Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 июля 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Емельяновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1450/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
с участи ем представителя административного истца ФИО3
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:1029 равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 года в размере 8 838 444,91 руб., земельного участка с кадастровым номером 63:10:0203014:16 – по состоянию на 1 января 2022 года в размере 4 984 482,97 руб., земельного участка с кадастровым номером 63:10:0105032:7– по состоянию на 1 января 2022 года в размере 2 200 884,27 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником названных земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков превышает размер их рыночной стоимости, чем нарушает его права как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 и он же, будучи представителем заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5, ФИО8, поддержал заявленные требования.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: ГБУ СО ЦКО, Администрация г. о. Чапаевск не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв, в котором оно указало, что определенная отчетом об оценке рыночная стоимость земельных участков находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые земельные участки, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Администрация г.о. Чапаевск представила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку существенное снижение кадастровой стоимости приведет к значительному снижению поступлений в бюджет городского округа Чапаевск, просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:10:0000000:1029 площадью 10 000 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. А. Толстого, 83А.
ФИО1, ФИО6, ФИО5 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:10:0203014:16 площадью 4602 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Сазонова, 5А.
ФИО1, ФИО8, ФИО4 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:10:0105032:7 площадью 2032 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Гражданская, д. 5.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 года по состоянию на 1 января 2022 года в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:1029 – в размере 13 286 200 руб., земельного участка с кадастровым номером 63:10:0203014:16 в размере 6 659 232,06 руб., земельного участка с кадастровым номером63:10:0105032:7 в размере 3 267 151,2 руб..
Административный истец считает размер кадастровой стоимости завышенным, поэтому 3 мая 2024 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец предоставил отчет об оценке № 10–ОЦ-2 от 15 марта 2024 года, выполненный оценщиком ООО «Кредо», которым рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2022 года в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:1029 в размере 8 838 444,91 руб., земельного участка с кадастровым номером 63:10:0203014:16 в размере 4 984 482,97 руб., земельного участка с кадастровым номером 63:10:0105032:7 в размере 2 200 884,27 руб.
Давая оценку отчету об оценке, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2022 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости земельных участков на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величин рыночной стоимости, приведенной в рамках выбранного оценщиком сравнительного подхода. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости земельных участков, а также замечаний к отчету об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость земельных участков является достоверной величиной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 3 мая 2024 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
Доводы Администрация г.о. Чапаевск о том, что существенное снижение кадастровой стоимости приведет к значительному снижению поступлений в бюджет городского округа Чапаевск, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, основанных на законе и в обоснование которых представлены достоверные доказательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Шиндина Дмитрия Михайловича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:10:0000000:1029 площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, улица А.Толстого, 83А, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года в размере 8 838 444,91 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:10:0203014:16 площадью 4 602 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, улица Сазонова, 5А, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года в размере 4 984 482,97 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:10:0105032:7 площадью 2 032 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, улица Гражданская, д. 5, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года в размере 2 200 884,27 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 3 мая 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2024 года.