Дело № 5-193/2024
УИД 33RS0001-01-2024-001342-76
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Владимир 22 апреля 2024 года
Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 17.04.2024 г.
Судья Ленинского районного суда г. Владимира Пискунова И.С., в судебном заседании по адресу: г.Владимир ул.Стрелецкая д.55,
с участием защитника Кнутова Д.Е., государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Владимирской области МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО1,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
акционерного общества «Владимирпассажиртранс», ОГРН №, ИНН №, находящегося по адресу: <адрес>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Владимирской области МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО1 в отношении АО «Владимирпассажиртранс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, за нарушение требований ч.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения; п.8(д). п.8(к) Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 года №1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», п.1, п.п.б п.3 Постановления Правительства РФ от 22.12.2020 года №2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации»; раздела I Приказа Министерства транспорта РФ от 07.10.2020 года №413 «Об утверждении видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАС или ГЛОНАСС/GPS»; п.3 Приказа Минтранса России от 30.04.2021 года №145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»; пунктов 2, 6 и 18 Приказа Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 года №424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей», выразившееся в нарушении правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 используемых для перевозки пассажиров аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, и нарушении продолжительности рабочего времени и режима отдыха водителей.
Законный представитель АО «Владимирпассажиртранс», будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседание не явился, доверив представление интересов общества Кнутову Д.Е..
В судебном заседании защитник АО «Владимирпассажиртранс» Кнутов Д.Е. вину юридического лица в совершении административного правонарушения признал, не оспаривая наличие нарушений, изложенных в протоколе об административном правонарушении. Пояснил, что финансовое положение организации не позволяет произвести оснащение всех транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации. Несоблюдение режима труда и отдыха водителей объяснил неполным укомплектованием водительского состава в условиях необходимости ежедневного выпуска на линию автобусов и осуществления перевозки пассажиров.
Государственный инспектор территориального отдела государственного автодорожного надзора по Владимирской области МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО1 в судебном заседании полагала факт вменяемого административного правонарушения и виновность общества в его совершении подтвержденным материалами дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса.
В силу примечания 2 к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п.24 4.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» утверждено положение о лицензировании.
В соответствии с п.8(д) Постановления № 1616 лицензиат обязан: допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния, и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации тахографами (контрольными устройствами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно разделу I Приказа Министерства транспорта РФ от 07.10.2020 г. № 413 «Об утверждении видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» транспортные средства категории М2, М3, используемые для перевозки пассажиров подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В силу п.1 Постановления Правительства РФ от 22.12.2020 г. № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации» настоящие Правила устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.
Согласно п.п.б п.3 вышеуказанного Постановления транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, обеспечивающей определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположений транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему « ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Согласно п.8 ст. 3.2 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.
На основании п.8(к) Постановления Правительства РФ № 1616 лицензиат обязан соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
В соответствии с 4.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Согласно п.3 Приказа Минтранса России от 30.04.2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» при организации неосуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, устанавливаемых Минтрансом России в соответствии со статьей 329 ТК РФ, в части норм времени управления транспортным средством и времени отдыха (не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках и перевозках городским наземным электрическим транспортом).
В силу п.6 Приказа Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода. Допускается сокращение кого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего ( п.18).
Установлено, что АО «Владимирпассажиртранс» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Территориальным отделом транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Владимирской области Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора.
Решением заместителя начальника Межрегионального территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному Федеральному округу ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившим сообщением из УМВД России по г. Владимиру о дорожно-транспортном происшествии, в результате которого погиб человек, в отношении АО «Владимирпассажиртранс» в период с 09 часов ДД.ММ.ГГГГ по 17 часов ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная проверка, согласованная с прокуратурой Владимирской области.
В ходе проверки выявлены факты осуществления предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований, выразившиеся в нарушении правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 используемых для перевозки пассажиров аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также несоблюдении режима труда и отдыха водителей.
В результате инструментального обследования с применением комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС (КИАСК-ТС-РВ) установлено, что информация о географической широте и долготе местоположения 112 транспортных средств их путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортных средств с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта не поступает.
При этом выявлено, что вышеуказанные транспортные средства эксплуатировались АО «Владимирпассажиртранс» и использовались для регулярной перевозки пассажиров и багажа.
Договор по оснащению транспортных средств, категории М2, М3, используемых для перевозки пассажиров аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS ни в ходе проверки ни при рассмотрении дела не представлен.
Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей АО «Владимирпассажиртранс» превышает 12 часов, а продолжительность ежедневного отдыха составляет менее 11 часов, что подтверждается путевыми листами.
По итогам проверки выявленные нарушения отражены в акте № от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактические обстоятельства административного правонарушения и виновность АО «Владимирпассажиртранс» в его совершении подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, в том числе решением о проведении внепланового инспекционного визита № от ДД.ММ.ГГГГ, решением прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании внеплановой выездной проверки, сообщением УМВД России по г.Владимиру от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом инструментального обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, копиями путевых листов за февраль 2024 года, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.26.11. КоАП РФ, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд находит их достаточными и имеющими юридическую силу.
В соответствии с п.39 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 г. №1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д», «з» - «к» и «н» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст. 19 Федерального закона лицензировании отдельных видов деятельности», а именно:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Несоблюдение режима труда и отдыха водителей представляет угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда жизни и здоровью граждан. 16.02.2024 года произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса АО «Владимирпассажиртранс», в результате которого человек получил тяжкий вред здоровью. Неоснащенность автобусов системой навигации ГЛОНАСС также влияет на безопасность пассажирских перевозок.
Анализ и оценка представленных доказательств по делу приводит к выводу о виновности юридического лица АО «Владимирпассажиртранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Разрешая вопрос о виде и размере наказания юридическому лицу, судья принимает во внимание следующее.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность АО «Владимирпассажиртранс», не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность юридического лица АО «Владимирпассажиртранс» является повторное совершение однородного правонарушения, поскольку в течение года общество привлекалось к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, и не истек срок, предусмотренный ст.4.6. КоАП РФ.
Санкцией ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из смысла ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности, как вид административного наказания, применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей и назначается судьей только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Из данной нормы следует, что административное приостановление деятельности является крайней мерой и применяется в исключительных случаях.
Исходя из фактических обстоятельств дела, принимая во внимание социально значимый вид деятельности АО «Владимирпассажиртранс» судья не усматривает оснований для приостановления деятельности юридического лица и приходит к выводу о возможности достижения целей административного наказания путем назначения административного штрафа.
В соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела наложение, учитывая неудовлетворительное финансовое положение юридического лица, наложение на общество административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей, по мнению суда, является чрезмерным и не соотносится со степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, и, соответственно, не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В этой связи, судья приходит к выводу о возможности назначения АО «Владимирпассажиртранс» административного наказания с применением положений ч.2.2. ст.4.1. КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.29.9.-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Акционерное общество «Владимирпассажиртранс» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 (ста двадцати тысяч) рублей.
Оплату штрафа необходимо произвести по следующим реквизитам: Получатель платежа: УФК по Владимирской области (МТУ Ространснадзора по ЦФО л/с №04281БF3540 (г.Владимир Московское шоссе д.5 «д»), получатель платежа: ИНН 7743425292, КПП 774301001, казначейский счет 03100643000000012800, единый казначейский счет 40102810945370000020 в отделение Владимир Банка России // УФК по Владимирской области г.Владимир, ОКТМО 17701000, БИК 011708377, КБК 10611601141010102140, УИН 10628442246043130209 (штраф по постановлению №5-193/2024).
Административный штраф подлежит уплате в срок, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.С.Пискунова