Дело № 2-3085/2021 16 марта 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Уланова А.Н.,
при секретаре Кононенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сорокина Владмира Евгеньевича к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об установлении факта проживания в Санкт-Петербурге, признании незаконным бездействие администрации района, возложении обязанности принять на учёт нуждающихся,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным иском, в котором просит суд установить факт проживания истца на территории Санкт-Петербурга с 19 января 2007 года по 22 сентября 2019 года, признать незаконным бездействие администрации района по вопросу принятия семьи истца на учёт нуждающихся, обязать поставить истца на соответствующий учёт.
В обоснование требований указал, что с 19 января 2007 года постоянно проживает на территории Санкт-Петербурга без регистрации, осуществляет трудовую деятельность, снимает жилые помещения на указанной территории. Ссылается, что установление названного факта необходимо для постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Указывает, что обращался по вопросу принятия на учёт нуждающихся в администрацию района, решения не принято, что полагает незаконным.
Представитель ответчика в судебном заседании полагал иск подлежащим отклонению.
Истец в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель истца – Новик Т.Ю., явившаяся в судебное заседание, не допущена к участию в процессе, поскольку представленная ею доверенность действовала до 23 марта 2020 года.
Третье лицо – Сорокина Н.В., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд в порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации определил рассматривать спор в отсутствии не явившихся лиц, поскольку они надлежащим образом и заблаговременно извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав явившихся в заседание лиц, изучив представленные материалы, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Сорокин В.Е., <дата> года рождения, зарегистрирована с 7 августа 1999 года по настоящее время по адресу: <адрес>
22 сентября 2019 года Сорокин В.Е. подал посредством МФЦ в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга заявление о принятии его в составе семьи – один человек, на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением районной жилищной комиссии при администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 18 октября 2019 года в таком принятии отказано.
Уведомление от 25 октября 2019 года о принятии такого решения направлено в адрес заявителя посредством выдачи через МФЦ.
Суд принимает во внимание, что в данном случае бездействия не имелось, имеется решение администрации района, таким образом, требования об оспаривании бездействия лишены правовой обоснованности, однако с учётом требования о возложении обязанности принять на учёт нуждающихся, суд приходит к выводу, что истец фактически оспаривает любое препятствие такому принятию, в том числе, названное ранее решение, вне зависимости от осведомлённости о нём.
В этом смысле, суд принимает во внимание, что основанием к отказу послужило отсутствие факт проживания на территории Санкт-Петербурга на протяжении 10 лет, непредставление сведений о месте жительства истца и членов его семьи (супруги) за последние пять лет.
Законом Санкт-Петербурга №407-65 от 19 июля 2005 года «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (пункт 2 статьи 1) установлено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данное требование к проживанию в Санкт-Петербурге является общим условием для принятия граждан, нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, на соответствующий вид учета.
Право Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации установить такое условие вытекает из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Возможность установления субъектом Российской Федерации ценза продолжительности проживания в населенном пункте для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от 9 апреля 2002 года №123-О, от 23 января 2003 года №17-О, от 4 марта 2004 года №80-О.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 2 Закона РФ №5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина признавалось жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживал в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьёй 3 названного Закона предусмотрено, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации предусмотренных законом прав и свобод граждан.
Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает (пункт 3).
Согласно пункту 12 данных Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 2 февраля 1998 года №4-П указывал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что они связывали постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключали возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
Федеральным законом от 21 декабря 2013 года №376-ФЗ статья 2 Закона Российской Федерации изложена в редакции, предусматривающей помимо приведенных выше аналогичных условий указание о том, что местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Совокупное толкование приведенных положений в смысле, придаваемом им положениями статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, придает свидетельству о регистрации по месту жительства статус того доказательства, которое может быть признано судом единственно допустимым тому факту, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
В смысле приведённых положений закона в их нормативно-правовом единстве и системной взаимосвязи стороной истца не представлено допустимых доказательств постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга более десяти лет. Более того суд принимает во внимание, что представленные истцом доказательства не свидетельствуют о постоянном пребывании на территории Санкт-Петербурга заявленный период времени.
Кроме этого само по себе фактическое пребывание истца в Санкт-Петербурге более 10 лет не является достаточным основанием для включения спорного периода в срок постоянного проживания в Санкт-Петербурге, поскольку по смыслу статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года №409-61 необходимым условием для принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма является проживание в Санкт-Петербурге при наличии регистрации постоянного места жительства.
Указанная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года №17-О, согласно которому при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в удовлетворении заявленного иска суд полагает возможным отказать, поскольку заявленный факт не подтверждается, сам по себе для истца правового значения не имеет.
Пунктом 2.6.1.1. Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утверждённого Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года №536-р, установлено, что для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан): заявление о принятии на учет согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту; документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет), и иные документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи в соответствии с действующим законодательством.
Раскрывая понятие членов семьи законодатель указал, что члены семьи в настоящем пункте определяются в соответствии с семейным и жилищным законодательством Российской Федерации.
Определяя круг членов семьи нанимателя в рамках жилищных правоотношений, федеральный законодатель установил следующее.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Таким образом, право пользования жилым помещением возникает у члена семьи нанимателя при вселении последнего в жилое помещение.
Как указывал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 25 Постановления Пленума от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В рамках рассмотренного дела суд принимает во внимание, что истцом ответчику не представлялись документы в отношении супруги истца, которая относится к членам его семьи, влияет на право принятия на жилищный учёт, при этом истец равно не представил документы о характеристиках тех помещений в которых зарегистрирован он сам и его супруга на момент подачи заявлений в администрацию.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подпункт 3 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В смысле приведённого нормативного регулирования, администрация района правомерно указала на обязанность истца представить не только сведений о месте его регистрации, но и тех помещениях в которых он и члены его семьи зарегистрированы за последние пять лет.
Поскольку приведённые нарушения в поданных документах имеют место, не оспорены, при этом истец не соответствует цензу оседлости, то суд приходит к выводу об отклонении требований иска в целом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 167, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Сорокину Владимиру Евгеньевичу в удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме принято 17 марта 2021 года.