Дело №
УИД 32RS0№-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Погар ДД.ММ.ГГГГ
Погарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Лаптейкова О.М.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца и.о. старшего помощника прокурора <адрес> Конюховой Ю.Л.,
представителя ответчика ГБУЗ «Погарская ЦРБ» Коваленко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Погарская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», входящего в национальный проект «Здравоохранение».
В обоснование иска указывает, что по результатам проверки в ГБУЗ «Погарская ЦРБ» выявлены факты нарушения требований действующего законодательства об организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (далее по тексту - ФАП), а именно Запесоченский ФАП не оснащен компьютерами и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, что лишает сотрудников, своевременно вносить информацию в ЕГИСЗ. Указанные нарушения влияют на реализацию федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, входящего в структуру национального проекта «Здравоохранение», а также нарушают права граждан на доступ к государственным услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просит обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Погарская центральная районная больница» подключить Запесоченский фельдшерско-акушерский пункт к Единой государственной информационной системе здравоохранения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца и.о. старшего помощника прокурора <адрес> Конюхова Ю.Л. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ «Погарская ЦРБ» Коваленко С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что <адрес> является приграничным и на его территории нет ни мобильной связи, ни интернета, кроме того, в селе проживает 5-6 человек, и в случае удовлетворения исковых требований прокурора решения суда будет неисполнимым.
Представители третьих лиц ГАУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», Департамента здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом. В письменных заявлениях на имя суда ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения <адрес> в письменном пояснении указал на то, что подключение ФАПов к ЕГИСЗ возможно при наличии выхода в Интернет, поэтому медицинским организациям <адрес> было рекомендовано организовать подключение ФАПов к сети Интернет за счет собственных средств.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 323-ФЗ), основными принципами охраны здоровья являются в том числе: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Как следует их ст.18,19 вышеуказанного федерального закона, каждый имеет право охрану здоровья и на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу п.16 ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская организация обязана обеспечивать предоставление информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст. 91.1 Федерального закона № 323-ФЗ в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Единая система обеспечивает возможность предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Поставщиками информации в единую систему являются в том числе и медицинские организации.
Согласно п. 4.7 Паспорта Национального проекта «Здоровье», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, задачей Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (далее по тексту - ЕГИСЗ)» является создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы здравоохранения, внедрение цифровых технологий и платформенных решений.
Единая государственная информационная система должна обеспечивать функционирование единого контура в сфере здравоохранения путем взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг и функций для предоставления услуг и сервисов гражданам в личном кабинете пациента «Моё здоровье».
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, регламентирующее, в том числе, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок доступа к информации, содержащейся в единой системе, порядок обмена информацией с использованием единой системы, а также обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждено Положение об организации оказания первичной медикосанитарной помощи взрослому населению.
В силу п. 2 и п. 10 Правил организации деятельности фельдшерскоакушерского пункта, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (приложение №) предусмотрено, что фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения); ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах; оснащение ФАП осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом.
Согласно Приложению № к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, определен стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), в котором поименованы оборудование и медтехника, которыми подлежат оснащению фельдшерскоакушерские пункты.
Таким образом, вышеуказанные положения нормативных актов предусматривают оснащение ФАП в соответствии с указанным стандартом.
Согласно главы 6 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Погарская центральная районная больница», утвержденного директором Департамента здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, территориально обособленное структурное подразделение Запесоченский ФАП, расположенный по адресу: <адрес>, не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени ГБУЗ «Погарская ЦРБ». Ответственность за деятельность структурных подразделений несет ГБУЗ «Погарская ЦРБ».
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан. Установлено, что Запесоченский ФАП, расположенный по адресу: <адрес>, не оснащен компьютерами и доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что лишает сотрудников, своевременно вносить информацию в ЕГИСЗ.
Данные нарушения препятствуют реализации Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», входящего в национальный проект «Здравоохранение», а также нарушают права граждан на доступ к государственным услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
Вопреки доводам представителя ответчика о том, что передача данных в Единую государственную информационную систему здравоохранения не возможна в связи с отсутствием сотовой связи и возможности подключиться к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, техническое оснащение фельдшерско-акушерского пункта должно соответствовать требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что ненадлежащее оснащение ФАПа нарушает основополагающие принципы охраны здоровья населения, а именно приоритет охраны здоровья граждан, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, суд находит требования прокурора к ГБУЗ «Погарская ЦРБ» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
В связи с тем, что срок, указанный прокурором, для исполнения решения суда ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ не обеспечивает соблюдения баланса сторон, а срок предлагаемый ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ не отвечает принципу разумности, так как исполнение решения в столь длительный срок приведет к нарушению прав граждан на доступ к государственным услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, суд, считает, что для исполнения требования прокурора и решения суда, с учетом позиции сторон, возможно установить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств наличия обстоятельств для установления более позднего срока исполнения решения суда, ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Погарская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Погарская центральная районная больница» подключить Запесоченский фельдшерско-акушерский пункт к Единой государственной информационной системе здравоохранения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.М. Лаптейков
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.