Дело (УИД) № ***
Производство № 2-1610/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2024 года Сызранский городской суд Самарской области в составе судьи Сергеевой О.И., при секретаре Пашиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Ковалевой З.С., представителя ответчика Радаевой Е.В., гражданское дело по иску прокурора г. Сызрани Самарской области к УФСИН России по Самарской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области о проведении ремонта душевых помещений следственного изолятора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.о.Сызрань обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к ответчикам УФСИН России по Самарской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области, ФСИН России, в котором просит обязать УФСИН России по Самарской области в течение 1-го (одного) месяца со дня вступления судебного решения в законную силу осуществить бюджетное финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области в целях восстановления влагостойкого покрытия потолков, пола и стен раздевалки душевой следственного изолятора с использованием материалов, устойчивых к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области в течение 1-го (одного) месяца, с даты доведения бюджетных средств, восстановить влагостойкое покрытия потолков, пола и стен раздевалки душевой следственного изолятора с использованием материалов, устойчивых к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В обосновании требований указал, что прокуратурой г. Сызрани в ходе осуществления надзора за деятельностью ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области выявлены нарушения законодательства о содержании обвиняемых и подозреваемых под стражей, выраженные в бездействии по устранению нарушений санитарных требований и норм при содержании банных помещений учреждения.
Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно- гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В силу п. 32 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от № *** не реже одного раза в неделю для подозреваемых и обвиняемых организуется помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут. Подозреваемым и обвиняемым женщинам и несовершеннолетним предоставляется возможность помывки не реже двух раз в неделю с продолжительностью каждой помывки не менее 15 минут. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от <дата> № *** утверждены санитарные правила СП <дата>-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». В силу п. 2.7 СП <дата>-20 покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими. В нарушение указанный требований ст. 24 Закона № 103-ФЗ и п. 2.7 СП2№ ***-20 покрытие пола, стен, потолков в помещении раздевалки душевого помещения имеют дефекты и повреждения, следы протеканий. Кроме того, потолок в раздевалке душевого помещения (санпропускника) из влагостойкого материала не выполнен.
По указанным нарушениям санитарных требований <дата> прокуратурой г. Сызрани в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области внесено представление об устранении нарушений закона, однако выездной проверкой от <дата> установлено, что нарушения не устранены, бюджетное финансирование на проведение работ УФСИН России по Самарской области не выделено. В связи с чем прокурор города Сызрани вынужден обратиться в суд.
Представитель истца помощник прокурора г. Сызрани Самарской области Ковалева З.С. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области, ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, третьего лица ФКУЗ МЧС-63 ФСИН России Радаева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнив, что
<дата> заключен государственный контракт № *** на поставку строительных материалов в рамках проведения капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области на сумму 33 400 руб. Срок поставки товара заказчику 30 дней.
Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самаркой области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве, просит дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от <дата> № *** «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, указанный Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от <дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно ст. 24 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 13 Закона России от <дата> № *** «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно ст. 2 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст. 16 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> № *** утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Положениями п. 40 данных Правил установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Судом установлено, что <дата> в ходе осуществления надзорных полномочий заместителем прокурора города Сызрани выявлены нарушения законодательства в деятельности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области, в части нарушения санитарных требований п. 2.7 СП № *** «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
В силу п. 2.7 СП 2№ *** покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В нарушение указанных требований п. 27 СП № *** в полном объеме не обеспечено покрытие потолка раздевалки душевых помещений из влагостойкого материала (применяется только покраска потолков).
<дата> в адрес ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области поступило представление прокуратуры г. Сызрани Самарской области от <дата> № *** «Об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства о порядке содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области», которое было рассмотрено на оперативном совещании.
По результатам рассмотрения данного представления, в целях устранения нарушений ст. 24 Закона №103-ФЗ и 2.7 № *** в части необеспечения покрытия потолка в раздевалке душевого помещения № *** из влагостойкого материала <дата> в адрес заместителя начальника УФСИН России по Самарской области О.Е. Петухова направлена заявка на выделение денежных средств из федерального бюджета в размере 33 230 руб. для монтажа потолка в раздевалке душевого помещения из влагостойкого материала.
<дата> в адрес заместителя начальника УФСИН России по Самарской области Лепилина А.А. в целях исполнения п. 2.4 выписки из протокола совещания от 23.10.2023 № 38 у заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы А.В. Хабарова для формирования «Плана ремонта помещений медицинского назначения, расположенных в УИС Самарской области на <дата> год», включения в «Годовой план капитального и текущего ремонта объектов УФСИН России по Самарской области на <дата>», устранения недостатков, выявленных сотрудниками Самарской областной прокуратуры при проведении проверки в <дата>, а также во исполнение п. 3.6 протокола коллегии УФСИН России по Самарской области № *** направлена заявка на выделение денежных средств для проведения капитального и текущего ремонта объектов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области, а также закупку строительных материалов на <дата> для организации и проведения текущего ремонта объектов учреждения на 200 000 руб.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Права, свободы, безопасность и здоровье людей, требования гигиены, санитарии и пожарной безопасности поставлены в зависимость от финансового обеспечения деятельности территориальных органов УИС.
Распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по распорядителям и получателям средств федерального бюджета осуществляется ФСИН России в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. При доведении лимитов бюджетных обязательств соблюдены требования Правительства Российской Федерации. ФСИН России как главный распорядитель средств федерального бюджета распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 158 БК РФ.
ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, согласно Бюджетному кодексу РФ, являются распорядителем и главным распорядителем бюджетных средств, но только в том случае, если данные лимиты денежных средств (ЛБО) имеются в наличии. При отсутствии ЛБО они не несут ответственности за недостаточность средств.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от <дата> № ***, само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путём социальных процедур - вынесения самим - прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путём обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора, прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
Одной из основных задач ФСИН России является, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (п. 3).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5).
Согласно п. 7 названного положения ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет:
обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;
материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац тридцать шестой ст. 6 понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абз. 38 ст. 6 БК РФ).
В ст. 381 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определённых в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абз. 2 п. 3 ст. 692 БК РФ).
П. 1 ст. 74 БК РФ предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.
На основании п. 4 ст. 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
На основании положений ст. 158 БК РФ обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казёнными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально- техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
При этом понуждение в субсидиарном порядке ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Обязанность по финансированию учреждений уголовно-исполнительной системы должна возлагаться на Министерство финансов РФ, а не на территориальные органы, выступающие от имени публично-правовых образований. К тому же деятельность ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области по капитальному ремонту зависит от лимитов бюджетных средств, выделяемых из средств федерального бюджета, иных источников финансирования у учреждения не имеется.
Судом установлено, что согласно закупочной сессии № *** от <дата> между ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области и ООО «Регата» <дата> был заключен Государственный контракт № *** на поставку строительных материалов в рамках проведения капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области на сумму 33 400 руб.. Срок поставки товара заказчику в течение 30 (Тридцати) календарных дней с момента заключения контракта. Поставляемый товар соответствует действующим в Российской Федерации стандартам, техническим регламентам, санитарным и фитосанитарным нормам.
Поступившие в адрес учреждения лимиты бюджетных обязательств на поставку строительных материалов в рамках проведения капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области достаточны, необходимые организационно-распорядительные и финансовые мероприятия ФСИН России, УФСИН России по Самарской области в целях обеспечения бюджетного финансирования ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области, осуществлены в полном объеме.
Учреждением проводятся работы по восстановлению влагостойкого покрытия потолков, пола и стен раздевалки душевого помещения следственного изолятора с использованием материалов, устойчивых к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Кроме того, учреждением выполняются все общестроительные работы, для полного ремонта объекта и нормальной его эксплуатации, в сроки предусмотренные государственным контрактом. На данный момент выполняются работы в надлежащем качестве, в соответствии с требованиями строительных норм и в соответствии с требованиями нормативных актов, соответствующих профилю выполняемых работ.
Таким образом, несмотря на то, что ответчиками принимаются меры направленные на устранение нарушений, изложенных в представлении прокурора города, однако работы на момент рассмотрения дела произведены не в полном объеме.
С учетом всех обстоятельствах по делу, суд считает необходимым иск прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лица к Федеральной службе исполнения наказаний России, УФСИН России по Самарской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области удовлетворить частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лица к Федеральной службе исполнения наказаний России, УФСИН России по Самарской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области, удовлетворить частично.
Обязать УФСИН России по Самарской области в течение 1-го (одного) месяца со дня вступления судебного решения в законную силу осуществить бюджетное финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области в целях восстановления влагостойкого покрытия потолков, пола и стен раздевалки душевой следственного изолятора с использованием материалов, устойчивых к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области в течение 1-го (одного) месяца с даты доведения бюджетных средств восстановить влагостойкое покрытия потолков, пола и стен раздевалки душевой следственного изолятора с использованием материалов, устойчивых к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Решение в части обязании УФСИН России по Самарской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления судебного решения в законную силу осуществить бюджетное финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области в целях восстановления влагостойкого покрытия потолков, пола и стен раздевалки душевой следственного изолятора с использованием материалов, устойчивых к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято <дата>.