Дело № 2-1443/23
УИД 23RS0005-01-2023-003569-13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 октября 2023 г. Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Наумова С.Н.,
при секретаре Шатохиной А.С.,
с участием истицы Моротченко Д.А. и ее представителя Поляковой Е.С., по доверенности, представителя администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района - Григорьевой Н.В., по доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князевой Н.А., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Моротченко Дарьи Александровны к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района о включении в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района,
у с т а н о в и л:
Моротченко Д.А. обратилась в суд с иском к ответчику о включении в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района. В обоснование заявленных требований указала, что ей, МЕА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., МММ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и МВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании договора купли-продажи от 02.07.2019 г. и дополнительного соглашения от 02.07.2019 г. на праве общей долевой собственности по 1/4 доле каждому принадлежит жилой дом, общей площадью 37,9 кв.м по адресу: <адрес>. В результате сильных дождей и ливней ДД.ММ.ГГГГ на территории Апшеронского городского поселения пострадало их жилое помещение, в котором она и члены ее семьи фактически проживали на ДД.ММ.ГГГГ При обращении в администрацию Апшеронского городского поселения о предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи получила отказ, поскольку согласно справки председателя ТОС № ООО факт ее проживания не установлен, поэтому просит установить факт проживания Моротченко Д.А., и ее несовершеннолетних детей ММР, 01.07.20216 г.р. и ММП, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированных в <адрес> в <адрес>, на день возникновения затопления - 03.06.2023 г., признать решение администрации Апшеронского городского поселения от 07.06.2023 г. № от отказе включения в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения незаконным, включить их в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения и предоставить им единовременную материальную и финансовую помощьв связи с утратой имущества первой необходимости граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения.
Моротченко Д.А. и ее представитель Полякова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Григорьева Н.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князева Н.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Моротченко Д.А. и просили отказать, пояснив, чтона день возникновения затопления, то есть на 03.06.2023 г. истица совместно со своими детьми ММР, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ММП, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не проживала в жилом доме по <адрес> в <адрес>, о чем со слов МЕА, было составлено заключение комиссии. МЕА и МММ были ознакомлены с данным заключением, в нем указан состав семьи и количество проживающих лиц, о чем также имеются их подписи, возражения они не представили, получили финансовую и материальную помощь, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований Моротченко Д.А. не имеется.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит, что оснований для удовлетворения исковых требований Моротченко Д.А. не имеется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специализированный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.
На основании п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Моротченко Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., МЕА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., МММ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и МВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности по 1/4 доле каждому принадлежит жилой дом, общей площадью 37,9 кв.м по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельствам о рождении на имя ММР, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ММП, ДД.ММ.ГГГГ г.р., их матерью является - Моротченко Дарья Александровна.
Постановлением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 06.06.2023 г. № 518 на территории Апшеронского городского поселения введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Постановлением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 06.06.2023 г. № 519 утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории Апшеронского городского поселения.
Согласно указанному правовому акту, определены границы зон ЧС в пределах территории Апшеронского городского поселения.
Постановлением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 06.06.2023 г. № 520 образована рабочая группа по обследованию объектов, поврежденных в результате чрезвычайная ситуации на территории Апшеронского городского поселения.
В результате произошедшего подтопления пострадал жилой <адрес> в <адрес> края.
На момент чрезвычайной ситуации истица, а также ее несовершеннолетние дети, были зарегистрированы в указанном доме, при этом, согласно справки председателя члена Совета ТОС № ООО заверенной надлежащим образом, в жилом доме по <адрес> в <адрес> совместно с МЕА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживают дочь - МВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын МММ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., иные лица в указанном жилом доме не проживают.
Как следует из заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации от 03.06.2023 г. в составе комиссии: председатель комиссии РРР и.о. начальника ОМК АГП, членов комиссии: КВГ - главного специалиста ОАиГ МКУ ЖКС, ТГХ - главного специалиста МКУ ЖКС, в присутствии собственников жилого дома - МЕА и МММ, которые также расписались в заключении и тем самым подтвердили, что на момент подтопления в жилом доме 03.06.2023 г. проживали: МЕА, МММ, и несовершеннолетний ребенок МВА, других граждан в жилом доме комиссией установлено не было.
В результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района 03.06.2023 г., подтвердился факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно заключению об установлении факта проживания в жилом помещении, находящегося в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителем имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района 03.06.2023 г., подтвердился факт утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района 03.06.2023 г., проживающих в жилом домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем, МЕА и МММ, и несовершеннолетний ребенок МВА, получили единовременную материальную и финансовую помощь, что подтверждается платежными поручениями от 05.09.2023 г. и 14.09.2023 г.
Иных доказательств, опровергающих выводы заключения, истицей представлено не было.
При обращении в администрацию Апшеронского городского поселения о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Апшеронского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ и признании ее право на получение финансовой, материальной помощи, 07.06.2023 г. за № получила отказ, из которого следует, что в спорном жилом доме по <адрес> в <адрес>, факт проживания Моротченко Д.А., ММР и ММП на момент подтопления не установлен, справкой председателя ТОС № ООО
Допрошенная в судебном заседании свидетель МЕА пояснила, что ...
Из показаний свидетеля МММ следует, что ...
Допрошенный в судебном заседании свидетель РРР пояснил, что ...
Из допрошенного в судебном заседании свидетеля КВГ следует, что ...
Как следует из показаний свидетеля ООО ...
Суд принимает в качестве допустимого доказательства по делу допрошенных в судебном заседании свидетелей, поскольку данные свидетели подтвердили факт затопления дома, пояснили, кто из граждан проживал фактически на день подтопления в нем, показания свидетелей РРР, КВГ и ООО согласуются между собой и противоречий при их допросах не имеется, данные свидетели наделены соответствующими полномочиями органов местного самоуправления, которые вправе устанавливать данный факт при ликвидации ЧС.
При этом, суд критически относится к показаниям свидетелей МЕА и МММ, поскольку они являются близкими родственниками Моротченко Д.А. и заинтересованы в исходе дела, а также их показания противоречивы между собой.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из утвержденного постановлением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района № 519 от 06.06.2023г. «Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района» следует, что граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, имеют право на:
1) единовременную материальную помощь в размере 10000 (десяти тысяч) рублей на человека;
2) финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50000 (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100000 (сто тысяч) рублей на человека.
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной материальной и (или) финансовой помощи, осуществляется однократно.
1. Пострадавшими гражданами в соответствии с настоящим Порядком являются граждане Российской Федерации, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, условия жизнедеятельности которых нарушены и которые утратили частично или полностью имущество первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
2. Предоставление гражданам единовременной материальной помощи, осуществляется при одновременном выполнении при введения режима чрезвычайной ситуации, следующих условий:
-проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении при введения режима чрезвычайной ситуации, следующих условий: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания граждан в жилых помещениях;
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания граждан и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
Факт нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации устанавливается по состоянию хотя бы одного из показателей указанных критериев, характеризующему невозможность проживания граждан в жилых помещениях.
Факт утраты имущества первой необходимости устанавливается исходя из следующих критериев:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3-х предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В целях настоящего Порядка под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
3. Заключение об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной составляется по форме указанной в приложении 4 к настоящему Порядку, заключение об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации составляется по форме, указанной в приложении 5 к настоящему Порядку (далее - заключения).
В заключениях как заявители указываются все граждане, проживающие в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации,
4. Заключения составляются комиссией. Состав (не менее 3-х человек) комиссии и порядок ее работы определяется правовым актом администрации поселения, на территории которого находятся жилые помещения, которые попали в зону чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями указанными в пункте 4 и 8 настоящего Порядка.
Заключения, подписываются всеми членами комиссии.
Граждане ознакамливаются с заключением под роспись.
5. Факт проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, устанавливается решением комиссии на основании следующих критериев:
а) гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) гражданин зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) имеется договор аренды жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
г) имеется договор социального найма жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
д) имеются справки с места работы или учебы, справки медицинских организаций;
е) имеются документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;
ж) имеются справки участкового уполномоченного полиции, обслуживающего территорию проживания заявителя, о фактическом проживании заявителя в жилом помещении в момент чрезвычайной ситуации;
з) иные сведения, которые могут быть предоставлены гражданином в инициативном порядке, получение которых не потребует от заявителя обращения за получением государственных (муниципальных) услуг, услуг организаций.
Критерии, указанные в подпунктах «а - г» пункта 8, оцениваются в совокупности не менее чем с одним из критериев, указанными в подпунктах «д - з» пункта 8, позволяющим установить факт проживания.
Факт проживания детей в возрасте до 14 лет в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, устанавливается решением комиссии, если установлен факт проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, хотя бы одного из родителей (усыновителей, опекунов), с которым проживает ребенок.
В случае необходимости установления факта проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, на момент составления заключений, администрацией поселения, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация в праве в течение 5 рабочих дней со дня составления заключений запрашивает необходимые документы и иные сведения от федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, должностных лиц, организаций и учреждений с целью получения сведений о проживании граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. По результатам полученной информации комиссия принимает решение: установлен или не установлен факт проживания заявителя в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации.
6. Для включения в списки, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, граждане, не позднее 3 месяцев со дня введения режима чрезвычайная ситуация, подают на имя главы Администрации заявление об оказания единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации (далее - заявления), формы заявлений приведены в приложениях 6 и 7 к настоящему Порядку, в случае подачи заявления представителем или законным представителем рекомендуемые формы приведены в приложениях 8 и 9 к настоящему Порядку. Уполномоченным органом на прием заявлений является отдел по делам ГО, ЧС администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
К заявлениям гражданами прилагаются следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, а также документы, подтверждающие его полномочия (в случае подачи заявления представителем заявителя);
документ (документы) о рождении ребенка (детей), выданный (выданные) компетентным органом иностранного государства, и его (их) нотариально удостоверенный перевод на русский язык - при регистрации акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации.
После снятия копии с представленного оригинала документа, оригинал возвращается заявителю.
Граждане вправе самостоятельно представить соответствующие копии документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Заявление подается на каждого гражданина, претендующего на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, при этом в отношении несовершеннолетнего(их) или недееспособного(ых) лиц(а) подается одно заявление его законным представителем или опекуном (попечителем).
7. Администрация сверяет сведения, указанные в заявлении, с данными паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, подающего заявление.
При соответствии сведений Администрация принимает решение о включении заявителя в списки, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, и не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления формирует и подготавливают списки по формам согласно приложениям 1,2,3 к настоящему Порядку, либо принимает решение об отказе во включении в списки, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
Основанием для отказа во включении в списки, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, является:
несоблюдение условий, указанных в пунктах 4 и 8 настоящего Порядка; отсутствие одного или нескольких документов (сведений), предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка;
заявления поданы с нарушением срока, предусмотренного пунктом 9 настоящего Порядка;
недостоверность предоставленных документов или содержащихся в заявлении и (или) документах сведений;
назначение гражданину единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по аналогичному основанию.
Принимая во внимание, что в судебном заседании установлено, что Моротченко Д.А., а также ее несовершеннолетние дети: ММР, и ММП не проживали в жилом доме по <адрес> в <адрес> на 03.06.... г., заключение комиссии от 06.06.2023 г. никем из собственников жилого дома не оспорено, в том числе и истицей, а также, что требования о признании заключение об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не заявлено, оснований включения в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района, Моротченко Д.А., не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Моротченко Дарьи Александровны к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района о включении в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 05 октября 2023 г.
Судья
Апшеронского районного суда С.Н. Наумов