ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по гражданскому делу № 2-2712/2024
(43RS0001-01-2023-007755-68)
г. Киров, ул. Спасская, д.20 6 мая 2024 года
Ленинский районный суд г.Кирова в составе:
председательствующего судьи Шамриковой В.Н.
при секретаре судебного заседания Пермяковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Слободского межрайонного прокурора Кировской области к НКО «Фонд капитального ремонта» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирных домов,
У С Т А Н О В И Л:
Слободской межрайонный прокурор Кировской области обратился в суд к НКО «Фонд капитального ремонта» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести капитальный ремонт многоквартирных домов. В обосновании иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере капитального ремонта многоквартирных домов в деятельности Фонда капитального ремонта Кировской области. Всего в план 2022 года было включено 426 многоквартирных домов (далее - МКД), собственники помещений которых формируют взносы на капитальный ремонт на счете регионального оператора. Из указанного количества домов до настоящего времени не организованы и не выполнены работы в отношении МКД, расположенного по адресу: г.Слободской, ул.Советская, д.41. Краткосрочными планами программы капитального ремонта на 2022 год был запланирован капитальный ремонт системы теплоснабжения рассматриваемого МКД. 27.08.2020 между Фондом и ООО «Сантехмонтажстрой» заключен договор № 84-2020/Р на оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории г.Слободского и Слободского района, в том числе на ремонт системы теплоснабжения вышеуказанного МКД. 11.11.2021 между Фондом и ООО «Сантехмонтажстрой» заключено дополнительное соглашения предметом которого являлось исключение рассматриваемого МКД из перечня домов, подлежащих капитальному ремонту. Иных договоров на выполнение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения вышеуказанного МКД не заключалось. С 2022 года, принимаемые Фондом меры к поиску подрядных организаций, являются нерезультативными, подрядные организации для выполнения работ не найдены, в запланированный срок рассматриваемый дом не отремонтирован. Длительное бездействие регионального оператора может повлечь повторное неисполнение плана капитального ремонта в отношении вышеуказанного дома, срок капитального ремонта которых неоднократно переносился региональным оператором при актуализации краткосрочных планов. Указанное бездействие Фонда приводит к нарушению прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах на комфортное проживание, а также к срыву реализации программных мероприятий, не достижению целей и задач Программы. По данным фактам межрайонной прокуратурой в адрес НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» в 2023 вносилось представление. Несмотря на это работа, направленная на своевременное выполнение программных мероприятий и достижение целей и задач, не улучшилась.
Истец просит признать незаконным бездействие НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области выразившееся в неисполнении обязанности по организации проведения работ по капитальному ремонту дома расположенного по адресу: г.Слободской ул.Советская, д.41. Обязать НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения дома расположенного по адресу: г.Слободской, ул.Советская, д.41.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинскогог района г. Кирова Скопин Н.П. доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, настаивал на удовлетворении требований.
Представитель ответчика Казарян Р.С. по доверенности возражал против заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав позиции сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В целях реализации отдельных полномочий субъекта РФ в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в Кировской области принят и введен в действие Закон Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области».
Распоряжением Правительства Кировской области от 26.08.2013 № 263 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» создан региональный оператор.
Целью деятельности Фонда согласно Уставу является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области.
Согласно ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 2 ст. 168 ЖК РФ, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капительного ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ.
В силу требований п.п. 1, 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
В соответствии с ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В силу ст. 181 Жилищного кодекса РФ и Устава самостоятельное выполнение Фондом каких-либо работ законодательством не предусмотрено. В целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме Фонд обязан привлечь для этого подрядные организации, заключив с ними от своего имени соответствующие договоры.
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определен соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Положение, Постановление).
Согласно п.2 Постановления, закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Судом установлено, что постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210 утверждена областная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области».
В целях реализации Программы распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.07.2019 № 49 утвержден краткосрочный план реализации областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области на 2020-2022 годы».
В рамках вышеуказанного краткосрочного плана региональный оператор в лице НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» обязан был обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Слободской, ул.Советская, д. 41 (система теплоснабжения -2022).
Из представленных материалов дела следует, что капитальный ремонт многоквартирного дома в части система теплоснабжения не окончен.
В целях реализации Программы 27.08.2020 между НКО «Фонд капитального ремонта» и ООО «Сантехмонтажстрой» заключен договор № 84-2020/Р на оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории г.Слободского и Слободского района, в том числе на ремонт системы теплоснабжения вышеуказанного МКД.
11.11.2021 между НКО «Фонд капитального ремонта» и ООО «Сантехмонтажстрой» заключено дополнительное соглашения предметом которого являлось исключение рассматриваемого МКД из перечня домов, подлежащих капитальному ремонту.
Фондом вновь была запущена процедура по выбору подрядной организации в соответствии Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, а именно систематического размещения электронных аукционов на электронной площадке РТС тендер / ЕИС ЗАКУПКИ по заключению договоров, но в связи с отсутствием заявок аукционы признаны несостоявшимися. Подтверждение проведения электронных аукционов содержаться в сводной таблице по проведению электронных аукционов по выполнению работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения МКД, указанного в исковом заявлении.
25 апреля 2024 года было размещено очередное извещение № SBR037- 240119209000700 / 204050000012400701 с датой начала подачи заявок с 26.04.2024 г., дата проведения аукциона назначена на 05.07.2024 г.
Иных договоров на выполнение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения вышеуказанного МКД не заключалось.
С 2022 года, принимаемые НКО «Фонд капитального ремонта» меры к поиску подрядных организаций, являются нерезультативными, подрядные организации для выполнения работ не найдены, в запланированный срок рассматриваемый дом не отремонтирован.
Таким образом, срок проведения работ по ремонту системы теплоснабжения нарушен региональным оператором.
Анализируя доводы прокурора о том, что длительное бездействие регионального оператора и ненадлежащая организация исполнения краткосрочных планов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области нарушают жилищные права граждан на благоприятные и безопасные условия их проживания, суд находит их убедительными.
По данным фактам межрайонной прокуратурой в адрес НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» в 2023 вносилось представление.
Вместе с тем, ответчик обязательства по проведению капительного ремонта, указанных МКД в рамках реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области на 2020-2022 годы» до сих пор не выполнил. Факт не проведения капительного ремонта в многоквартирном доме по настоящее время ответчиком не отрицается.
Ответчиком не представлено суду относимых и допустимых доказательств, подтверждающих обратное.
Заявленные требования прокурора, подтверждаются представленными в материалы дела нарядами-заданиями.
При разрешении спора и анализе представленных сторонами доказательств судом установлено, что имеющиеся дефекты в многоквартирном доме в настоящее время ухудшают общие характеристики зданий, свидетельствуют о нахождении объектов в неудовлетворительном техническом состоянии. Не устранение выявленных дефектов в виде проведения капительного ремонта системы теплоснабжения МКД впоследствии может привести к разрушению и протечкам, создать угрозу жизни и здоровью граждан.
НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кировской области» создан именно с целью организации проведения такого рода ремонтов, следовательно, в данном случае именно он как региональный оператор несет ответственность за действия по проведению капитального ремонта.
При изложенных обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконным бездействие НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской облаете выразившееся в неисполнении обязанности по организации проведения рабе по капитальному ремонту дома расположенного по адресу: г.Слободского, ул.Советская, д.41 и возложить на ответчика обязанность обеспечить проведение работ га капитальному ремонту системы теплоснабжения дома расположенного по адресу: г.Слободской, ул.Советская, д.41.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Слободского межрайонного прокурора Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к НКО «Фонд Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о признании бездействия незаконным, об обязании обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения дома - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие НКО «Фонд Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» выразившееся в неисполнении обязанности по организации проведения работ по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 41.
Обязать НКО «Фонд Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения дома расположенного по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 41 в срок до 30.09.2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.Н. Шамрикова
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2024
Судья В.Н. Шамрикова