постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 года № 43, суд соглашается с доводами представителя ответчика, что отсутствие профилактической прививки у сотрудника МБОУ СОШ № 2 Ношкиной А.Н., являющейся <данные изъяты>, влечет обязанность работодателя по ее отстранению от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5, ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Ссылки истца о том, что она не осуществляет образовательную деятельность, и ее должность не входит в «Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 подлежат отклонению, поскольку данным постановлением Правительства Российской Федерации не определяются категории лиц, в отношении которых обеспечивается вакцинация по эпидемическим показаниям.
Вопреки доводам истца об отсутствии в ст. 76 ТК РФ такого основания для отстранения работника от работы как не прохождение вакцинации, перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, установленный ч. 1 ст. 76 ТК РФ, исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
В соответствии со ст. 88 ТК РФ, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций. Между тем, истребование у работника вышеуказанных медицинских документов в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и иных лиц, потому не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав работника.
Документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19 истцом работодателю не были предоставлены, в связи с чем, суд приходит к выводу, что директор МБОУ СОШ № 2 на законных основаниях отстранил Ношкину А.В. от работы приказом от 31.01.2022 года№.
Доводы истца о том, что Постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю № 43 от 23.07.2021 года (в ред. от 14.10.2021 года №52, 26.01.2022 № 6) прекратило свое действие 15.12.2021, являются ошибочным толкованием норм права, поскольку прививка от коронавируса внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Она становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или их категорий (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязанности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача региона или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной до окончания эпидемиологического неблагополучия. Кроме того, местом осуществления трудовой деятельности истца является общеобразовательное учреждение, к осуществлению деятельности которой законодательством установлены повышенные требования в части обеспечения охраны здоровья и труда работников.
Суд также учитывает, что любые профилактические прививки проводятся добровольно, при этом результатом отказа может быть отстранение от работы без сохранения зарплаты.
Однако, истец не был лишен возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования.
Основанием отстранения Ношкиной Н.А. явился фактический отказ истца от прививки от новой коронавирусной инфекции в отсутствие предъявленных работодателю доказательств медицинской недопустимости этой процедуры. При наличии информации о фактическом заболевании работодатель имел бы возможность предпринять иные меры.
При таких обстоятельствах, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и обучающихся, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой короновирусной инфекцией. Действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работнику действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, чем истец и воспользовался.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Ношкиной А.В. о признании незаконным приказа об отстранении от работы.
Поскольку ст.76 ТК РФ прямо предусматривает, что в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, то основания для удовлетворения требования истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, отсутствуют.
Требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ношкиной А.Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 2 о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Каретникова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.