Судья Старцева Т.В.
Дело № 71-188/2024
УИД 59RS0002-01-2024-001378-41
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 19 марта 2024 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием Валиева Х.А., защитника Абдулгаджиева С.Д., рассмотрев в судебном заседании жалобу Валиева Хакима Абдурахмоновича на постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 29 февраля 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
установил:
постановлением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 29 февраля 2024 г. Валиев Х.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Валиев Х.А. просит постановление судьи изменить исключить указание на административное выдворение за пределы Российской Федерации, ссылаясь на его чрезмерную суровость, указывает, что не смог выехать 13 февраля 2024 г. по объективным причинам, правонарушение совершено впервые.
В судебном заседании в краевом суде, Валиев Х.А., защитник Абдулгаджиев С.Д. на удовлетворении жалобы настаивали.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ), который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 указанной статьи.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 статьи 13.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 28 февраля 2024 г. в 10:30 часов по адресу: ****, в ходе проверки документов установлено, что гражданин Республики Таджикистан Валиев Х.А., временно пребывающий на территории Российской Федерации, въехал в Российскую Федерацию 17 марта 2023 г. с целью «работа». 13 апреля 2023 г. Валиеву Х.А. выдан патент серии 59 № **, очередной авансовый платеж произведен сроком по 13 февраля 2024 г. По окончании срока действия патента Валиев Х.А. не получил новый патент и не выехал из Российской Федерации, с заявлением о получении разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации не обращался. В нарушение пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ Валиев Х.А. в период с 13 февраля 2024 г. по 14 февраля 2024 г. уклонялся от выезда из Российской Федерации.
По указанному факту нарушения статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ 28 февраля 2024 г. составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Валиеву Х.А. вменяется нарушение режима пребывания, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Факт совершения Валиевым Х.А. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 28 февраля 2024 г., письменным объяснением Валиева Х.А. от 28 февраля 2024 г., рапортом, справкой старшего инспектора ОВМ ОП № 2 УМВД России по г. Перми С., копией паспорта Валиева Х.А., копией патента серии 59 № **, иными имеющимися в материалах дела доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Установив, что Валиев Х.А. уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, судья районного суда пришел к правильному выводу о нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, квалифицировал его действия по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем при описании события административного правонарушения, вменяемого Валиеву Х.А., судьей районного суда указано, в том числе на то, что Валиев Х.А. с 14 февраля 2024 г. по настоящее время находится на территории Российской Федерации, не имея законных оснований. Однако, как следует из протокола об административном правонарушении, совершение данных действий Валиеву Х.А. не вменялось. В связи с изложенным указание на данное нарушение подлежит исключению из постановления судьи Индустриального районного суда г. Перми от 29 февраля 2024 г.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях Валиева Х.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Валиева Х.А. в совершении инкриминируемого ему деяния по делу не усматривается.
В данном случае Валиев Х.А., как участник правоотношений, регулируемых миграционным законодательством, не мог не осознавать последствий несвоевременного выезда за пределы Российской Федерации, а также не знать о порядке пребывания на территории Российской Федерации. Именно на нем в данном случае лежит обязанность принять меры к соблюдению требований законодательства страны пребывания, соблюдению установленных на территории Российской Федерации сроков пребывания и заблаговременно позаботиться о продлении срока законного пребывания на территории Российской Федерации либо о своевременном выезде за ее пределы. Указанное Валиевым Х.А. сделано не было.
Обстоятельств, которые бы объективно свидетельствовали о том, что Валиев Х.А. был лишен возможности совершить действия, направленные на недопущение нарушения миграционного законодательства страны пребывания, не установлено.
Обстоятельств, исключающих в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Валиева Х.А. допущено не было.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, имеются основания для изменения постановления судьи Индустриального районного суда г. Перми от 29 февраля 2024 г. в части назначенного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. № 649-ФЗ статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 3.8.
В соответствии с частью 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов.
Из материалов дела следует, что Валиев Х.А. пребывает на территории Российской Федерации с 2016 года, за период пребывания в России к административной ответственности не привлекался. Согласно сведениям, представленным Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, Валиеву Х.А. выдавались патенты для осуществления трудовой деятельности на территории Пермского края на период с 18 марта 2022 г. до 18 марта 2023 г., а также с 13 апреля 2023 г. до 13 февраля 2024 г.
В судебном заседании в краевом суде Валиев Х.А. пояснил, что приезжает в Российскую Федерацию с 2016 года, всегда оформляет патенты для осуществления трудовой деятельности, вносит авансовые платежи, осуществляет трудовую деятельность, состоит на миграционном учете, соблюдает законодательство Российской Федерации, к административной ответственности не привлекался. Также сообщил, что в связи с истечением 13февраля 2024 г. годового срока действия патента по указанию инспектора УФМС о необходимости пересечения границы для оформления нового патента он выехал из г. Перми 12 февраля 2024 г., 13 февраля 2024 г. находился на границе, но из-за длительного ожидания в очереди он прошел контрольно-пропускной пункт ночью с 13 на 14 февраля 2024 г.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей районного суда установлено не было, вину Валиев Х.А. признал, в содеянном раскаялся, принимал меры для своевременного выезда за пределы Российской Федерации, выехав с ее территории с незначительным пропуском (менее суток).
При таких обстоятельствах, с учетом положений приведенных правовых норм, обстоятельств совершения административного правонарушения, продолжительности проживания Валиева Х.А. на территории Российской Федерации, отношения к уплате налогов (уплата авансовых платежей по патенту), осуществления законной трудовой деятельности, наличия постоянного источника дохода, законопослушного поведения, судья краевого суда приходит к выводу, что административное выдворение Валиева Х.А. за пределы Российской Федерации несоразмерно целям административного наказания, в связи с чем необходимо назначить Валиеву Х.А. наказание с применением положений части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 29февраля 2024 г., вынесенное в отношении Валиева Х.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить указание на то, что Валиев Х.А., с 14 февраля 2024 г. по настоящее время находится на территории Российской Федерации, не имея законных оснований; назначить Валиеву Х.А. наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 29 февраля 2024 г. оставить без изменения, жалобу Валиева Х.А. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)