Дело №5-24/2024
УИД 04RS0020-01-2024-000784-13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 июня 2024 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнеангарская центральная районная больница»,
-в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ,
Установил:
ГБУЗ "Нижнеангарская НРБ" в соответствии с лицензией № Л017-01171-03/00147268, выданной 27.08.2018 Министерством здравоохранения Республики Бурятия, осуществляет деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
В ходе проведенной плановой выездной проверки, согласно приказа руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия Занабадаровой З.М. № 10 от 17.05.2024, должностными лицами территориального органа в период 23.05.2024 по 30.05.2024 проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - ГБУЗ "Нижнеангарская ЦРБ" в рамках лицензионного контроля деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, по результатам которой выявлены нарушения требований Постановления Правительства РФ от 2 июня 2022 г. N 1007 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений"; нарушение Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 911 "О допуске лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" приказ №22а-ОД от 15.02.2024 о допуске лиц; в нарушение Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 911 "О допуске лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ";
Так, в нарушение пп. «а» п. 6 Постановления Правительства РФ от 2 июня 2022 г. N 1007 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" по адресам: <адрес> Литер №, 2 этаж, кабинет № (помещение 3 категории), <адрес>, Литер № 2 этаж, кабинет № (помещение 4 категории) отсутствуют сейфы не ниже 3-го класса устойчивости к взлому для хранения термолабильных НС и ПВ. В ходе проверки установлено наличие препарата Морфин, который в соответствии с маркировкой на упаковке должен храниться при температуре не выше 20оС. По факту используются холодильники обрешеченные снаружи;
- в нарушение пункта 2 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 911 "О допуске лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" приказ №22а-ОД от 15.02.2024 о допуске лиц принимается на основании Приказа Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ", который отменен с 1 января 2021 г. Аналогичная ситуация отмечается в приказах 2022 и 2023 г.г.
- в нарушение пункта 3 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 911 "О допуске лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", в ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» не осуществляется ознакомление лиц, допущенных к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах, а также не осуществляется включение в трудовой договор взаимных обязательств юридического лица и лица, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и (или) прекурсоров.
Данный факт выявлен в ходе изучения личных дел медицинских работников и подтверждается объяснением кадрового работника - начальника отдела кадров ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» Л которая пояснила, что она не знала о том, что необходимо заключать дополнительные соглашения с лицами, допущенными к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, так как типовыми договорами данный пункт не предусмотрен;
- в нарушение пункта 4 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 911 "О допуске лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", в ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, допущены лица, в отношении которых отсутствуют справки и заключения, предусмотренные абзацами четвертым и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Так, в ходе проверки личных дел медицинских работников, допущенных к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, выявлено, ряд указанных лиц увольнялись по тем или иным основаниям и были вновь приняты на работу в медицинское учреждение. Список указанных лиц:
- Г - главный врач, увольнение 30.12.2022 (приказ № 844 от 22.12.2022), прием на работу 01.02.2023 (приказ № 66 от 01.02.2023);
Т - медицинская сестра палатная, увольнение 29.05.2022 (приказ № 247 от 20.05.2022), прием на работу 06.07.2022 (приказ № 364 от 06.07.2022);
А - медицинская сестра палатная, увольнение 31.05.2022 (приказ № 277 от 27.05.2022), прием на работу 04.07.2022 (приказ № 355 от 04.07.2022);
М - медицинская сестра операционная, увольнение 15.07.2022 (приказ № 366 от 07.07.2022), прием на работу 21.09.2022 (приказ № 587 от 21.09.2022);
М - врач-педиатр участковый, увольнение 31.08.2022 (приказ № 514 от 31.08.2022), прием на работу 03.10.2022 (приказ № 634 от 03.10.2022);
- В - врач-терапевт, увольнение 29.09.2022 (приказ № 556 от 13.09.2022), прием на работу 01.11.2022 (приказ № 677 от 25.10.2022);
- Г - медицинская сестра - анестезист, увольнение 31.10.2022 (приказ № 703 от 31.10.2022), прием на работу 01.12.2022 (приказ № 805 от 01.12.2022);
Е - медицинская сестра палатная, увольнение 30.12.2022 (приказ № 838 от 21.12.2022), прием на работу 01.02.2023 (приказ № 65 от 01.02.2023).
Все указанные лица приказами ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» № 1 (ОД) от 01.01.2024 и № 2 (ОД) от 01.01.2024 допущены к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Вместе с тем, при проверке личных дел медицинских работников, установлено, что отсутствие (после повторного приёма на работу) заключений органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации, а также выданных медицинскими организациями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими трудовыми обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом. Фактически, приказы ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» № 1 (ОД) от 01.01.2024 и № 2 (ОД) от 01.01.2024 в части, касающейся допуска вышеперечисленных лиц должны быть отменены, а указанные лица могут быть допущены к осуществлению деятельности только при соблюдении обязательных требований, предусмотренных пунктом 4 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 911 "О допуске лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ";
- в нарушение п. 6 порядка представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о культивировании растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2117 в ходе проверки журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ установлено, что нумерация проводится каждого листа, хотя нумерация должна проводиться развернутого листа журнала;
- в нарушение п. 8 порядка представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о культивировании растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2117 в соответствии с приказом № 2 (ОД) от 01.01.2024 назначены ответственные лица по участковой больнице пос. Новый Уоян за ведение и хранение журналов регистрации операций связанных с оборотом НС и ПВ, а именно О., М и Ш при этом при проверке журналов установлено, что ведением журналов занимаются не уполномоченные за этим лица, такие как Г К У. Б
Также в журнале регистрации НС и ПВ процедурного кабинета участковой больницы пос. Новый Уоян установлено, в качестве документов, обосновывающих расход НС и ПВ указаны истории болезни. Для подтверждения расхода запрошены истории болезни. Не прикладываются документы, подтверждающие расход НС и ПВ. В соответствии с данным пунктом правил документы или их заверенные копии, подтверждающие совершение операции с наркотическим средством или психотропным веществом, либо подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации, либо хранятся в архиве юридического лица с возможностью представления их по требованию контролирующих органов. Из объяснений постовой медицинской сестры следует, что документ подтверждающий расход НС и ПВ находится только в истории болезни пациента, отдельные документы не предусмотрены, поэтому по итогу месяца не сшиваются. При ведении журнала установлены факты, когда в столбце наименование, № и дата расходного документа указываются записи «ОСМП», которая не отражает информации о документе основании проведенного расхода НС и ПВ. Во всех журналах отмечается ненадлежащее ведение в части не заполнении всех столбцов журнала. Также в журнале регистрации НС и ПВ ОНЛС имеются, факты когда основанием для расхода НС и ПВ указывается номер льготного рецепта по форме N 148-1/у-04(л), хотя основанием является рецептурный бланк по форме N 148-1/у-88;
- в нарушение п. 9 порядка представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о культивировании растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2117 во всех журналах регистрации НС и ПВ отмечается факт ведения учета лекарственных средств, не относящихся к наркотических средствам и психотропным веществам, такие препараты как Трамадол (МНН: Трамадол), Элзепам (МНН: Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин), Клофелин (МНН: Клонидин), Транквезипам (МНН: Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин) и т.д. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681);
- в нарушение п. 10 порядка представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о культивировании растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2117 при проведении сквозной нумерации журналов по операциям по приходу и расходу НС и ПВ установлены факты, когда нумерация производится в случаях проведения инвентаризации, переносе остатков с предыдущего месяца. Хотя сквозная нумерация проводится только по операциям прихода и расходу НС и ПВ;
- в нарушение п. 13 порядка представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о культивировании растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2117 в соответствии с приказом № 2 (ОД) от 01.01.2024 назначена комиссия по инвентаризации НС и ПВ в следующем составе: Б К., Ш О Однако при рассмотрении инвентаризационных описей за декабрь 2023 года и январь-апрель 2024 года установлено, что инвентаризацию проводят лица, не уполномоченные за её проведение такие как: Р., М., Б. Ш А.
Аналогичная ситуация отмечалась в октябре, ноябре 2023г. когда инвентаризацию проводила комиссия в составе с В хотя в соответствии с приказом № 1 (ОД) от 01.01.2023 она не включена в перечень лиц уполномоченных на проведение инвентаризациию. Документы или их заверенные копии, составленные по итогам проведения инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ в пос. Новый Уоян не подшиваются в отдельную папку и не хранятся вместе с соответствующими журналами регистрации для возможности представления их по требованию контролирующих органов;
- в нарушение п. 2 Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 526 в медицинской организации внутренний нормативный акт об утверждении Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с вышеуказанным постановлением. В следствии ни один пунктов данного постановления не исполняется;
- в нарушение п. 9 Правил перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 526 отсутствуют приказы главного врача при каждой перевозке наркотических средств, психотропных веществ о назначении лиц, ответственных за их получение, доставку, передачу и сохранность допущенных к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами в соответствии с порядком допуска лиц к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, установленным Правительством Российской Федерации на основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - лица, ответственные за перевозку).
Вышеуказанные факты являются нарушением требований п.п «а», «в», «з», «и», «к», «л», «п», «ц», «ю» п.6 Постановления Правительства РФ от 2 июня 2022 г. N 1007 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений "Правительством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "ф", "ц", "ч", "щ" и "ы" пункта 6 Положения.
Главный врач ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» Г.Г. Мешкова, руководитель территориального органа Росздравнадзора по РБ Занабадарова З.М. просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, смягчении наказания.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ГБУЗ "Нижнеангарская НРБ" в соответствии с лицензией № Л017-01171-03/00147268, выданной 27.08.2018 Министерством здравоохранения Республики Бурятия, осуществляет деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
Виновность ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» в совершении административного правонарушения подтверждается справкой о проверке, объяснениями должностных лиц, сведениями об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, действия ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» судом квалифицируются по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно.
При назначении наказания суд принимает во внимание тяжесть правонарушения, что ранее ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» к административной ответственности не привлекалось, вину признало, является государственным учреждением и финансируется за счет средств бюджета.
Учитывая изложенное, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа. Оснований для назначения наказания в виде приостановления деятельности суд не усматривает, поскольку данное учреждение является учреждением здравоохранения и обязанного своевременно оказывать медицинскую помощь нуждающимся.
При определении размера штрафа суд принимает во внимание, что выявленные нарушения были устранены, отсутствуют какие - либо последствия.
Суд также учитывает материальное положение правонарушителя, являющегося бюджетным учреждением и финансируемым за счет средств бюджета. В связи с чем, суд считает возможным применить наказание с учетом правил 4.1 КоАП РФ в размере 75 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
Постановил:
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Нижнеангарская центральная районная больница» виновным по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Нижнеангарская центральная районная больница» наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Республике Бурятия (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия, л/с 04021824400, ИНН 0326031149, КПП 032601001, БИК 018142016, р/с 03100643000000010200 Отделение – НБ Республики Бурятия банка России // УФК по Республике Бурятия г. Улан-Удэ, КБК 06011601191010020140, ОКТМО 8170100000.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Н.Г. Рабдаева