Дело № 12-138/2023
УИД 50RS0020-01-2023-003654-34
Р Е Ш Е Н И Е
г. Коломна,
Московская область 27 сентября 2023 года
Судья Коломенского городского суда Московской области Буколова Н.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО3 с ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление начальника МРИ ФНС России № по <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника МРИ ФНС России № по <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО1 подал жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить, указывает на нарушение норм процессуального права, а именно на отсутствие сведений о его надлежащем извещении о проведении процессуальных действий.
Жалобы подана с ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в ходе судебного разбирательства данный процессуальный срок был восстановлен.
Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, ФИО1 в судебное заседание Коломенского городского суда не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, на защиту своих интересов направил защитника ФИО5, в связи с чем, суд считает, что в данном случае право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту не нарушено, что позволяет рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исследовав письменные материалы дела, в том числе оригинал административного дела, представленного административным органом, доводы жалобы, дополнения к жалобе, отзыв на жалобу, выслушав мнение защитника ФИО5, свидетеля ФИО6, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, права на защиту.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Признавая протокол об административном правонарушении доказательством по настоящему делу, должностным лицом надлежащим образом не проверено, были ли соблюдены при составлении протокола об административном правонарушении требования ст.28.2 КоАП РФ о надлежащем извещении привлекаемого лица о месте и времени составления протокола.
В соответствии с частями 3, 4, 4.1 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, предоставляется возможность ознакомления с протоколом с правом представить объяснения и замечания по содержанию протокола; в случае неявки привлекаемого лица, если оно извещено в установленном порядке, предусмотренном ст.25.15 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Более того, в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений ч.2 ст.25.1 КоАП РФ с правом лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела корреспондирует обязанность суда или должностного лица предоставить указанному лицу такую возможность.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки в судебное заседание, в том числе привлекаемого лица, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений закона создание условий, необходимых для реализации права на защиту на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, предполагает обязанность суда или должностного лица в соответствии с требованиями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ надлежащим образом известить лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела и предоставить ему возможность участвовать в судебном заседании.
В рамках настоящего дела ФИО1 привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Однако, вопреки указанным требованиям закона, должностным лицом протокол об административном правонарушении и постановление по делу вынесены при отсутствии сведений о надлежащем извещении ФИО1, поскольку доказательства, подтверждающие надлежащее извещение привлекаемого лица о месте и времени совершения соответствующих процессуальных действий в материалах дела отсутствуют.
Из представленных материалов следует, что ФИО1 должностным лицом о времени и месте проведения соответствующих процессуальных действий (26.10.2022г., 15.12.2022г.) извещался почтовыми отправлениями, которые были направлены по адресу: №, <адрес>, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений.
Вместе с тем, из копии паспорта ФИО1, а также представленным по запросу суда сведениям из ФКУ ГИАЦ МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по адресу: №, <адрес>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год зарегистрирован по адресу места пребывания: <адрес>А, <адрес>. Доказательств надлежащего извещения ФИО1 в материалах дела иным способом не содержится, не представлено таких и административным органом при рассмотрении жалобы.
Таким образом опровергнуть доводы жалобы о ненадлежащем извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, изложенное свидетельствует о том, что протокол, составленный с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ, не мог быть использован в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Исключение протокола об административном правонарушении из числа доказательств по делу об административном правонарушении, при его обязательности влечет недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении лица к административной ответственности, и относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление начальника МРИ ФНС России № по <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 подлежит отмене, а производство по данному делу – прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника МРИ ФНС России № по <адрес> ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств на основании которого вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья ФИО7