Дело №2-1456/2024
УИД 50RS0052-01-2023-011636-97
Мотивированное решение суда изготовлено 18.04.2024 г.
Решение
Именем Российской Федерации
11 апреля 2024 года г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Жуковой К.В.,
при помощнике судьи Дуняшиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степченкова ФИО4 к ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Администрации г.о. Щелково Московской области о признании права пользования жилым помещением, обязании заключения договора социального найма,
Установил:
Степченков Н.А., уточнив треблования, обратился в суд с иском к ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Администрации г.о. Щелково Московской области, в котором просил признать за ним право пользования жилым помещением - квартирой по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.
Обязать ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, заключить со Степченковым Н.А. договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> указав его в качестве нанимателя жилого помещения.
В обоснование требований указано, что Степченков ФИО5 постоянно проживает и зарегистрирован в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Данная квартира была предоставлена Степченкову Н.А. ФГУ «Болшевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации договору найма служебного жилого помещения № от 11 августа 2010 года, после того как он был трудоустроен в данную организацию. В настоящее время Степченков Н.А. работает в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
ФГУ «Болшевская квартирно-эксплуатационная часть района» 5 сентября 2011 года была ликвидирована путем присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
06 сентября 2016 года спорная квартира была передана из ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность городского округа Щелково.
Степченков Н.А. оплачивает коммунальные платежи по счетам, выставляемым на его имя управляющей компанией ООО «Эксплстройсервис», задолженностей по оплате коммунальных платежей не имеет, что подтверждается справкой. Спорная квартира является для истца единственным местом жительства, каких-либо других объектов недвижимости в собственности, пригодных для проживания он не имеет. Спорная квартира фактически используется Степченковым Н.А. на условиях договора социального найма, он постоянно проживает и зарегистрирован в ней.
Степченков Н.А. обратился в Администрацию городского поселения Щелково с заявлением о заключении с ним договора социального найма спорного помещения. В своем ответе от 13 сентября 2023 года Администрация г.о. Щелково сообщила, что спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью городского округа Щелково.
10 октября 2023 года Степченков Н.А. обратился в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о заключении с ним договора социального найма спорного помещения. Заявление получено данным учреждением 26 октября 2023 года, однако до настоящего времени ответ не получен.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, об отложении слушания не просили, при этом, от ответчиков поступили возражения по иску, в которых они просили отказать в удовлетворении требований.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1, 2 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно п. 2 ст. 100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что на основании договора найма служебного помещения 11 августа 2010 г. №, выданного ФГУ «Болшевской КЭЧ района», Степченкову ФИО6 на период трудовых отношений было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кВ. 17.
Степченков ФИО7 в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не признавался и на учете не состоял и не состоит. Иных сведений в материалы дела не представлено.
Истец не оспаривает тот факт, что жилое помещение на момент вселения в него относилось к служебному жилому фонду.
Жилое помещение в муниципальной собственности не находится, собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация лице Министерства обороны Российской Федерации и статус служебного не снят.
Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений материалы дела не содержат.
В соответствии с пп. 3, 4 приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях Министерства обороны Российской Федерации не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи по договорам найма специализированных жилых помещений
Согласно п. 2 договора найма служебного жилого помещения жилое помещение предоставляется в связи с работой.
На основании п. 18 договора найма служебного жилого помещения договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора, истечением сроков службы.
Как следует из трудовой книжки Истец был трудоустроен в ФГУ «Болшевская КЭЧ района», которая впоследствии была реорганизована путем присоединения к ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ, в настоящее время Степченков Н.А. трудоустроен в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, которое является отдельным юридическим лицом, соответственно истец с ФГУ «Болшевская КЭЧ района» прекратил трудовые отношения и таким образом, утратил права проживать в служебной квартире.
Таким образом, спорное жилое помещение было предоставлено истцу на период трудовых отношений, что следует из заключенного договора найма служебного жилого помещения.
Статьей 35 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» на судебный запрос следует, что приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 30 мая 2022 г. № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ.
Вышеуказанное жилое помещение является служебным.
Из ответа Министерство обороны РФ на судебный запрос следует, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (далее жилое помещение), на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № включено в специализированный жилищный фонд.
Жилое помещение на основании приказа директора Департамента военного имущества от 30 мая 2022 г. № закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Сведения в отношении Степченкова ФИО8 в Департаменте отсутствуют.
Доводы истца о том, что он фактически использует спорную квартиру по договору социального найма, длительное время проживает в ней на постоянной основе не могут быть приняты и служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку само по себе фактическое пользование спорной квартирой с момента вселения, не является основанием для отнесения такого помещения к социальному жилищному фонду. Кроме того, указанные обстоятельство не свидетельствует о возникновении между сторонами договора социального найма. Доказательств заключения договора социального найма спорного жилого помещения между сторонами, истцом не представлено.
Понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного и включение его в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрены.
Закон не возлагает на собственника изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования.
Права истца подлежат защите в случае их нарушения со стороны ответчиков. В рассматриваемом случае суд не усматривает нарушения прав истца.
Таким образом, оснований для признания права пользования на условиях социального найма на спорную квартиру, имеющую статус служебный, не имеется.
На основании изложенного требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Степченкова ФИО9 к ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Администрации г.о. Щелково Московской области о признании права пользования жилым помещением, обязании заключения договора социального найма на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес> отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд Московской области.
Судья Жукова К.В.