<№>
64RS0<№>-43
Решение
Именем Российской Федерации
06 сентября 2022 года г. Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Заикиной Ю.Е.,
при секретарях судебного заседания Архипове А.Ф., Ржавцевой О.Б., помощнике судьи Яковенко Ю.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> г. Саратова Лушновой К.А.,
истца Стерлингова М.В., его представителя Ануфриевой С.А.,
ответчика Стерлингова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стерлингова М. В. к Стерлингову А. П. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил:
Стерлингов М.В.обратился в суд с иском кСтерлингову А.П.о признании утратившим право пользования жилым помещением.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что нанимателем квартиры, расположенной по адресу: г. Саратов, <адрес>А, <адрес> значится отец истца - Стерлингов В.М., который умер <Дата> Данная квартира является муниципальной и была предоставлена отцу истца в 1978 г. на основании ордера <№> от <Дата>
<Дата> между Стерлинговым В.М. и <адрес> МО «Город Саратов» был заключен договора социального найма на вышеуказанную квартиру на следующий состав семьи: жена Стерлингова Т.В., дочь Стерлингова Е.В., сын Стерлингов М.В., дочь Стерлингова М.В.
После смерти отца истца Стерингова В.М. основным квартиросъёмщиком стала его жена Стерлингова Т.В., которая умерла <Дата>, при этом она не успела переоформить на себя договор социального найма.
В настоящее время в квартире зарегистрированы истец Стерлингов М.В. и ответчик Стерлингов А.П., который является внуком Стерлинговой Т.В., сыном Стерлинговой М.В. При этом регистрация ответчика является формальной, в квартиру он не вселялся и не проживал. В добровольном порядке ответчик с регистрационного учета сниматься отказывается.
<Дата> истец обратился в <адрес> МО «Город Саратов» с письменном заявлением, в котором просил признать его нанимателем спорного жилого помещения.
<Дата> истец получил ответ на заявление, согласно которому ему отказано во внесении изменения в договор социального найма, поскольку отсутствовало письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи. При этом ответчик отказывается от явки в <адрес> МО «Город Саратов» для дачи письменного согласия на изменения в социальном договоре.
На основании вышеизложенного истец обратился в суд.
В судебном заседании истец Стерлингов М.В. и представитель истца Ануфриева С.А. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам приведенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик Стерлингов А.П. возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку вселен был на законных основаниях, при этом иного жилого помещения не имеет.
Иные участники судебного заседания были извещены о дате и месте судебного заседания надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из положений ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
Ч. 1 ст. 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В силу положений ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном законом порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии со ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ч. 2 ст. 70 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно разъяснениям, данным в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от<Дата> <№>«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч.3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу:г. Саратов, <адрес> А, <адрес> является муниципальным.
<Дата> между Стерлинговым В.М. и <адрес> МО «Город Саратов» был заключен договора социального найма на вышеуказанную квартиру на следующий состав семьи: жена Стерлингова Т.В., дочь Стерлингова Е.В., сын Стерлингов М.В., дочь Стерлингова М.В.
<Дата> Стерлингов В.М. умер.
После <Дата> основным квартиросъёмщиком стала мать истца Стерлингова Т.В., которая умерла <Дата>.
Договор социального найма переоформлен не был.
Согласно справки <№> в квартире расположенной по адресу:г. Саратов, <адрес> А, <адрес> зарегистрированы Стерлингов М.В., <Дата> г.р., Стерлингов А.П., <Дата> г.р.
Согласно заявлению от <Дата> истец обратился в <адрес> МО «Город Саратов» с письменном заявлением, в котором просил признать его нанимателем спорного жилого помещения.
Согласно ответу <адрес> МО «Город Саратов» от <Дата> Стерлингову М.В. отказано во внесении изменения в договор социального найма, поскольку отсутствовало письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи.
Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели Бурдуков А.А., Пономарев А.В., Афанасьева М.В. показали, что Стерлингов А.П. в спорной квартире не проживает, вещей ответчика в квартире нет.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, данные лица не заинтересованы в исходе дела, их показания последовательные и согласуются с письменными пояснениями и письменными доказательствами, а также установленными при рассмотрении дела обстоятельствами.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что с момента достижения ответчиком Стерлиновым А.П. совершеннолетнего возраста он в спорной квартире не проживал, что подтверждается совокупностью доказательств, в том числе и пояснениями самого ответчика, обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг не исполнял, представил в суд только 3 квитанции по оплате ЖКУ за 2022 год. Оплату жилищно-коммунальных услуг по спорной квартире производит истец.
При этом, ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в течение спорного периода имели место обстоятельства, препятствовавшие ему во вселении в спорную квартиру и проживанию в ней.
Поскольку в материалы дела были представлены доказательства того, что Стерлингов А.П. в спорной квартире фактически не проживает с 2011 г., расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг он не несет, его выезд из спорного жилого помещения носит добровольный и постоянный характер, то указанные обстоятельства, исходя из положений ч. 3 ст. 83 ЖК РФ, дают основания для вывода о добровольном отказе Стерлингова А.П. от своих прав и обязанностей по договору социального найма, с учетом того, что его отсутствие в спорном жилом помещении носит постоянный и длительный характер, в связи с чем, исковые требования Стерлингова М.В. о признании Стерлингова А.П. утратившим право пользования спорной квартирой подлежали удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
ПризнатьСтерлингова А. П., <Дата> года рождения (паспорт 6315 <№>) утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Саратов,<адрес>.
Данное решение является основанием для снятияСтерлингова А. П. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено –<Дата>.
Судья Ю.Е. Заикина