Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-149/2020 от 05.11.2020

Дело №12-149/2020


Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики

Р Е Ш Е Н И Е

06.11.2020 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Вологиров А.Ж.,

при ведении протокола судебного заседания Абазовым Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлеченного к административной ответственности лица на постановление судьи Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шогенова Анзора Мусалимовича,

установил:

В соответствии с постановлением судьи Баксанского районного суда от 30.10.2020 года Шогенов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением ему наказания в виде административного ареста сроком на трое суток.

Конкретно упомянутое правонарушение выразилось в том, что в 12 часов 20 минут 30.10.2020 года Шогенов А.М., управляя в <адрес> возле <адрес> транспортным средством – автомобилем «ВАЗ 212140» с г/н , на котором были установлены передние боковые стекла со светопропусканием 49,1 %, то есть не соответствовавшим требованиям п.4.3 Приложения к «Техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств», не выполнил законного требования сотрудников полиции о прекращении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ.

Не согласным с указанным постановлением, 03.11.2020 года Шогенов А.М. через Баксанский районный суд КБР обратился в Верховный Суд КБР с жалобой в порядке ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ, в которой просит постановление судьи Баксанского районного суда КБР от 30.10.2020 года отменить, а производство по делу прекратить.

В обоснование в жалобе указано, что настоящее дело рассмотрено с существенным процессуальным нарушением, выразившимся в том, что судья не отреагировал на такой серьезный недостаток протокола об административном правонарушении как отсутствие подписи составившего его должностного лица. По мнению заявителя, обозначенный протокол на стадии подготовки дела к рассмотрению подлежал возврату инспектору ГИБДД в целях устранения его недостатка, исключавшего возможность дальнейшего производства. Поскольку же судьей Баксанского районного суда КБР этого своевременно сделано не было, упущение должностного лица административного органа приобрело характер неустранимого процессуального нарушения, исключающего как само дальнейшее производство по делу, так и вынесение итогового акта, устанавливающего виновность лица, в отношении которого было возбуждено производство.

Будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, привлеченный к административной ответственности Шогенов А.М. в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки в Верховный Суд КБР не сообщил и об отложении заседания не ходатайствовал, в связи с чем на основании ст.25.1, ст.25.15 КоАП РФ судьей определено рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив доводы, изложенные в жалобе Шогенова А.М., и исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении Шогенова А.М. по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ инспектором ОВ ДПС ГИБДД МО МВД России «Баксанский» лейтенантом полиции Бжаховым З.А., усматривается, что подписи названного должностного лица он не содержит.

Между тем, в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Кроме того, в силу ч.5 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно правовой позиции, сформулированной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола; существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении; в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол; возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Проанализировав изложенное, прихожу к выводу, что по смыслу разъяснений, содержащихся в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица должно восприниматься в качестве существенного недостатка, поскольку без подписи уполномоченного лица такой протокол не приобретает и не имеет значения официального документа.

Принимая же во внимание, что в соответствии с законом обозначенный недостаток мог быть устранен только при подготовке дела к судебному рассмотрению в Баксанском районном суде КБР, в настоящее время его следует оценивать не только как существенный, но еще и как неустранимый, то есть одновременно препятствующий и признанию протокола об административном правонарушении от 30.10.2020 года допустимым доказательством, и вынесению по делу итогового акта, устанавливающего виновность Шогенова А.М. по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.

При этом необходимо отметить, что в системе действующего законодательства, регламентирующего производство по делам об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении выступает не только как доказательство, подтверждающее фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, но еще и как процессуальный документ, подтверждающий соблюдение административным органом или его должностным лицом установленного законом порядка привлечения предполагаемого правонарушителя к ответственности, в том числе обеспечения его основополагающих, фундаментальных прав и свобод.

В силу же с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 упомянутого Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу Шогенова А.М. удовлетворить.

Постановление судьи Баксанского районного суда КБР от 30.10.2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Шогенова Анзора Мусалимовича, отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Шогенова Анзора Мусалимовича прекратить.

Судья Верховного Суда КБР А.Ж.Вологиров

12-149/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Шогенов А.М.
Суд
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Вологиров Азамат Жирасланович
Статьи

ст. 19.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kbr.sudrf.ru
05.11.2020Материалы переданы в производство судье
06.11.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее