Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-736/2022 ~ М-749/2022 от 01.11.2022

Дело № 2-736/2022

УИД 21RS0017-01-2022-001139-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2022 года г. Шумерля

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Никитина А.В., с участием старшего помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Егоровой Е.Н., при секретаре Степановой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Шумерлинского межрайонного прокурора к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики об обязании в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Шумерлинский межрайонный прокурор обратился в суд к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики об обязании в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 180 кв.м, имеющую географические координаты _____________, расположенную в д. ........................ Чувашской Республики. Свои требования прокурор мотивировал тем, что проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в сфере обращении с отходами производства и потребления на территории ........................ Чувашской Республики. В ходе проверки установлено, что на территории ........................ расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, состоящая из мешков, пластиковых, стеклянных бутылок, бытового мусора и др., имеющая географические координаты _____________, площадью около 180 кв.м. Несанкционированное размещение отходов на территории ........................ в не предусмотренном для этого месте создает угрозу неблагоприятного их воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований природоохранного законодательства. Просит обязать администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в д. ........................, в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Егорова Е.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала и просила продлить срок исполнения решения суда до "___" ___________ г..

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от "___" ___________ г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от "___" ___________ г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от "___" ___________ г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно ст. 13 Федерального закона от "___" ___________ г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно п. 24 ст. 16 Федерального закона РФ от "___" ___________ г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные нормы закреплены в ч. 1 ст. 10 Закона Чувашской Республики ���������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????????????�?????????�?????????�??????????�???????�??????????�??????????�??????

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенный постановлением Госстандарта России от "___" ___________ г. № ___________-ст, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно п.п. 213-216 Санитарных правил и норм СанПиН "___" ___________ г.-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических    (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от "___" ___________ г. № ___________, обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.

Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород). Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, санитарных правил и норм создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, здоровью неопределенного круга лиц и могут привести к ухудшению качества окружающей среды.

Таким образом, администрацией Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и требования ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, права неопределенного круга лиц - населения, а также лиц временно находящихся на указанной территории (т.е. субъекты, персонифицировать которых невозможно). Бесконтрольность по сбору отходов, может в последствии являться источником инфекционных заболеваний, т.к. на свалку имеется свободный доступ диких и домашних животных, а также людей.

Невыполнение требований природоохранного законодательства нарушает права граждан на экологическую безопасность, т.е. состояние защищенности природной среды и хозяйственной деятельности, чрезвычайных ситуаций приходного и техногенного характера, их последствий.

Из имеющихся в материалах дела, а именно акта проверки от "___" ___________ г., видно, что на территории Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики в д. ........................ Чувашской Республики выявлен факт несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (мешки, пластиковые, стеклянные бутылки, бытовой мусор и др.) площадью 180 кв.м., имеющая географические координаты _____________.

Невыполнение администрацией Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики требований по уборке и очистке территории от промышленных отходов, организации благоустройства территории, ведет к загрязнению окружающей природной среды, тем самым нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Наличие на территории Шумерлинского муниципального округа несанкционированной свалки свидетельствует о непринятии ответчиком организационных мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.

В связи с изложенным, устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только обязанностью администрации Шумерлинского муниципального округа принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, в целях очищения захламленной бытовыми отходами территории Шумерлинского муниципального округа.

Таким образом, на основании имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что имеет место нарушение требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу изложенного, суд считает обоснованными требования Шумерлинского межрайонного прокурора и удовлетворяет их.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Шумерлинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 180 кв.м, имеющую географические координаты _____________, расположенную в д. ........................ Чувашской Республики, в срок до "___" ___________ г..

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Шумерлинский районный суд.

Председательствующий:

2-736/2022 ~ М-749/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шумерлинская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики
Судья
Никитин А.В.
Дело на странице суда
shumerlinsky--chv.sudrf.ru
01.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2022Передача материалов судье
02.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2023Дело оформлено
10.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее