Дело № 2-736/2022
УИД 21RS0017-01-2022-001139-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2022 года г. Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Никитина А.В., с участием старшего помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Егоровой Е.Н., при секретаре Степановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Шумерлинского межрайонного прокурора к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики об обязании в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор обратился в суд к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики об обязании в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 180 кв.м, имеющую географические координаты _____________, расположенную в д. ........................ Чувашской Республики. Свои требования прокурор мотивировал тем, что проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в сфере обращении с отходами производства и потребления на территории ........................ Чувашской Республики. В ходе проверки установлено, что на территории ........................ расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, состоящая из мешков, пластиковых, стеклянных бутылок, бытового мусора и др., имеющая географические координаты _____________, площадью около 180 кв.м. Несанкционированное размещение отходов на территории ........................ в не предусмотренном для этого месте создает угрозу неблагоприятного их воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований природоохранного законодательства. Просит обязать администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в д. ........................, в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Егорова Е.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала и просила продлить срок исполнения решения суда до "___" ___________ г..
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от "___" ___________ г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от "___" ___________ г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от "___" ___________ г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст. 13 Федерального закона от "___" ___________ г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п. 24 ст. 16 Федерального закона РФ от "___" ___________ г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные нормы закреплены в ч. 1 ст. 10 Закона Чувашской Республики ���������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????????????�?????????�?????????�??????????�???????�??????????�??????????�??????
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенный постановлением Госстандарта России от "___" ___________ г. № ___________-ст, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно п.п. 213-216 Санитарных правил и норм СанПиН "___" ___________ г.-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от "___" ___________ г. № ___________, обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.
Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород). Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, санитарных правил и норм создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, здоровью неопределенного круга лиц и могут привести к ухудшению качества окружающей среды.
Таким образом, администрацией Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и требования ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, права неопределенного круга лиц - населения, а также лиц временно находящихся на указанной территории (т.е. субъекты, персонифицировать которых невозможно). Бесконтрольность по сбору отходов, может в последствии являться источником инфекционных заболеваний, т.к. на свалку имеется свободный доступ диких и домашних животных, а также людей.
Невыполнение требований природоохранного законодательства нарушает права граждан на экологическую безопасность, т.е. состояние защищенности природной среды и хозяйственной деятельности, чрезвычайных ситуаций приходного и техногенного характера, их последствий.
Из имеющихся в материалах дела, а именно акта проверки от "___" ___________ г., видно, что на территории Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики в д. ........................ Чувашской Республики выявлен факт несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (мешки, пластиковые, стеклянные бутылки, бытовой мусор и др.) площадью 180 кв.м., имеющая географические координаты _____________.
Невыполнение администрацией Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики требований по уборке и очистке территории от промышленных отходов, организации благоустройства территории, ведет к загрязнению окружающей природной среды, тем самым нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Наличие на территории Шумерлинского муниципального округа несанкционированной свалки свидетельствует о непринятии ответчиком организационных мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
В связи с изложенным, устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только обязанностью администрации Шумерлинского муниципального округа принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, в целях очищения захламленной бытовыми отходами территории Шумерлинского муниципального округа.
Таким образом, на основании имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что имеет место нарушение требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу изложенного, суд считает обоснованными требования Шумерлинского межрайонного прокурора и удовлетворяет их.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шумерлинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 180 кв.м, имеющую географические координаты _____________, расположенную в д. ........................ Чувашской Республики, в срок до "___" ___________ г..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Шумерлинский районный суд.
Председательствующий: