Мировой судья <ФИО>2 Дело № 11-60/24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2024 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего: судьи Махониной Е.А.,
при секретаре <ФИО>4,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о возмещении расходов на погребение, по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» на решение мирового судьи судебного участка <номер> Советского судебного района г. Владивостока Приморского края от <дата>, которым исковые требования удовлетворены.
Выслушав представителя ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» <ФИО>5, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы,
у с т а н о в и л:
<ФИО>1 обратился к мировому судье с иском, в котором просил взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» расходы, понесенные на изготовление и установку памятника ветерану Великой Отечественной войны <ФИО>7 – его отцу, умершему <дата>. Он обратился к ответчику с заявлением о компенсации расходов на изготовление и установку памятника размере 45 820 рублей. Ответчиком не компенсированы расходы, поскольку не подтверждено участие ветерана Великой Отечественной войны <ФИО>7 в составе действующей армии. Просил взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» расходы на изготовление и установку памятника в размере 33 005 рублей.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции представитель <ФИО>1 – <ФИО>6 на удовлетворении иска настаивала по доводам и основаниям, в нем изложенным. Пояснила, что <ФИО>7 был награжден орденами и медалями за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Представители ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», третьих лиц – Министерства обороны РФ, Военного комиссариата городов Большо й Камень и Фокино Шкотовского района Приморского края в судебное заседание не явились, в связи с чем спор разрешен в их отсутствие.
Решением мирового судьи судебного участка <номер> Советского судебного района г. Владивостока от <дата> исковые требования <ФИО>1 были удовлетворены. С ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в пользу <ФИО>1 взысканы расходы на изготовление и установку памятника участнику Великой Отечественной войны <ФИО>7 в размере 33 005 рублей, а также расходы на уплату госпошлины в размере 1 191 рубль.
Не согласившись с решением мирового судьи, от представителя ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» <ФИО>8 поступила апелляционная жалоба, в которой указано, что до вступления в законную силу п.5 ст. 11 Закона от <дата> <номер> погребение и установка надгробных памятников за счет средств федеральных органов исполнительной власти осуществлялась только умершим участникам войны, проходившим службу в действующей армии. В соответствии с Указом Президента РФ от <дата> <номер> «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы», за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники: лицам, умершим (погибшим) в период с <дата> по <дата>, которые в соответствии с ФЗ от <дата> <номер> «О ветеранах» признаются участниками Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий. Согласно архивной справки <номер> от <дата>, представленной истцом, умерший в <дата> году <ФИО>7 проходил службу на <данные изъяты> который в указанный период не входил в состав действующей армии. В связи с чем возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника за счет средств Минобороны России не производится. Просила отменить решение мирового судьи, принять новое решение, которым в удовлетворении требований <ФИО>1 отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» – <ФИО>5 на требованиях апелляционной жалобы настаивала, заявленные доводы поддержала. Против удовлетворения исковых требований <ФИО>1 возражала.
От представителя <ФИО>1 – <ФИО>6 поступила телефонограмма о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила решение мирового судьи оставить без изменения.
От представителя Министерства обороны Российской Федерации – <ФИО>9 поступило ходатайство, в котором он просил удовлетворить апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя.
Представитель третьего лица – Военного комиссариата городов Большой Камень и Фокино Шкотовского района Приморского края в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не заявлял.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений в ходе рассмотрения дела мировым судьей не допущено.
Разрешая спор, мировой судья правильно установил круг обстоятельств имеющих юридическое значение для разрешения спора, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований <ФИО>1
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены ФЗ от <дата> <номер> «О ветеранах», в статье 1 которого предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
Согласно пп.1 п.1 ст. 2 ФЗ «<данные изъяты>», ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В статьях 2 и 4 этого же Закона определен круг лиц, относящихся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 ФЗ «О ветеранах» установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, оказание медицинской и протезно-ортопедической помощи.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона «О ветеранах» (в ред. от <дата> <номер>).
Согласно приведенной норме закона, погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от <дата> <номер> «О погребении и похоронном деле» (пункты 1, 2 статьи 24 данного Закона).
В соответствии с п.5 ст. 11 ФЗ от <дата> <номер> «О погребении и похоронном деле», погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы.
<дата> Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и статьей 80 Конституции РФ издал Указ <номер> «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы», предусматривающий гарантии по изготовлению и установке надгробных памятников за счет средств федерального бюджета для лиц, умерших (погибших) в период с <дата> по <дата>, в том числе отнесенных Федеральным законом от <дата> <номер> «О ветеранах» к участникам Великой Отечественной войны либо ветеранам боевых действий.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от <дата> <номер>, такое правовое регулирование, устанавливающее соответствующие гарантии для указанной категории граждан, не может рассматриваться как нарушающее права родственников лиц, не названных в Указе Президента РФ от <дата> <номер>.
Правительством РФ <дата> было принято Постановление <номер> «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку намогильных сооружений (надгробий)».
Во исполнение приведенных положений закона разработан Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденный приказом Министра обороны РФ от <дата> <номер> «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» (действовавший до <дата>).
Приказом Министра обороны РФ от <дата> <номер> (начавший свое действие с <дата>) утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы, ветеранов военной службы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, оплаты услуг по погребению, а также изготовления и установки намогильных сооружений (надгробий).
Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По делу установлено, что отец <ФИО>1 – <ФИО>7 умер <дата>. В период с <дата> по <дата> <ФИО>7 проходил службу в частях Военно-Морского Флота, из них с <дата> по <дата> – на <данные изъяты>, который входил в состав действующей армии с <дата> по <дата>.
Старший краснофлотец <ФИО>7, <дата> года рождения, <данные изъяты>
Из представленной истцом справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от <дата> (<адрес>) следует, что в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от <дата>, орденами <данные изъяты> награждались лица, принимавшие непосредственное участие в <данные изъяты> <дата> годов в составе <данные изъяты>
<дата> истцом были оплачены расходы на изготовление и установку памятника его отцу <ФИО>7 в размере 33 005 рублей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи о том, что в случае несения соответствующих расходов на изготовление и установку надгробного памятника для участника Великой Отечественной войны лицами, указанными в ФЗ «О ветеранах», они имеют право на возмещение указанных расходов за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, в порядке и размере, установленном действующим законодательством.
Представленные истцом документы, подтверждающие награждение <ФИО>7 орденами и медалями, являются надлежащими доказательствами участия его в Великой Отечественной войне в составе действующей армии.
Мировой судья верно указал, что в соответствии с положениями Указа Президиума ВС СССР № <номер> «О награждении орденом Отечественной войны активных участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» орденом Отечественной войны I степени награждались Герои Советского Союза - участники Великой Отечественной войны; лица, принимавшие непосредственное участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии, партизанских формирований или в подполье, получивших ранения в боях, награжденных в период Великой Отечественной войны орденами СССР либо медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Орденом Отечественной войны II степени награждались лица, принимавших непосредственное участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии, партизанских формирований или в подполье, если они не подлежат награждению орденом Отечественной войны I степени в соответствии с настоящим Указом.
Разрешая спор, мировой судья пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска <ФИО>1 Суд не находит оснований для переоценки выводов мирового судьи, поскольку они основаны на материалах дела.
Нарушения норм материального права и норм процесса мировым судьей не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 – 334 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка <номер> Советского судебного района г. Владивостока от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.
<ФИО>10 Махонина