Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3663/2022 ~ М-3920/2022 от 11.10.2022

копия

УИД 70RS0004-01-2022-005134-97

Дело № 2-3663/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2022 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего судьи Мацкевич Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Дадашове Э.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Томска Соломиной В.В.

представителя ответчика Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 39 г.Томска Казадаевой Татьяны Владимировны, действующей на основании Устава

представителя третьего лица Департамента образования администрации города Томска Лоскутовой Ольги Евгеньевны, действующей на основании доверенности от 17.10.2022 сроком действия по 31.12.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района города Томска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации города Томска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 39 г.Томска о понуждении к совершению мероприятий по обеспечению охраны объектов,

установил:

прокурор Советского района города Томска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 39 г. Томска (далее - МАДОУ № 39), в котором просит:

- возложить обязанность на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска не позднее 5 (пяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить МАДОУ
№ 39 финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, расположенных по адресам: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- возложить обязанность на МАДОУ № 39 не позднее 2 (двух) месяцев с момента доведения администрацией г. Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, расположенных по адресам: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Советского района г. Томска проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности МАДОУ № 39 расположенного по адресам: <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в образовательных организациях. В частности, согласно паспортам безопасности объектам МАДОУ № 39 расположенных по адресам: <адрес>, присвоены 3 категория опасности. Вместе с тем, в образовательном учреждении в каждом из корпусов отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также на первом этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что повлекло нарушение законных прав и интересов детей.

В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора Советского района г. Томска Соломина В.В. заявленные требования поддержала основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МАДОУ № 39 Казадаева Т.В., против удовлетворения исковых требований не возражала, представила отзыв на исковое заявление из которого следует, что здания МАДОУ № 39 находятся в муниципальной собственности, обеспечение его содержания в безопасном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации Города Томска, которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования. В силу положений действующего законодательства, прямой обязанностью органов местного самоуправления города Томска и расходным обязательством муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска является финансирование расходов на обеспечение безопасности муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, финансирование расходов МАДОУ № 39 на заключение контракта с частной охранной организацией или с подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации должно быть возложено на собственника муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска. В случае выделения администрацией Города необходимых денежных средств МАДОУ № 39 будет заключен контракт с частной охранной организацией или с подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.

Представитель третьего лица - Департамента образования администрации Города Томск Лоскутова О.Е., пояснила, что в силу положений действующего законодательства прямой обязанностью органов местного самоуправления города Томска и расходным обязательством муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска является финансирование расходов на финансирование мероприятий по охране объекта. Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 27.06.2012 № р573 письмом департамента образования администрации Города Томска в адрес департамента финансов администрации Города Томска от 21.07.2021 № 01-22/3123 направлены предложения по объемам бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, включающие дополнительную потребность в средствах на оплату физической охраны сотрудниками частных охранных организаций всех образовательных учреждений. В 2022 году бюджетом муниципального образования «Город Томск» было предусмотрено финансирование на осуществление мероприятий по обеспечению физической охраны только по образовательным учреждениям в отношении которых имелись решения судебных органов. Департаментом образования администрации Города Томска ежегодно поднимается вопрос о необходимости выделения финансирования на мероприятия по обеспечению образовательных учреждений охраной, однако денежные средства выделяются только на образовательные учреждения в отношении которых имеются решения судебных органов.

Ответчик - муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. Представил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования ответчик не признает, поскольку администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком по делу. Органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Надлежащим ответчиком по указанному делу является департамент финансов администрации Города Томска, на который возложена обязанность по составлению и исполнению бюджета муниципального образования «Город Томск» и на которого может быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению охраны объектов МАДОУ № 39.

Третье лицо Департамент финансов администрации Города Томска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего. В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Следовательно, осуществление указанных полномочий не должно происходить исключительно за счет средств бюджета муниципального образования. Осуществление мероприятий по обеспечению охраной муниципальных общеобразовательных учреждений относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, нарушений со стороны муниципального образования «Город Томск» не допущено, поскольку субсидия, рассчитанная в соответствии с нормативом, выделяется согласно графику в полном объеме, руководством общеобразовательного учреждения не принято мер по распределению доведенных ассигнований на выполнение мер по охране в соответствии с действующими требованиями. С учетом требования законодательства, регулирующего бюджетный процесс, права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации Города Томска не нарушены.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, Департамента финансов администрации Города Томска.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ч. 1, 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под особой защитой государства.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 указанного Закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п. 4 и п. "6" ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий; юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании; органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. 3, 3.1 ст. 5, п. 4, 6 ст. 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), форма паспорта безопасности объектов, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (п. 2 Требований).

Согласно подп. "з" п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе посредством организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В соответствии с п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Согласно подп. "в" п. 13 Требований к объектам (территории) третьей категории опасности относятся объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей.

Подпунктом "б" пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих Требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В силу ч. 1, 2 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В соответствии со ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что МАДОУ № 39 является некоммерческой организацией и имеет своей целью выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования "Город Томск" в сфере образования (п. 1.3 Устава МАДОУ № 39); оказание услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (п. 2.1 Устава).

Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации Города Томска. От имени Учредителя в отношениях с Учреждением функции и полномочия осуществляет Департамент образования администрации Города Томска. Полномочия собственника имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, в том числе особо ценного, осуществляет Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (п. 1.7, 1.8 Устава).

Согласно п. 1.16 Устава Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Томской области, нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Томск", а также настоящим Уставом.

В соответствии с п. 1.24, 2.5 Устава Учреждение выполняет муниципальные задания в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом видами основной деятельности. Муниципальное задание формируется Учредителем и является обязательным.

Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального образования.

Как следует из п. 4.1 Устава, к компетенции Учредителя в области управления Учреждением относятся, в том числе, формирование и установление муниципального задания в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания, осуществление контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью Учреждения.

Из пункта 1.27 Устава следует, что Учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье воспитанников, работников Учреждения.

Учреждение при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечивает: текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 2.17 Устава).

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования "Город Томск" и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 8.8 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе, субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования "Город Томск" на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ); субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования "Город Томск" на иные цели; бюджетные инвестиции (п. 8.9 Устава).

Решением прокурора Советского района города Томска от 16.05.2022 № 28-2022 организована проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности МАДОУ № 39 расположенного по адресам: <адрес>.

Согласно акта проверки от 24.05.2022 в ходе проверки выявлены следующие нарушения:

- отсутствует документ, определяющий меры по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения, а также порядку доступа к указанным документам;

- отсутствует документ, определяющий план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта;

- физическая охрана объекта обеспечивается силами вахтера, что не в полной мере соответствует установленным законом требованиями;

- в каждом из корпусов система внутреннего видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере наблюдение уязвимых мест и критических элементов, указанных в паспорте безопасности, а также на объекте по адресу: <адрес> срок хранения информации составляет 25 дней;

- формальный подход к периодическому обходу и осмотру объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений (в журнале обхода и осмотра на время проведения проверки, указано проведение обхода на территории 24.05.2022 в 16-00 с пометкой «без замечаний».

По результатам проверки прокурором Советского района города Томска 31.05.2022 вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму № 28-2022.

Из ответа МАДОУ № 39 в адрес прокурора Советского района города Томска № 134 от 30.06.2022 следует, что начальнику департамента образования администрации г. Томска ФИО8 направлено служебное письмо о выявленных нарушениях для необходимости выделения дополнительного финансирования на их устранение. Направлен запрос в обслуживающую организацию по системе видеонаблюдения ФИО10 и получен ответ о сроке хранения информации с камер видеонаблюдения 30 дней. Разработан и утвержден приказом заведующего порядок хранения паспортов безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения в МАДОУ № 39 г. Томска.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктами 24 - 25 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Вопросы охранной деятельности регламентированы Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с абз. 1 ст. 1 данного Закона частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, относятся охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекта.

На основании абз. 1 ст. 11 вышеуказанного Закона оказание услуг, перечисленных в ч. 3 ст. 3 Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности или его территориальным органом.

Согласно требованиям ст. 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения охраны образовательного учреждения МАДОУ № 39 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, поскольку представленными доказательствами в совокупности подтверждается, что существующая в МАДОУ № 39 охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа не могут обеспечить надлежащую защиту по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств, что создает возможность для проникновения и пребывания в учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий.

Суд также приходит к выводу, что надлежащая физическая охрана МАДОУ № 39 необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения. В данном случае длительное бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МАДОУ № 39 не обеспечивает комплексную безопасность лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, ввиду отсутствия надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта.

Таким образом, требования прокурора Советского района города Томска об обязании МАДОУ № 39 не позднее двух месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.

В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью органов местного самоуправления и образовательных учреждений.

В соответствии с п. 4.2. Постановления администрации Города Томска от 09.12.2015 N 1215 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения такого задания, предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями" (далее - Порядок) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из бюджета муниципального образования "Город Томск" на основании расчета объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

В отношении муниципального бюджетного учреждения муниципальное задание формируется и утверждается органами администрации Города Томска (администрацией Города Томска), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений (п. 1.2. Порядка).

С учетом того, что МАДОУ № 39 осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, формируемого и утверждаемого Учредителем, а учредителем МАДОУ № 39 является муниципальное образования "Город Томск" в лице администрации Города Томска, довод представителя ответчика о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, суд полагает безосновательным.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора о возложении обязанности на МАДОУ № 39 с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, и на муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации Города Томска произвести финансирование указанных мероприятий являются законными и обоснованными.

При этом, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для выполнения соответствующих мероприятий по антитеррористической защищенности, основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности с финансовыми возможностями ответчиков.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Принимая во внимание обстоятельства дела, значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья, пребывающих в образовательном учреждении людей, суд считает правильным удовлетворить требования прокурора, установив срок обеспечения охраной МАДОУ № 39 не позднее двух месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, а муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска срок выделения финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта не позднее пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Советского района города Томска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации города Томска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 39 г.Томска о понуждении к совершению мероприятий по обеспечению охраны объектов - удовлетворить.

Возложить на муниципальное образование «город Томск» в лице администрации города Томска обязанность не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 39 г.Томска финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов, расположенных по адресам: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной Службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Возложить на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 г.Томска обязанность не позднее двух месяцев с момента доведения администрацией города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объектов, расположенных по адресам: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной Службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 23 ноября 2022 года.

Председательствующий /подпись/

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Р.Н. Мацкевич

Секретарь Э.Н. Дадашов

Подлинник решения подшит в дело № 2-3663/2022 в Советском районном суде г. Томска

2-3663/2022 ~ М-3920/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соломина Виктория Викторовна
Прокурор Советсткого района г.Томска
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 г.Томска
Другие
Казадаева Татьяна Владимировна
Лоскутова Ольга Евгеньевна
Департамент финансов администрации Города Томска
Департамент образования администрации Города Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Мацкевич Р.Н.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
11.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2022Передача материалов судье
13.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2022Подготовка дела (собеседование)
31.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2023Дело оформлено
24.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее