дело № 2-335/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 01 февраля 2024 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего- судьи Абдурахманова С.Г.,
при секретаре судебного заседания Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эльмурзаевой Гульчечек Магомедовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД об обязании обеспечить техническим средством реабилитации согласно техническим индивидуальной программе реабилитации, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Эльмурзаева Г.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД (далее - ОСФР по РД) об обязании обеспечить техническим средством реабилитации согласно техническим индивидуальной программе реабилитации, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
В обоснование иска указывается на то, что она является инвалидом 1 группы, в связи с заболеванием в ИПРА у нее обозначены технические средства реабилитации (TCP) необходимые ей-мочеприемник ножной, дневной - 20 шт. в месяц, мочеприемник прикроватный, ночной - 20 шт. в месяц, пара ремешков для крепления мочеприемников к ноге - 4 пар в мес. и система с катетером для нефростомии - 8 шт. в год
На данный момент, обеспечения TCP нет, несмотря на подачу заявления о необходимости в обеспечении TCP. Невыдача указанных средств Ответчиком, ставит под угрозу ментальное и физическое состояние здоровья.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
За защитой нарушенного ее права была вынуждена обратиться в суд.
Просить суд : обязать СФР по РД обеспечить техническим средством реабилитации согласно техническим индивидуальной программе реабилитации, а также взыскать компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.,
В судебном заседании представитель истицы (по доверенности) Абдуллаева К.Р. подтвердила, что её доверительница извещена о времени и месте рассмотрения гражданского дела, поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
С учётом сведения о надлежащем извещении истицы Эльмузаевой Г.М. суд определил рассмотреть гражданское дело в её отсутствие.
Представитель ответчика СФР по РД Омарова Р.К. в суде возражала против удовлетворения иска, указав на то, что представленная истицей ИПРА уже является недействующей, в отношении истицы уже разработана другая ИПРА, она действительно будет обеспечена соответствующей коляской по мере реализации закупки соответствующих средств реабилитации.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов гражданского дела, истица Эльмурзаева Г.М. является инвалидом 1 группы, что никем не оспаривается.
Согласно представленной истицей ИПРА № 1819.14.5/2016 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1854.14.5/2016 от 20.12.2016 истица как инвалид должна быть обеспечена техническими средствами реабилитации, в число которых входит:
1. Мочеприемник ножной, дневной - 20 шт. в месяц
2. Мочеприемник прикроватный, ночной - 20 шт. в месяц.
3. Пара ремешков для крепления мочеприемников к ноге - 4 пар в мес.
4. Система с катетером для нефростомии - 8 шт. в год
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Из ч. 1 ст. 39 Конституции РФ следует, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», (далее - Закон) определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 1 Закона установлено, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В силу ст. 3 Закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ч. 4 ст. 8 Закона решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст.9 указанного ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 указанного Закона - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
В силу ст. 10 Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
В силу ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в частности, специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р к техническим средствам реабилитации относятся, в том числе, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
Пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пп. «а» п. 3 указанных выше правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абз. 1 п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Представителем ответчика СФР по РД в суд представлена акты: №47 от 27.09.2023 о передаче истцу мочеприемника ножной (мешок для сбора мочи) дневной, 30 шт., №75 от 30.10.2023 о передаче истцу мочеприемника ножной(мешок для сбора мочи) дневной, 30 шт., №65 от 20.11.2023 о передаче истцу мочеприемника ножной(мешок для сбора мочи) дневной, 20 шт., №71 от 20.11.2023 о передаче истцу мочеприемника ножной(мешок для сбора мочи) дневной, 20 шт., №3 от 31.01.2024 о передаче истцу системы(катетором) для нефростомин, 2 шт.
Ответчиком не оспаривалось, что истица обращалась за получением технических средств реабилитации, однако на момент рассмотрения дела техническими средствами реабилитации истица полностью не обеспечена.
Представителем ответчика указывалось на то, что истица будет обеспечена креслом-коляской по реализации соответствующего контракта на закупку оборудования, однако реализация прав инвалидов не может ставиться в зависимость от сроков закупки соответствующего оборудования. Из представленных ИПРА следует, что истица подлежала обеспечению, однако до сих пор её право не реализовано.
С учётом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части обязания Управление Социального СФР обеспечить истицу Эльмурзаевой Г.М. техническим средством реабилитации - согласно техническим индивидуальной программе реабилитации.
Согласно абз. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Нарушение права инвалида на получение технического средства реабилитации судом расценивается как основание для возмещения морального вреда, однако заявленный размер компенсации (30 000 руб.) судом полагается завышенным и несоразмерным нарушенному праву и подлежащим снижению до 10 000 руб., в указанной части иск подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Эльмурзаевой Гульчечек Магомедовны удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД обеспечить Эльмурзаеву Гульчечек Магомедовну техническим средством реабилитации:
1. Мочеприемник ножной, дневной - 20 шт. в месяц
2. Мочеприемник прикроватный, ночной - 20 шт. в месяц
3. Пара ремешков для крепления мочеприемников к ноге - 4 пар в мес.
4. Система с катетером для нефростомии - 8 шт. в год
согласно техническим индивидуальной программе реабилитации.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД в пользу Эльмурзаевой Гульчечек Магомедовны компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. (десять тысяч рублей).
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2024 года, мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 08 февраля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.Г. Абдурахманов
Решение (определение) вступило в законную силу « __» ______________ 20 __ г. |
КОПИЯ ВЕРНА Подпись судьи: ________________ Подпись секретаря: _____________ МП: Подлинный документ подшит в гражданское дело № 2-335/2024 г. УИД - 05RS0031-01-2023-009285-76 |