УИД 16RS0041-01-2024-000724-41
Дело №2-555/2024
Учет 2.180
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 мая 2024 года город Лениногорск Республики Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.Е. Борисовой,
при секретаре судебного заседания А.А. Панариной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Ф.Ф. к З.Н.Ф. о признании сделки недействительной и применении правил прикрываемой сделки,
УСТАНОВИЛ:
Р.Ф.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к З.Н.Ф. о признании сделки недействительной и применении правил прикрываемой сделки. В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор купли – продажи земельного участка и жилого дома, расположенные по адресу: <адрес>», стоимостью <данные изъяты> рублей с З.Н.Ф.. Указанная сделка является притворной, поскольку действия сторон были направлены на сокрытие совершения безвозмездной сделки (договора дарения) с целью уклонения от уплаты налога на доходы физического лица со стороны истца и получения имущественного вычета (возврата подоходного налога). Одновременно с этим, расчеты между сторонами до момента заключения сделки не совершались, на имущественный вычет истец в налоговый орган не обращался, имущество фактически перешло безвозмездно.
На основании вышеизложенного, Р.Ф.Ф. просит признать недействительным договор купли – продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ней и З.Н.Ф., применить к притворной сделке правила прикрываемой сделки и признать договор купли – продажи, договором дарения.
Р.Ф.Ф. в судебное заседание не явилась, ее представитель – ФИО исковые требований поддержал.
З.Н.Ф. в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал, поскольку денежные средства по договору купли – продажи земельного участка и жилого дома он не получал и передача подразумевала безвозмездный характер, с целью избежать налогообложение от имущества переданного в дар.
Заслушав представителя Р.Ф.Ф. – ФИО, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В соответствии с п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ).
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
По смыслу положений приведенной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо, имеющее преимущественное право на приобретение имущества, может требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя по сделке, если докажет, что заключенный договор безвозмездного отчуждения (дарения), является притворной сделкой и фактически отчуждение произведено на возмездной основе.
Как разъяснено в п. 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 ГК РФ", согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила (п. 2 ст. 170 ГК РФ).
Таким образом, в предмет доказывания по таким спорам входит выяснение вопроса о том, безвозмездно ли передавалась вещь либо имело место встречное предоставление со стороны покупателя. Наличие встречной передачи вещи или права, а также совершение сторонами сделки, имеющей целью прикрыть другую сделку, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ должен доказать истец, оспаривающий договор дарения с целью признания его притворной сделкой, прикрывающей договор купли-продажи, то есть должен доказать, что такая сделка носила возмездный характер.
В случае представления доказательств, свидетельствующих о том, что заключенный сторонами договор купли – продажи, является притворной сделкой и фактически вещь отчуждены на возмездной основе, такой договор в силу п. 2 ст. 170 ГК РФ является ничтожным, а к сделке, с учетом ее существа, применяются правила, регулирующие соответствующий договор.
Для признания сделки недействительной на основании ч. 2 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установить, что на момент совершения сделки стороны не намеревались создать правовые последствия, характерные для сделок данного вида.
При признании договора купли – продажи недействительным применяются общие положения о последствиях недействительности сделки (ст. 167 ГК РФ) и (или) специальные в случаях, установленных законом (например, п. 2 ст. 170 ГК РФ).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, в связи с этим в случае совершения притворной сделки судом могут быть применены правила, которые относятся к той сделке, которую на самом деле подразумевали стороны.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между З.Н.Ф. (продавец) и Р.Ф.Ф. (покупатель) заключен договор купли – продажи земельного участка (кадастровый №) и жилого дома (кадастровый №), расположенные по адресу: <адрес>
По условиям договора продавец, обязуется передать, а покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора вышеуказанное недвижимое имущество, стоимостью <данные изъяты> (п. 2.1). Расчет между сторонами произведен полностью до подписания настоящего договора (п. 2.2).
ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация договора купли – продажи, о чем в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости внесена соответствующая запись.
Поскольку заключенный сторонами договор купли – продажи земельного участка и жилого помещения носит безвозмездный характер (расписка в получении денежных средств не составлялась и не представлена в судебное заседание) и стороны не имели намерение и фактически совершили договор дарения недвижимого имущества, что подтвердили стороны в своих письменных пояснениях, то данный договор в силу ст. 549 Гражданского кодекса российской Федерации не является договором купли - продажи, а признается договором дарения. Следовательно, договор купли – продажи является притворной сделкой, прикрывающей договор дарения недвижимого имущества, и в силу ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным в виду его притворности. К отношениям сторон подлежат применению правила, относящиеся к договору купли-продажи (п. 2 ст. 170 ГК РФ).
Так как при заключении договора дарения, оформленный сторонами договором купли – продажи, не произведена фактическая оплата недвижимого имущества, что не оспаривалось сторонами, то данный договор является заключенным на условиях договора дарения, порождая для сторон правовые последствия сделки дарения.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
В соответствии со ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает признание иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, последствия признания иска ответчику разъяснены, о чем указано в соответствующем заявлении, суд находит возможным его принять и на основании ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить заявленные исковые требования.
В качестве последствий недействительности сделки купли – продажи недвижимости в соответствии с заявленными истцом требованиями, соответствующими последствиями является применение к сделке правил договора дарения недвижимости, что является основанием для регистрации права в ЕГРН (п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") и признании недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровой стоимостью <данные изъяты> и жилого дома с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровой стоимостью <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес> принадлежащее Р.Ф.Ф. на праве личной собственности в результате дарения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Р.Ф.Ф. к З.Н.Ф. о признании сделки недействительной и применении правил прикрываемой сделки - удовлетворить.
Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровой стоимостью <данные изъяты> и жилого дома с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровой стоимостью <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>», заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Р.Ф.Ф. и З.Н.Ф., недействительной (притворной) сделкой.
Применить последствия признания договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ недействительной (притворной) сделкой, в виде применения к нему правил прикрываемой сделки:
- признать договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>», подписанный между Р.Ф.Ф. и З.Н.Ф., договором дарения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан подпись А.Е. Борисова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна. Судья А.Е. Борисова
Решение вступило в законную силу «___» ____________ 2024 года.
Судья __________________________
Подлинник данного документа подшит в деле №, хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.