Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2023 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Карвась В.Д.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2050/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансстрой» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Самаратрансстрой» обратилось в Самарский областной суд с административным иском с последующим уточнением о признании недействующим пункта 22585 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, пункта 22239 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 со дня их принятия, указывая, что общество является собственником объекта недвижимости – бытовые помещения Жигулевское море, площадью 105,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Земельный участок не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Здание находится в аварийном состоянии, часть здания используется под склад. Включение объекта недвижимости в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просило заявленные требования удовлетворить.
Определением Самарского областного суда от 24.10.2023 производство по данному делу прекращено в части оспаривания п.2285 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Аракелян Ю.В. представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку объект недвижимости имеет наименование «бытовые помещения Жигулевское море», что позволяет его отнести к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании п.4 ст.378.2 НК РФ. В рамках рассмотрения заявления административного истца по вопросу исключения спорного объекта из Перечней на 2022-2023 гг., 20.07.2023 был проведен осмотр, по результатам которого было установлено, что спорное нежилое здание не функционирует. На основании проведенного осмотра, министерством принято решение от 28.08.2023 № МИО-03/11462-исх об отсутствии оснований для определения вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером № на основании которого принят приказ министерства от 13.09.2023 № 2012 об исключении спорного объекта из Перечня на 2022 год. Кроме того, подготовка проекта приказа по исключению указанного объекта из Перечня на 2023 год планируется в четвертом квартале 2023 года.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.
Суд, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под пунктом 22239 приложения № 1 включен объект – здание с кадастровым номером №, наименование: бытовые помещения Жигулевское море, назначение: нежилое, площадью 105,7 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, местоположение: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Железнодрожная, д.36, строение 2, принадлежащее на праве собственности ООО «Самаратрансстрой» на основании договора купли-продажи от 04.06.2009, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2010.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 4 ст.378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование: бытовые помещения Жигулевское море, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 12.09.2023 № КУВИ-001/2023-204955634, в реестровом деле отсутствует технический план в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №.
В соответствии с техническим паспортом, представленным на запрос суда МП г.о.Тольятти «Инвентаризатор», выполненным по состоянию на 28.05.2007, здание бытовое помещение Жигулевское море включает в себя: кабинеты, коридор. При этом суд полагает, что наименование «кабинеты» не тождественен наименованию «офисы».
Административным истцом представлена выписка из технического паспорта МП «Инвентаризатор» г.Тольятти по состоянию на 28.05.2007, согласно которой здание включает в себя кабинеты, коридор.
При этом суд полагает, что наименование «кабинеты» не тождественен наименованию «офисы».
Таким образом, наименование и технические характеристики здания не подпадают безусловно под критерии ст.378.2 НК РФ.
В соответствии с договором субаренды части земельного участка от 01.02.2013 № ЦРИ/4/ОА/5284/13/000112, заключенного между ОАО «Российские железные дороги» и ООО «Самаратранссрой», ООО «Самаратрансстрой» передан на праве субаренды земельный участок с кадастровым номером 63:09:000000:0005, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объекты транспорта железнодорожного, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти. Участок предоставляется для обслуживания и эксплуатации объектов, зарегистрированных на праве собственности ООО «Самаратрансстрой», в том числе и бытовые помещения Жигулевское море.
Указанный вид земельного участка также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не соответствует критериям ст.378.2 НК РФ.
Мероприятий по определению фактического использования здания на момент формирования и утверждения Перечня административным ответчиком не проводилось.
Согласно акту осмотра ГБУ СО «ЦРР» от 20.07.2023, здание фактически используется: помещения площадью 79,1 кв.м. – помещения в аварийном состоянии, помещение площадью 26,6 кв.м. – склад. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
28.08.2023 министерством имущественных отношений Самарской области принято решение об отсутствии оснований для определения вида фактического использования объекта недвижимого имущество, поскольку здание не функционирует.
Приказом министерства имущественных отношений самарской от 13.09.2023 № 2013 «О внесении изменений в приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», здание с кадастровым номером № исключено из Перечня на 2022 год.
При этом суд не принимает во внимание акт осмотра от 20.07.2023, поскольку он был изготовлен после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащее административному истцу здание не соответствует ни одному из условий, предусмотренных ст.378.2 НК РФ.
Доказательств фактического использования указанного объекта недвижимости в целях бытового обслуживания не представлено.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансстрой» к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в приложение № 1 под пунктом 22239 здания с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2023.
Судья: М.А.Панкова