Судья Сирина Е.Г.
Дело № 71-436/2024
УИД 59RS0003-01-2024-002207-23
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 04 июня 2024 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием Абдурахимова Х.С., защитника Лопатиной И.Ф., переводчика Б., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Абдурахимова Хамидулло Садыкжановича – Лопатиной Ираиды Федоровны на постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 24 мая 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абдурахимова Хамидулло Садыкжановича,
установил:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Перми от 24 мая 2024 г. гражданин *** Республики Абдурахимов Х.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации, с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г. Перми, расположенный по адресу: ****, на срок 90 суток.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Лопатина И.Ф. просит постановление судьи районного суда изменить, исключить указание на назначение дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения, ссылаясь на его несоразмерность совершенному правонарушению, полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
В судебном заседании в краевом суде, Абдурахимов Х.С., защитник Лопатина И.Ф. на удовлетворении жалобы настаивали.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ), который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 указанной статьи.
В соответствии со статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., к которому в соответствии с договором от 23 декабря 2014 г. присоединилась Кыргызская Республика, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (пункт 1). Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг) (пункт 5). В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (пункт 9).
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 23 мая 2024 г. в 16:00 часов в отделе по вопросам миграции отдела полиции № 3 Управления МВД России по г. Перми по адресу: ****, установлено, что гражданин Кыргызской Республики Абдурахимов Х.С. прибыл в Российскую Федерацию 06 мая 2024 г. В предыдущий период пребывания со 02 марта 2023 г. по 30 сентября 2023 г. Абдурахимов Х.С. въехал в Российскую Федерацию с целью «работа», состоял на миграционном учете по адресу: ****, с 20 апреля 2023 г. по 30 мая 2023 г. В период с 31 мая 2023 г. по 30 сентября 2023 г. на миграционном учете не состоял, с заявлением о получении вида на жительство, либо о приеме в гражданство Российской Федерации не обращался, трудовой или гражданско-правовой договор не заключал, срок временного пребывания на территории России продлен не был. Законный срок пребывания Абдурахимова Х.С. на территории Российской Федерации истек 30 июня 2023 г. Таким образом, Абдурахимов Х.С. с 01 июля 2023 г. по 30 сентября 2023 г. в нарушение части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ находился на территории Российской Федерации незаконно, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
По указанному факту нарушения части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ 27 апреля 2024 г. составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Абдурахимову Х.С., вменяется нарушение режима пребывания, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Факт совершения Абдурахимовым Х.С. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 23 мая 2024 г. № **, который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, письменным объяснением Абдурахимова Х.С. от 23 мая 2024 г., копией паспорта на имя Абдурахимова Х., копией миграционной карты, сведениями из государственной информационной системы миграционного учета, АС ЦБДУИГ ФМС России на Абдурахимова Х.С. и иными имеющимися в материалах дела доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Установив, что Абдурахимов Х.С., пребывает на территории Российской Федерации незаконно, документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в Российской Федерации у него отсутствуют, от выезда по истечении определенного срока пребывания он уклоняется, судья районного суда пришел к правильному выводу о нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, квалифицировал его действия по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что протоколом об административном правонарушении от 23 мая 2024 г. № ** Абдурахимову Х.С. вменяется период незаконного нахождения на территории Российской Федерации с 01июля 2023 г. по 30 сентября 2023 г., подлежит исключению из постановления судьи районного суда указание на незаконное нахождение Абдурахимова Х.С. на территории Российской Федерации с 31 мая 2023 г., как излишне вмененное.
Указанное обстоятельство не влечет освобождение Абдурахимова Х.С. от ответственности и не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения, поскольку в период с 01 июля 2023 г. по 30сентября 2023 г. Абдурахимов Х.С. на территории Российской Федерации находился незаконно, от выезда уклонялся.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях Абдурахимова Х.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Обстоятельства уклонения Абдурахимова Х.С. от выезда из Российской Федерации установлены и каких-либо сомнений не вызывают.
В данном случае именно на Абдурахимове Х.С., как участнике правоотношений, регулируемых миграционным законодательством, въезжающем на территорию Российской Федерации, лежит обязанность принять меры к соблюдению требований законодательства страны пребывания, в том числе в части установленных на территории Российской Федерации сроков пребывания. Указанное Абдурахимовым Х.С. сделано не было.
Таким образом, Абдурахимов Х.С. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Абдурахимова Х.С. в совершении инкриминируемого ему деяния по делу не усматривается.
Обстоятельств, которые бы объективно свидетельствовали о том, что Абдурахимов Х.С. был лишен возможности совершить действия, направленные на недопущение нарушения миграционного законодательства страны пребывания, не установлено. Сведений о том, что Абдурахимов Х.С. не имел возможности выполнить обязанность по выезду в установленный срок, в материалы дела не представлено, что свидетельствует об игнорировании им установленного в данном государстве правопорядка.
Обстоятельств, исключающих в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Наказание Абдурахимову Х.С. назначено судьей в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями названного Кодекса, является справедливым.
Доводы жалобы относительно назначения Абдурахимову Х.С. дополнительного административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации не влекут отмену или изменение оспариваемого постановления.
Дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в силу санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обязательным к назначению. Исключительные обстоятельства, которые бы служили основанием для исключения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации в данном случае, в том числе учитывая сам характер совершенного правонарушения, отсутствуют.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение.
При назначении Абдурахимову Х.С. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, длительность периода незаконного пребывания на территории Российской Федерации, личность виновного, его имущественное (отсутствие постоянного и легального источника дохода, официального трудоустройства) и семейное положение (наличие отца, имеющего гражданство Российской Федерации), отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Учтенные судьей районного суда обстоятельства позволили назначить административное наказание в виде административного штрафа с применением административного выдворения в форме принудительного выдворения.
Как следует из материалов дела, гражданин Кыргызской Республики Абдурахимов Х.С. на территории Российской Федерации с 01 июля 2023 г. по 30 сентября 2023 г. находился незаконно, на миграционном учете не состоял, с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретения гражданства Российской Федерации не обращался, уведомлений о заключении трудовых договоров (гражданско-правовых договоров) от работодателей не поступало. В течение длительного времени реальных мер к легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не предпринимал, доказательств подтверждающих указанные обстоятельства не представлено.
Доводы жалобы о том, что Абдурахимов Х.С. в указанный период осуществлял уход за больным отцом А., в связи с чем не смог своевременно трудоустроится, не может быть признан состоятельным, поскольку ничем объективно не подтверждены. Каких-либо медицинских документов о состоянии здоровья А., свидетельствующих о необходимости постоянного ухода за ним, не представлено.
Кроме того, наличие у Абдурахимова Х.С. отца, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающим на ее территории, не является основанием для исключения назначенного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и не освобождает иностранного гражданина от соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации.
Доводы о том, что Абдурахимов Х.С. состоял в фактических брачных отношениях с Ч., намерен был создать семью, своего подтверждения не нашли. В судебном заседании в краевом суде Абдурахимов Х.С. пояснил, что проживал с Ч. до сентября 2023 г., затем с мая 2024 г., совместное хозяйство не вели, оба не работали.
Приведенные обстоятельства не свидетельствуют о действительном наличии у Абдурахимова Х.С. устойчивых семейных и социальных связей, которые бы безусловно исключали возможность назначения ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, которое являлось бы чрезмерным ограничением его права на уважение частной жизни.
Ссылки в жалобе на нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года обоснованными не являются, поскольку ее положения в силу Федерального закона от 28 февраля 2023 г.№ 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» прекратили свое действие в отношении Российской Федерации с 11 марта 2023 г.
Сам характер совершенного правонарушения (в том числе длительность незаконного пребывания на территории Российской Федерации) позволяют сделать вывод о пренебрежительном отношении Абдурахимова Х.С. к законам страны пребывания. При таких обстоятельствах назначение наказания в виде административного штрафа в установленном судьей размере с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации является законным, обоснованным и справедливым.
Учитывая отношение Абдурахимова Х.С. к установленному законодательством Российской Федерации правопорядку, оснований для исключения назначенного ему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не имеется.
Оснований для применения части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не установлено.
В силу части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов.
Учитывая приведенные выше обстоятельства (отсутствие постоянного официального источника дохода, профессии, отсутствие недвижимого имущества на территории Российской Федерации, семейное положение Абдурахимова Х.С.) оснований для применения положений части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
При таких обстоятельствах административное выдворение за пределы Российской Федерации не является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и соразмерно целям административного наказания по предупреждению совершения административных правонарушений как самим Абдурахимовым Х.С., так и иными лицами. Назначение наказания в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации является законным, обоснованным и справедливым.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного Абдурахимовым Х.С. административного правонарушения являются необоснованными, поскольку административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы безопасности государства в данной сфере. Приводимые в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении Абдурахимову Х.С. административного наказания вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Абдурахимова Х.С. допущено не было.
При таком положении оснований для изменения, отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 24 мая 2024 г., вынесенное в отношении Абдурахимова Х.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Лопатиной И.Ф. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)