УИД: 56MS0051-01-2020-002109-89
Дело № 12-649/2020
РЕШЕНИЕ
10 сентября 2020 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Каримпидиса А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Низамова В.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского районного суда г.Оренбурга от 4 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Низамова В.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского районного суда г.Оренбурга от 4 июня 2020 года Низамов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Низамов В.В., действуя через своего защитника Каримпидиса А.Х. обратился в Ленинский районный суд г.Оренбурга с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что мировым судьей при вынесении вышеуказанного постановления не учтен характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства смягчающие административную ответственность, а именно признания вины, деятельное раскаяние, добровольная сдача оружия, тот факт, что срок незаконного хранения и ношения оружия пропущен на незначительный срок и совершенные действия не повлекли существенного реального вреда охраняемым общественным отношениям, а также наличие подзаконных актов, продлевающих срок действия разрешительной документации на оружие в период распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции.
В судебное заседание Низамов В.В. не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в порядке части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, в отсутствие Низамова В.В.
Защитник лица в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении Каримпидис А.Х., действующий на основании доверенности доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав участника процесса, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ). Указанная норма является общей как на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьёй, так и для стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Законом об оружии, который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами при соблюдении ими нормативно установленных требований.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ "Об оружии", пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814, установлено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Ношение и использование оружия осуществляется на основании выданных Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальными органами лицензий либо разрешений на хранение и ношение, хранение и использование конкретных видов, типов и моделей оружия с учетом ограничений, установленных Законом об оружии, гражданами Российской Федерации - во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб, а также в целях самообороны (подпункт "г" пункта 62 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814).
Статьей 13 Закона об оружии предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химикотоксикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Законом документы.
При этом в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об оружии граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Следовательно, по истечении срока действия разрешения хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
В соответствии с частью 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.
Согласно части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
Как усматривается из материалов дела, 16 апреля 2020 года в 9 ч. 00 мин. в помещении ОЛРР «Оренбургский» Управления Росгвардии по Оренбургской области по адресу: ... установлено, что Низамов В.В., являясь владельцем огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом марки N имея разрешение на хранение и ношение оружия серии N, выданного 2 апреля 2015 года, сроком до 2 апреля 2020 года, нарушил правила хранения оружия, а именно, хранил данное оружие по адресу: ... период времени с 3 апреля 2020 года по 16 апреля 2020 года, чем нарушил требования статьи 22 Закона об оружии. Срок действия разрешения на хранение и ношение названного выше огнестрельного оружия истек 2 апреля 2020 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении серии N N от 16 апреля 2020 года в отношении Низамова В.В. по части 4 статьи 20.8 КоАП РФ, по результатам рассмотрения, которого Низамов В.В. постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Оренбурга от 4 июня 2020 года привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 20.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Основанием для привлечения Низамова В.В. к административной ответственности на основании части 4 статьи 20.8 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом судебном акте выводы о нарушении Низамовым В.В. правил хранения оружия.
Вместе с тем, с данным выводом мирового судьи о том, что Низамовым В.В. были нарушены правила хранения оружия согласиться нельзя по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Низамов В.В., являясь владельцем огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом марки N имел разрешение на хранение и ношение оружия серии N, выданное 2 апреля 2015 года, сроком до 2 апреля 2020 года.
Таким образом, в период с 3 апреля 2020 года по 16 апреля 2020 года включительно осуществлял незаконное хранение оружие, то есть фактически обладал оружием при наличии разрешения с истекшим сроком действия на его хранение и ношение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ.
В силу статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ "Об оружии", гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством РФ.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ утверждены постановлением Правительством РФ от 21 июля 1998 года №814.
В соответствии с пунктом 59 указанных Правил принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальные органы, органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного оружия.
Хранение оружия, патронов, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Низамова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, действия Низамова В.В. образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 КоАП РФ, то есть незаконное хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия, поскольку хранение осуществлялось фактически в отсутствие разрешения на его хранение и ношение.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24 марта 2005 года N 5, если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Поскольку санкция части 4 статьи 20.8 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей, либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года, а санкция части 6 статьи 20.8 КоАП РФ – административный штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему, переквалификация действий Низамова В.В. с части 4 на часть 6 статьи 20.8 КоАП РФ недопустима, так как это ухудшит его положение, поэтому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.8 КоАП РФ, подлежит прекращению в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Оренбурга от 4 июня 2020 года вынесенное в отношении Низамова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
жалобу Низамова В.В. – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Оренбурга от 4 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Низамова В.В. – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд в порядке статей 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: подпись О.В. Ермошкина