Решение по делу № 2-2561/2015 от 10.07.2015

Дело №2-2561/2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Норильск Красноярского края 24 августа 2015 года

Судья Норильского городского суда Тюмереков Ю. Н.,

при секретаре судебного заседания Абылкасымовой А. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2461/2015 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к индивидуальному предпринимателю Копылову С.М. о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось с исковыми требованиями к ответчику к индивидуальному предпринимателю Копылову С.М. о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений, указывая на то, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края (Арендодатель) и ИП Копыловым С.М. (Арендатором, лесопользователем) заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> По условиям договора арендодатель предоставил арендатору лесной участок общей площадью 2,0 га, расположенный в <адрес>». Арендатор обязался использовать предоставленный земельный участок для рекреационной деятельности. Срок действия договора аренды составляет <данные изъяты> лет. В соответствии с п.п. 3,5 ст.53.1 Лесного кодекса РФ, лицами, использующими леса на основании договора аренды, должны приниматься меры противопожарной безопасности. Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры противопожарной безопасности в лесах. В целях мониторинга подготовки лесопользователей к пожароопасному сезону 2015 года в декабре 2014 года в адрес всех лесничеств края Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края были направлены требования о проведении осмотров пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на лесных участках, принадлежащих лесопользователям края (ПСПИ) и предоставления информации о результатах осмотров до 16 февраля 2015 года. По информации лесничества ПСПИ лесопользователя не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Нормативами обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Согласно приказу Министерства от 23 марта 2015 года №1/195-од, пожароопасный сезон 2015 года на территории Красноярского края открыт с 24 марта 2015 года. Отсутствие у лесопользователя средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров, влечет неготовность лесопользователя к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты. Таким образом, в результате бездействия лесопользователя нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Отсутствие ПСПИ в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. В соответствии со ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту, прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу ст.56 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ. Истец просит обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем: легковой автомобиль повышенной проходимости с пожарным инвентарем – 1 шт., воздуходувки – 1шт., бензопилы – 1шт., ранцевые лесные огнетушители – 5 шт., топоры - 2 шт., емкость для доставки воды 10-15 л – 2 шт.; элекромегафоны – 1 шт.; дежурная спецодежда (защитные каски, очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) – по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; аптечки первой помощи – по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; индивидуальные перевязочные пакеты – по числу, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; бидоны и канистры для питьевой воды -1 шт. Истец просит приостановить деятельность ИП Копылова С.М. по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Представитель истца – Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, на заявленных требованиях настаивает.

Ответчик ИП Копылов С.М. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещался своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представлено, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлено. Учитывая указанные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.

Представитель третьего лица КГБУ «Таймырское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Из представленного отзыва следует, что у лесничества отсутствует возможность произвести осмотр ПСПИ на лесном участке, представленном в аренду ответчику, по причине отсутствия связи с арендатором.

Исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии со ст.4 Лесного кодекса РФ, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Ч. 1, 2, 3 ст. 51 Лесного кодекса предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком.

В соответствии со ст. 52 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности"). Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Ст. 53 Лесного кодекса установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (ч.2). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3).

В соответствии со ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (ч.1). Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (п.4 ч.2). Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (ч.3).

Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (ч.5). Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.6). Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.7).

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N417 (ред. от 14.04.2014) утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 3 Правил установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) (пп.а).

В силу п.5 вышеуказанных Правил, мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно пп.в п.13 Правил, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Приказом Минприроды России от 28.03.2014 г. N161, утверждены виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов"

Средства предупреждения и тушения лесных пожаров, согласно Приказу №161, предназначены для осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах и выполнения работ по предупреждению, тушению и недопущению распространения лесных пожаров. Средства предупреждения и тушения лесных пожаров в зависимости от назначения и области применения подразделяются на следующие виды: 1) Мобильные средства пожаротушения; 2) Пожарное оборудование; 3) Пожарный инструмент; 4) Системы связи и оповещения; 5) Средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре; 6) Огнетушащие вещества; 7) Дополнительные.

Согласно приложению №4 к Приказу №161, при осуществлении рекреационной деятельности на арендованном земельном участке до 100 га, необходимо наличие следующих средств предупреждения и тушения лесных пожаров: легковой автомобиль повышенной проходимости с противопожарным инвентарем, пожарный инструмент: воздуходувки-1 шт., бензопилы – 1шт.; ранцевые лесные – 5 шт.; топоры – 2 шт.; емкость для доставки воды 10-15 л -2 шт.; системы связи и оповещения: электромегафоны – 1 шт.; средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре, дежурная спецодежда (защитные каски, очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) – по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; аптечки первой помощи – по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; индивидуальные перевязочные пакеты – по числу, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; бидоны и канистры для питьевой воды -1 шт.

В судебном заседании установлено, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края (Арендодателем) и ИП Копыловым С.М. (Арендатором) ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды лесного участка <данные изъяты>, площадью 2,0 га, расположенного <адрес> номер учетной записи в государственном лесном реестре предназначен для рекреационной деятельности (л.д. 10-12).

Согласно пп. «е» п.13 Договора, Арендатор обязан соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правила санитарной безопасности в лесах РФ», в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.

Согласно приложению к договору аренды лесного участка, ответчик должен осуществлять следующие противопожарные мероприятия: обеспечить устройство предупредительных аншлагов; назначить на противопожарный период ответственного дежурного; организовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря; обеспечить наличие ранцевого лесного опрыскивателя; организовать добровольную пожарную дружину; обеспечить наличие противопожарного инвентаря: ручные инструменты – лопата 2 шт., топор - 1 шт.; аптечка первой помощи – 1 шт.

02.12.2014 г. заместителем министра природных ресурсов и экологии Красноярского края в адрес руководителей Краевых государственных казенных учреждений (лесничеств) Красноярского края было направлено требование о проведении осмотров пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ) по каждому арендатору лесных участков с целью оценки соответствия комплектации ПСПИ нормам, установленным Приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года №161, и о предоставлении полученной информации в Министерство в срок до 16 февраля 2015 года.

Как следует из ответа КГБУ «Таймырское лесничество» от 07.07.2015 г., осмотр пункта ПСПИ на лесном участке, предоставленном в аренду ИП Копылову С.М., не может быть произведен, поскольку отсутствует связь с арендатором. Документов, подтверждающих укомплектование ПСПИ, со стороны арендатора ИП Копылова С.М. не представлено (л.д. 31, 32).

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

По условиям договора аренды ответчик обязан был принять меры по организации ПСПИ, однако доказательств исполнения своих обязательств по соблюдению Правил пожарной безопасности в судебное заседание со стороны ответчика не представлено.

Обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах возлагается на лиц, использующих леса.

При таких обстоятельствах требования истца о возложении обязанности на ответчика укомплектовать ПСПИ обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране окружающей среды», при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ст. 80 вышеуказанного Закона предусмотрено, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих исполнение обязательств по соблюдению норм противопожарной безопасности, суд считает необходимым приостановить деятельность ИП Копылова С.М. по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

В соответствии с п.1.1 Постановления Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п (ред. от 12.11.2014) "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края", министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет государственный пожарный надзор на землях лесного фонда (п.3.12), и имеет право на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (п.3.34).

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета МО г. Норильск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к индивидуальному предпринимателю Копылову С.М. о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Копылова С.М. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем: легковой автомобиль повышенной проходимости с противопожарным инвентарем – 1 шт., воздуходувка – 1шт., бензопилы – 1шт., ранцевые лесные огнетушители – 5 шт., топоры - 2 шт., емкость для доставки воды объемом 10-15 л. – 2 шт.; элекромегафоны – 1 шт.; дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) – по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; аптечки первой помощи – по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; индивидуальные перевязочные пакеты – по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; бидоны или канистры для питьевой воды -1 шт.

Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Копылова С.М. по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Копылова С.М. в доход бюджета МО <адрес> судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Ответчик вправе в течение семи дней со дня получения копии заочного решения обратиться в суд, постановивший заочное решение, об отмене этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на выводы суда.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Норильского городского суда Ю.Н. Тюмереков

Заочное решение принято в окончательной форме 28 августа 2015 года.

2-2561/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
Ответчики
Копылов Сергей Михайлович
Другие
КГБУ "Таймырское лесничество"
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
norilsk.krk.sudrf.ru
10.07.2015Передача материалов судье
10.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2015Судебное заседание
28.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
04.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее