Дело № 2-4353/2023
УИД 03RS0003-01-2023-001593-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года г.Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО7
с участием представителя истца по доверенности ФИО8
представителя ответчика по доверенности ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о перерасчете размера пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11 после уточнения своих требований обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о перерасчете размера пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии.
В обосновании иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. С сентября 2021 года по январь 2022 года она два раза была в отделении пенсионного фонда, и оба раза ее попросили принести трудовую книжку, указывая, что копия трудовой книжки утеряно, в том время как все документы ею были сданы при сдаче заявления ДД.ММ.ГГГГ. В конце декабря 2021 года, когда она была в отделении пенсионного фонда, при разговоре с сотрудником, истец сообщила о потере 10 лет стажа в данных пенсионного фонда, и указала о необходимости направить запросы в налоговую службу для подтверждения данных. Однако в январе 2022 года пришел отказа в назначении пенсии. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ из налоговой службы с копиями деклараций и сумм отчислений в пенсионный фонд, из которого следовало, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец является индивидуальным предпринимателем, с указанием сумм отчислений. После получения данного ответа она вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате пенсии. Из сведений из трудовой книжки истца следовало, что увольнение истца с мест работы было связано со службой супруга, который являлся военнослужащим, однако сотрудники пенсионного фонда на это даже не обратили внимание, и только после повторного обращения к ответчику, сотрудник пенсионного фонда вспомнила о необходимости предоставления справки с военкомата, и только после получения истцом данной справки и предоставления в пенсионный фонд, пенсия была назначена. Размер ее пенсии составляет 10 296 рублей 89 копеек, соответственно размер пенсии в день составляет 332 рубля 15 копеек. Соответственно невыплаченная сумма пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит по расчетам истца 101 305 рублей 75 копеек. Также на сумму невыплаченной пенсии подлежит начислению проценты по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом уточненных исковых требований, просила признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить страховую пенсию ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан произвести перерасчет пенсии по старости ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу ФИО14. моральный вред в размере 10 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО15 на судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.
Представитель истца ФИО16 в судебном заседании исковые требования поддержала, просили их удовлетворить с учетом уточненных требований.
Ответчик – представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО17 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (1 января 2002 года), в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, общий трудовой стаж стал использоваться в механизме обязательного пенсионного страхования для определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 01 января 2002 года.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 02 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО18 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО19 обращалась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии ФИО20 было отказано по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 21 в 2021 году.
При этом, в стаж трудовой деятельности истца не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ - проживание жен, мужей военнослужащих по пункту 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В то же время из трудовой книжки ФИО21 следовало, что ее увольнение с работы ДД.ММ.ГГГГ было связано с переездом супруга –военнослужащего на прохождение военной службы в иную местность.
Указанные обстоятельства ответчиком при рассмотрении заявления ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении страховой пенсии, учтены не были, при этом пункт 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает включение данных периодов в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона.
Кроме того, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно положениям части 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из представленных истцом материалов дела, в том числе деклараций о доходах, полученных в 1996, 1998, 1999, 2000, 2001 годах, поданные в установленном порядке в соответствующие налоговые службы, следует, что за указанный период времени истцом осуществлялась предпринимательская деятельность и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Пунктом 22 Правил, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н (действовавших на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии 13 сентября 2021 года) установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил № определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений, назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции: принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В то же время установлено, что пенсионным органом не была исполнена обязанность по разъяснению ФИО23 как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие дополнительные документы необходимо ей предоставить; пенсионным органом не предпринимались действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы, в том числе в военном комиссариате сведений о переезде супруга истца в иную местность для прохождения службы, сведения из налоговых органов об уплате истцом за период с 1996 года по 2001 года страховых взносов, а доказательств обратного ответчиком в нарушении статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств того, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ за пенсией ФИО24 предлагалось предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт трудовой и иной деятельности, уплаты страховых взносов в качестве индивидуального предпринимателя, суд приходит к выводу, что именно ненадлежащее выполнение пенсионным органом возложенных на него функций повлекло отказ истцу в назначении пенсии при ее первом обращении ДД.ММ.ГГГГ.
Если лицо, в установленном законом порядке обратилось в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости, и в назначении пенсии ему было отказано по вине пенсионного органа, допустившего ошибку в подсчете трудового стажа, пенсия должна быть выплачена за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования о признании решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан об отказе в установлении пенсии ФИО25. от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, и обязании назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, подлежащими удовлетворению.
Обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не свидетельствуют о причинения ей вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда в связи с нарушением пенсионных прав законодательством не предусмотрено, в связи с чем суд оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца не находит.
Также суд не находит оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих ответственность за неисполнение денежного обязательства.
Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (пункт 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года № 99-О).
Таким образом, положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
Между тем в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на пенсионное обеспечение. Эти отношения урегулированы нормами специального пенсионного законодательства, которыми возможность взыскания с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена. Поскольку спорные отношения не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, то взыскание с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям.
Руководствуясь статьями 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
уточненные исковые требования ФИО26 (СНИЛС №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0278055355) о перерасчете размера пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии – удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан об отказе в установлении пенсии ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить ФИО28 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении исковых требований ФИО29 о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан компенсации морального вреда, процентов в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.Н. Искандарова
Мотивированное решение суда изготовлено 24 мая 2023 года.