№ 5-13/2023
УИД: 03RS0071-01-2023-000067-52
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 февраля 2023 года г. Янаул РБ
Судья Янаульского районного суда Республики Башкортостан Газизова Д.А., рассмотрев в здании Янаульского районного суда РБ, расположенного по адресу: РБ, г.Янаул РБ, ул.Крестьянская, д.18, дел об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.2 КоАП РФ, в отношении Батталовой Ф.Б,, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административином правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ примерно в 16 час. 00 мин. ФИО1, находясь по адресу: <адрес>, незаконно реализовала спиртосодержащую жидкость с содержанием этилового спирта.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ФИО1
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
На основании абзаца 24 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 16 указанного Федерального закона, розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
В судебном заседании исследованы представленные суду доказательства: протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.; информация о сообщении от ДД.ММ.ГГГГ; протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ. и таблица фотоиллюстраций; протокол опроса ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.; протокол личного досмотра ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ рапорт оперуполномоченного ОУР ОМВД России по Янаульскому району ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.; отношение от ДД.ММ.ГГГГ., справка об исследовании № от ДД.ММ.ГГГГ.; протокол опроса ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справки Экспертно-криминалистического центра МВД по РБ об исследовании № от ДД.ММ.ГГГГ., в ходе исследования жидкостей, находящихся в двух стеклянных флаконах с ненарушенными укупорками, с этикетками «<данные изъяты>, установлено, что содержание этилового спирта в данных жидкостях составило 74,06 %.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров.
При этом суд оценивает имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (статья 1 Закона N 171-ФЗ).
Анализ протокола об административном правонарушении позволяет прийти к выводу о том, что событие вмененного ФИО1 административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано, указание о количестве, объеме, наименовании проданной спиртосодержащей продукции, указание на норму Закона N 171-ФЗ, которая была нарушена ФИО1 продажей спиртосодержащей продукцией, протокол об административном правонарушении не содержит.
При этом из материалов дела объективно усматривается, что на исследование направлены два флакона, объемом 0,99 мл. каждая с этикеткой «Этиловый», между тем, согласно справки об исследовании экспертом исследованы два флакона с наименованием <данные изъяты> Кроме того, в материалах имеются сведения о продаже спирта в магазине «Ника», расположенном по адресу: <адрес>, а также сведения о том, что ФИО1 реализовала спиртосодержащую продукцию из своего жилого дома, расположенного также по данному адресу. Между тем, осмотр помещения магазина «Ника», расположенного также по адресу: РБ, <адрес> произведен не был.
Кроме того, в нарушение требований ст. 26.4 КоАП РФ ФИО1 ознакомлена с вопросами, поставленными перед экспертами в отношении от 28.11.2022г., только после проведения самого исследования – ДД.ММ.ГГГГ
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 13 постановления Пленума № 5 от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения (п.1), а также отсутствие состава административного правонарушения (п. 2) являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, ст. 1.5 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что по делу имеются неустранимые сомнения в виновности ФИО1 по причине недостаточности совокупности представленных в материалах дела допустимых доказательств, суд приходит к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении Батталовой Ф.Б, прекратить на основании п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств административного правонарушения.
Изъятые в ходе личного досмотра два флакона с жидкостью хранящиеся в камере хранения вещественных доказательства ОМВД России по Янаульскому району - уничтожить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Янаульский районный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Копия верна.
Судья Д.А.Газизова