Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2022 ~ М-50/2022 от 02.02.2022

ГД г.

46RS0-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» марта 2022 года                                <адрес>

    

Октябрьский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Баламутовой С.А.,

с участием представителя истца - заместителя прокурора <адрес> Челнокова С.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес> о возложении обязанностей оборудовать здание школы устройством молниезащиты, обеспечить финансирование работ по оборудованию здания школы устройством молниезащиты,

установил:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес> о возложении обязанностей оборудовать здание школы устройством молниезащиты, обеспечить финансирование работ по оборудованию здания школы устройством молниезащиты, указав в обоснование заявленных требований, что при проведении прокуратурой <адрес> в МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес> проверки, установлено нарушение действующего законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательном учреждении. Здание Учреждения не оборудовано установкой молиниезащиты, при наличии в здании систем пожарной сигнализации и видеонаблюдения, электронной техники (компьютерный класс).

Просил суд:

- обязать МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес> в течение одного года с момента вступления в силу решения суда, оборудовать здание МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.

- обязать <адрес> в течение одного года со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Челноков С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям, просил их удовлетворить.

Представители ответчиков <адрес>, МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес>, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суду заявления, в которых исковые требования признали, просили дело рассмотреть без участия представителей.

Выслушав заместителя прокурора <адрес> Челнокова С.С., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Законом - ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурору предоставлено вправо обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В данном случае прокурор района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).

В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу статьи 20 вышеуказанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Из ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Пунктом 58 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 985» утверждены СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения". Разделы 4 (пункты 4.5 (за исключением абзацев первого, третьего и шестого), 4.6, 4.10, 4.11 (за исключением предпоследнего и последнего абзацев), 4.12, 4.14, 4.17 (абзац первый), 4.18 (абзацы первый - четвертый), 4.22 (абзац второй), 4.23 (абзацы первый и второй), 4.24 (абзацы второй и третий), 4.25 (за исключением абзацев второго и пятого)), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.5 (абзац второй), 5.6, 5.9 (абзац первый), 5.10, 5.12 (предложение второе), 5.13, 5.21 (абзац первый), 5.22, 5.40, 5.41 (абзацы первый - третий и пятый), 5.42 (за исключением второго предложения абзаца второго, абзаца третьего), 5.44, 5.45), 6 (пункты 6.5 (за исключением абзаца первого), 6.6 (абзац первый), 6.8, 6.11 (абзацы первый и второй), 6.17 - 6.19, 6.21, 6.29 (абзац второй), 6.31, 6.32, 6.37, 6.38 (за исключением абзаца второго), 6.40, 6.41 (за исключением абзаца второго), 6.42, 6.43, 6.46, 6.48, 6.54 (за исключением абзаца второго), 6.64, 6.72, 6.81, 6.82 (за исключением абзаца первого), 6.91, 6.93, 6.94), 7 (пункты 7.2 (абзац первый), 7.5, 7.13 - 7.17, 7.18 (за исключением абзаца первого), 7.19 - 7.22, 7.25 - 7.27, 7.35, 7.37 (за исключением абзаца четвертого), 7.39, 7.41 - 7.43, 7.46 - 7.48), 8 (пункты 8.1, 8.2 (за исключением абзацев первого и пятого), 8.3 (за исключением абзаца второго), 8.4, 8.6, 8.7, 8.9 (абзац первый), 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24, 8.26, 8.28, 8.29 (за исключением абзаца второго), 8.30 (абзацы пятый и шестой), 8.32, 8.34), 9 (пункты 9.3 - 9.5).

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором, среди прочих, указаны образовательные организации. Пунктом 4.21 СП 118.13330.2012 предусмотрена установка молниезащиты с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.

Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно положениям раздела 1 СО 153-34.21.122-2003, инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (далее - Инструкция) распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Настоящая Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Согласно п. 2.2 Инструкции, классификация объектов определяется по опасности ударов молнии для самого объекта и его окружения. Непосредственное опасное воздействие молнии - это пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов - радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов. Удары молнии могут быть особо опасны для информационных систем, систем управления, контроля и электроснабжения. Для электронных устройств, установленных в объектах разного назначения, требуется специальная защита. Рассматриваемые объекты могут подразделяться на обычные и специальные. К обычным объектам относятся жилые и административные строения, а также здания и сооружения, высотой не более 60 м, предназначенные для торговли, промышленного производства, сельского хозяйства.

В таблице 2.1 Инструкции даны примеры разделения объектов на четыре класса с указанием последствий удара молнии для каждого из них, согласно которой школы отнесены к обычным объектам и последствиями удара в них молний являются отказ электроснабжения (например, освещения), способный вызвать панику, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.

В свою очередь, согласно ч.3 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

В силу ч.2 ст. 82 Федерального закона №123-ФЗ, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.

Таким образом, учитывая, что при ударе молнии возможен выход из строя систем электроустановок, указанных в ст. 82 Федерального закона №123-ФЗ, наличие молниезащиты в зданиях и сооружениях является необходимым. Кроме того, согласно положениям п. 4 ч.1 ст. 50 Федерального закона №123-ФЗ, одним из способов исключения условий образования в горючей среде (среде, способной воспламеняться при воздействии источника зажигания) источников зажигания является устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.

Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес> располагается в здании, которое представляет собой капитальное строение, оснащенное электроустановками, обеспечивающими деятельность системы электроснабжения здания, в том числе, имеющихся в зданиях систем пожарной сигнализации и систем видеонаблюдения, компьютерного класса.

По результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что здание образовательного учреждения устройством молниезащиты не оборудовано, что подтверждается письменными материалами дела.

Таким образом, в образовательном учреждении не соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности и не принимаются меры по решению вопроса обеспечения требуемого уровня противопожарной защищенности образовательного учреждения. Отсутствие устройства молниезащиты создает предпосылки для возникновения пожара вследствие замыкания электропроводки при попадании молнии, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения. Попадание молнии в здания школы может привести к выходу из строя электропроводок системы противопожарной защиты, имеющейся в образовательном учреждении, отказ работы которой способен вызвать задержку противопожарных мероприятий.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», приоритет мер по предупреждению терроризма и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма являются одними из основных принципов противодействия терроризму.

В соответствии с п. п. «г» п. 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвящения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвящения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Согласно п. п. «д». п. 19 указанных Требований, выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).

Согласно указанных Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Попадание молнии в здания школы может привести также к выходу из строя электропроводок системы видеонаблюдения, имеющейся в образовательном учреждении, отказ в работе которой приведет к невозможности обеспечения непрерывного видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта, а также способно привести к уничтожению архивных данных видеонаблюдения, что является недопустимым с точки зрения обеспечения антитеррористической защищенности объекта.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений законодательства здание МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес> не оснащено устройством молниезащиты, что подтверждается информацией отдела образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской ФИО1, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Статьей 123.22 ГК РФ установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно пункта 1.6 Устава МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес>, учредителем школы является муниципальное образование «<адрес>» <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы в соответствии с федеральными законами и, законами <адрес> нормативными правовыми актами осуществляет <адрес>.

В соответствии с положениями п. 7.2 Устава МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес> деятельность школы финансируется Учредителем в соответствии с законодательством и осуществляется на основе федеральных нормативов, нормативов <адрес>, решений Представительного <адрес>.

Таким образом, обязанность по оснащению здания МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес> устройством молниезащиты возложена как на органы местного самоуправления муниципального района «<адрес>» <адрес>, так и на МКОУ «Ванинская СОШ» <адрес>.

При данных обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом вышеизложенного, определяя срок для устранения указанных выше нарушений, суд полагает возможным установить его исходя из указанного прокурором в иске срока – один год, исчисляя указанный срок со дня вступления решения в законную силу, считая его разумным и достаточным для устранения допущенных нарушений действующего законодательства РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к МКОУ «Ванинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> и <адрес> о возложении обязанностей оборудовать здание школы устройством молниезащиты, обеспечить финансирование работ по оборудованию здания школы устройством молниезащиты, удовлетворить.

Обязать МКОУ «Ванинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> в течение одного года с момента вступления в силу решения суда, оборудовать здание МКОУ «Ванинская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.

Обязать <адрес> в течение одного года со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование работ по оборудованию здания МКОУ «Ванинская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                  С.А.Баламутова

2-95/2022 ~ М-50/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района Курской области
Ответчики
Администрация Октябрьского района Курской области
МКОУ "Ванинская СОШ"
Суд
Октябрьский районный суд Курской области
Судья
Баламутова Светлана Александровна
Дело на странице суда
oktiabrsky--krs.sudrf.ru
02.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2022Передача материалов судье
03.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Подготовка дела (собеседование)
14.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Дело оформлено
04.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее